Фото: constitutionnet.org
В 2019 г. заголовки многие изданий пестрели результатами референдума о независимости в Автономном Регионе Бугенвиль, который входит в состав одного из наиболее экономически развитых государств Океании – Папуа–Новой Гвинеи. Тогда свыше 97% жителей папуа-новогвинейской автономии проголосовали за независимость. Теперь на Бугенвиле прошли выборы президента, которые знаменуют новый этап выстраивания отношений как с «материком», так и привлекают внимание ведущих акторов Океании – Австралии, Китая и Индонезии.
О Бугенвиле
Автономный Регион Бугенвиль (АРБ) представляет собой островную группу к северо-востоку от материковой части Папуа – Новой Гвинеи (ПНГ). Основной территорией АРБ выступают два крупных острова – о-в Бугенвиль и прилегающий к нему о-в Бука, где располагается одноименная столица автономии. Бугенвиль также включает в себя множество более мелких островов и атоллов. В регионе проживают около 300 тыс. человек (свыше 3% от общей численности населения ПНГ). Также необходимо отметить, что Папуа – Новая Гвинея является крупнейшим островным государством Океании[1], а Бугенвиль составляет около 2% ее территории.
Считается, что, несмотря на территориальную принадлежность к ПНГ, бугенвильцы исторически и культурно близки к населению западной части архипелага Соломоновы острова. На то есть несколько причин. Во-первых, бугенвильцы внешне схожи с жителями Соломоновых островов. Во-вторых, необходимо отметить еще одну их важную особенность – общество на Бугенвиле матрилинейное (землей владеют женщины, а не мужчины), что также характерно для культурных традиций, сложившихся на Соломоновых островах.
Карта острова Бугенвиль
Источник: ООН
В 1884 г. Бугенвиль, равно как и вся северо-восточная часть нынешней территории Папуа – Новой Гвинеи, был аннексирован и вошел в состав колонии Германская Новая Гвинея. Первая колониальная станция на острове была основана только к 1905 году. В ходе Первой мировой войны Австралия отвоевала Бугенвиль у Германской империи и на протяжении 60-ти лет (1915-1975 гг.) управляла как его территорией, так и восточной «материковой» частью современной ПНГ. Затем Бугенвиль автоматически вошел в состав уже независимой Папуа – Новой Гвинеи, несмотря на несколько попыток со стороны Бугенвиля добиться признания своего суверенитета у Организации Объединенных Наций (ООН).
Расположение Автономного Региона Бугенвиль в составе Папуа – Новой Гвинеи
Источник: Nationalia
Говоря о природных ресурсах, следует отметить, что Автономный Регион Бугенвиль обладает большими запасами меди и золота, богат рыбой и плодородными землями, которые особенно подходят для выращивания какао и производства кофе. На о-ве Бугенвиль также располагается золотомедное месторождение Пангуна (временно приостановленное), которое некогда было одним из крупнейших рудников мира. По оценкам экспертов, в недрах Пангуны заключены 1 млрд. тонн меди и 12 млн. унций золота[2].
Гражданская война на Бугенвиле (1988-1998 гг.)
Именно из-за противоречий вокруг Пангуны в конце 1988 г. на Бугенвиле вспыхнула настоящая гражданская война. Причиной стали споры о распределении доходов от добычи полезных ископаемых, полученных с рудника Пангуна, а также недовольство местных жителей загрязнением окружающей среды, что вынуждало их покидать свои дома целыми семьями. Впоследствии эти земли занимали так называемые скваттеры, промышлявшие добычей золота и меди. Это месторождение разрабатывала компания Bougainville Copper Ltd (BCL), контрольный пакет акций которой принадлежал австралийской компании Rio Tinto. Более того, даже существовали опасения, что горные работы могут уничтожить весь о-в Бугенвиль. Как результат, начали формироваться движения, выступавшие против добычи полезных ископаемых на острове. Впоследствии дело дошло образования Бугенвильской революционной армии (БРА) и использования взрывчатки для приостановки операций на Пангуне. Целью БРА было заставить компанию BCL и власти ПНГ пересмотреть соглашение о добыче полезных ископаемых и обеспечить должные условия для самих бугенвильцев. В ответ на действия БРА папуа-новогвинейские власти задействовали силы полиции и Силы обороны Папуа – Новой Гвинеи. Впоследствии к проправительственным войскам присоединилось и местное ополчение на Бугенвиле – Силы сопротивления Бугенвиля. Более того, к папуа-новогвинейским войскам присоединились и Силы обороны Австралии, что является важным аспектом данного конфликта, так как противостоявшие пагубным последствиям добычи бугенвильцы рассчитывали не то чтобы на поддержку, но хотя бы на нейтралитет австралийской стороны.
Самый масштабный вооруженный конфликт в Океании со времен Второй мировой воны продлился вплоть до апреля 1998 гг. и унес жизни почти 20 тыс. человек. Инфраструктура в некогда перспективной провинции была практически уничтожена. После множества попыток прийти к соглашению 30 августа 2001 г. всё же было подписано Бугенвильское мирное соглашение, которое было ратифицировано Национальным парламентом Папуа – Новой Гвинеи в 2002 г.
Особенности автономного статуса Бугенвиля
Бугенвильское мирное соглашение, подписанное между БРА и властями Папуа – Новой Гвинеи, предусматривало ряд особенностей. Во-первых, проведение референдума на Бугенвиле о его будущем политическом статусе в течение пятилетнего периода с июня 2015 года по июнь 2020 гг. В ходе референдума жителям Бугенвиля предстояло выбрать между «независимостью» или «бо́льшей автономией». Согласно мирному соглашению, результаты референдума не являются обязательными, ибо их должен утвердить парламент ПНГ, предварительно проведя двусторонние консультации.
Во-вторых, предполагалось предоставление Бугенвилю статуса автономии и реорганизация институтов управления в постконфликтном регионе. Структура правительства Бугенвиля определяется отдельной Конституцией. Автономию возглавляет избранный президент, который заседает в законодательном органе, а Палата представителей состоит из 44 депутатов, где также введены квоты на шесть мест: три для женщин и три для бывших комбатантов. Конституция АРБ также предусматривает создание институтов: суда, полиции и др. В 2005 г. АРБ также были переданы полномочия по распоряжению добычей природных ископаемых. Как результат, в 2015 г. автономия приняла Бугенвильский закон о добыче полезных ископаемых, который наделял правом собственности на полезные ископаемые владельцев земли. В свою очередь, ряд полномочий сохранились за папуа-новогвинейскими властями: оборона, международные отношения и макроэкономическая политика.
В-третьих, мирное соглашение было нацелено на ликвидацию оружия, чему также активно способствовала ООН, чьи миссии осуществляли надзор за утилизацией и сертификацией оружия. На современном этапе на Бугенвиле также есть предложения принятии закона о выкупе огнестрельного оружия у населения. По мнению одного из местных жителей, только благодаря новому законодательству бугенвильцы, особенно бывшие комбатанты и молодежь, владеющие огнестрельным оружием, смогут свободно и добровольно сдать свое огнестрельное оружие властям[3]. Предполагается, что оно может быть выкуплено правительством за 15 тыс. кина (US$4,2 тыс.), а его отсутствие может сделать общество более безопасным[4].
Референдум (2019 г.) и всеобщие выборы (2020 г.) на Бугенвиле
11 декабря 2019 г. в Автономном Регионе Бугенвиль завершился референдум, в рамках которого подавляющее большинство жителей (97,7%) проголосовало за независимость от Папуа – Новой Гвинеи. Безусловно, это событие привлекло внимание мирового сообщества, и многие заговорили о новом независимом государстве в южной части Тихого океана, породив при этом множество слухов.
Учитывая тот факт, что результаты референдума еще должны быть ратифицированы Парламентом ПНГ, а окончательный статус Бугенвиля будет согласован между правительством Папуа – Новой Гвинеи и АРБ, возникает логичный вопрос: как в данном случае реагируют сами папуа-новогвинейские власти? Может показаться, что они не будут торопить события на Бугенвиле и, более того, постараются замедлить этот процесс, опасаясь настоящего обретения независимости Бугенвилем. Но, в данном случае все наоборот. Нынешнее правительство Папуа – Новой Гвинеи во главе с премьер-министром Джеймсом Марапе всячески демонстрирует готовность участвовать в мирном процессе и ведет довольно сбалансированную политику. Сначала правительство предоставило свыше US$5 млн. для проведения референдума[5], а затем назначило сэра Пука Тему министром по делам Бугенвиля – человека, который также был свидетелем подписания Бугенивильского мирного соглашения[6]. Тем не менее, папуа-новогвинейская сторона не скрывает того факта, что хочет, чтобы Бугенвиль оставался частью страны[7].
Джеймс Марапе, восьмой премьер-министр Папуа – Новой Гвинеи
Источник: Bloomberg
В августе-сентябре 2020 г. в АРБ прошли выборы в местный парламент, а также президентские выборы, где поборолись 25 кандидатов – такого количества участников президентской гонки Бугенвиль еще не видел за всю свою историю. Победу на выборах одержал экс-командующий Революционной армией Бугенвиля 51-летний Исмаил Тороама, набрав 51 317 голосов[8]. Во время своей службы И. Тороама завоевал хорошую боевую репутацию и считался одним из самых уважаемых лидеров БРА[9]. Что немаловажно, И. Тороама уже участвовал на президентских выборах АРБ в 2015 г., но тогда победил бывший президент АРБ Джон Момис, который также был активным участником мирного процесса на Бугенвиле.
Согласно официальным заявлениям И. Тороамы, он сосредоточится на Бугенвильском мирном соглашении, прозрачности и подотчетности правительства автономии, а также верховенстве закона. По словам политика, прекращение беззакония позволит привлечь необходимые инвестиции в развитие бугенвильской экономики. И. Тороама даже учредил собственную политическую партию Бугенвильский Народный Альянс (англ. Bougainville People’s Alliance), целью которой является «сделать Бугенвиль партнером мирового сообщества»[10]. На первых порах своего срока новоизбранный бугенвильский президент намерен провести аудит правительства, а также усилить роль правоохранительных органов. В свою очередь, дискуссии о статусе Бугенвиля начнутся после утверждения состава правительства автономии.
Новоизбранный президент Автономного Региона Бугенвиль Исмаил Тороама
Источник: Facebook / NBC Bougainville - Maus Blong Sankamap
Премьер-министр Папуа – Новой Гвинеи Джеймс Марапе также заявил, что с нетерпением ждет совместной работы с новоизбранным президентом автономии и сообщил, что в ближайшие недели он встретится с ним, чтобы обсудить дальнейшие шаги в процессе обретения Бугенвилем независимости[11].
Жители Бугенвиля возлагают большие надежды на новое руководство автономии, ведь в ближайшие пять лет им предстоит выполнить ряд задач, включая работу по итогам референдума о независимости, развитие экономики и обеспечение стабильного развития автономного региона.
Бугенвиль и мировое сообщество
Результаты референдума и всеобщих выборов на Бугенвиле повлекут за собой последствия не только во внутриполитическом дискурсе Папуа – Новой Гвинеи, но и в региональном масштабе, в особенности среди ведущих акторов Южно-Тихоокеанского региона (ЮТР).
Здесь в первую очередь стоит рассмотреть позицию Австралии, которая крайне дорожит отношениями как с Папуа – Новой Гвинеей, так и с Бугенвилем. Более того, на протяжении веков считалось, что нападение на Австралию произойдет именно с севера, поэтому издавна острову Новая Гвинея отводилась особая роль и в оборонном потенциале Австралии. Рассматривая значение Папуа – Новой Гвинеи для оборонной политики Австралии, будет верным привести в качестве примера мнение Брайна Примоуза, согласно которому с середины XIX в. у Австралии было непреодолимое и непреходящее чувство того, что обладание Новой Гвинеей позволит ей превратить остров в щит, который гарантировал бы безопасность Пятого континента от вторжения[12].
Ведущей державе ЮТР наверняка предстоит вести сбалансированную и нейтральную политику, чтобы не склоняться в пользу какой-либо из сторон. Безусловно, Австралия является лидером в деле предоставления помощи странам южной части Тихого океана (свыше US$7 млрд., начиная с 2010 г.), но, в то же время, на Бугенвиле еще жива память о последствиях добычи полезных ископаемых австралийской компанией. Также примечательно, что Австралия долгое время хранила молчание касательно признания результатов референдума о независимости на Бугенвиле, что вызывало сомнения у ряда экспертов, что она по-настоящему «нейтральна» к бугенвильскому суверенитету. В данном случае необходимо отметить, что с момента заявления Министра иностранных дел Австралии Александра Даунера, о том, что Канберра примет любой формат урегулирования разногласий, согласованный сторонами[13], прозвучавшего в 2000 г., позиция австралийской стороны практически не изменялась. Совсем недавно австралийский премьер-министр Скотт Моррисон также выразил согласие продолжать оказывать поддержку мирному процессу на Бугенвиле[14]. Так или иначе, всё это подталкивает к мысли, что Австралии потребуется немало усилий, чтобы лавировать между ПНГ и Бугенвилем.
Китай, в свою очередь, осторожно дал понять, что готов оказать поддержку Бугенвилю. Согласно ряду источников, Пекин может инвестировать в Бугенвиль около US$1 млрд. и оказать помощь в его «переходном процессе»[15] [16]. Ожидается, что китайские инвестиции пойдут в горнодобывающую промышленность, туризм и сельское хозяйство. По традиции вместе с информацией о китайском присутствии появились и слухи касательно постройки Пекином нового порта на Бугенвиле, хотя в автономии и так уже есть как минимум три действующих порта. Так или иначе, не стоит ожидать, что Китай будет вмешиваться во внутренние дела Папуа – Новой Гвинеи, но в случае обретения Бугенвилем независимости, вероятно, может установить с ним дипломатические отношения[17].
Наконец, за стремлением Бугенвиля к независимости наверняка наблюдают власти Индонезии. Вероятно, если Бугенвиль получит независимость, создастся прецедент, на который могут сослаться в индонезийских провинциях, располагающихся в западной части острова Новая Гвинея[18]. Жители этих провинций уже давно настаивают о своем референдуме о независимости, а в 2019 г. даже подал петицию в ООН о его проведении[19].
Заключение
Так или иначе, вопрос о независимости Бугенвиля и результаты его референдума о независимости еще только предстоит рассмотреть Национальному парламенту Папуа – Новой Гвинеи. Необходимо отметить и действенный характер Бугенвильского мирного соглашения, которое стало уникальным инструментом урегулирования конфликта: ведь с момента его подписания стороны поэтапно реализовывали договоренности, а подобного рода столкновений не повторялось.
Сбалансированный подход премьер-министра Папуа – Новой Гвинеи Джеймса Марапе также дает положительный результат, поскольку бугенвильцы видят, как реализуется мирное соглашение, что обеспечивает более стабильную и безопасную обстановку в регионе.
Говоря о внутренних делах Бугенвиля, следует отметить, что власти автономии наверняка сосредоточатся на его экономике, консультациях по результатам референдума, безопасности и благополучии граждан. Последствия десятилетней гражданской войны еще дают о себе знать, и автономный регион только восстанавливается. Учитывая тот факт, что около 90% бугенвильцев заняты в сельскохозяйственном секторе, наиболее очевидным способом «оживить» бугенвильскую экономику может стать разработка золотомедного рудника Пангуна. Но несмотря на всю привлекательность когда-то одной из крупнейших шахт мира, некоторая политическая неопределенность может удерживать крупные горнодобывающие компании от инвестиций, а на реанимацию шахты могут потребоваться миллиарды долларов. Более того, в 2017 г. в Автономном Регионе Бугенвиль был введен мораторий на её эксплуатацию.
На своем пути к независимости Бугенвиль рассчитывает на довольно богатую и разнообразную ресурсную базу (золото, медь, рыбные ресурсы, кофе, какао и др.), которая поможет обеспечить ему определенный доход и приток иностранной валюты, но вопросы о том, смогут ли ей воспользоваться новоизбранные лидеры и хватит ли ее для поддержания независимости, остаются открытыми. Неизвестен и будущий формат возможного переходного периода, если парламент ПНГ ратифицирует результаты референдума.
Особенно интересно будет наблюдать за характером поддержки, которую окажут как Папуа – Новой Гвинее, так и Бугенвилю ведущие региональные акторы ЮТР. К примеру, игнорировать разговоры о независимости Бугенвиля Австралии будет довольно тяжело, так как он носит официальный и мирный характер, в отличии от событий 30-летней давности. Вместе с тем, с ростом экономического веса Китая в ЮТР Пекин начинает активно проявлять интерес к стратегическому значению Океании. За последние два десятилетия Китай добился определенных успехов в выстраивании отношений с океанийскими государствами. Рассматривая торговую динамику, важно отметить, что торговый оборот Китая с океанийскими государствами с 2000 г. вырос в 23 раза (с $270 млн. до $6,39 млрд.). Более того, в период 2017-2018 гг. Китай опередил Австралию в качестве главного торгового партнера для стран Океании, что свидетельствует об интенсификации связей КНР с островными государствами южной части Тихого океана, которая предоставляет последним возможность диверсификации связей в региональном масштабе, а также дополнительные рычаги влияния на Австралию. В то же время, одним из приоритетов внешней австралийской политики является сохранение её роли в качестве своего главного стратегического партнера для океанийских государств, поэтому стремление не допустить туда других игроков, представляющих, по их мнению, потенциальную угрозу, может выразиться и в активизации бугенвильского направления её внешней политики. Вместе с тем стоит допустить возможность, что Канберре может быть предпочтено сохранение статуса-кво, при котором Бугенвиль останется в составе Папуа – Новой Гвинеи[20]. Возникновения еще одного государства, потенциально нестабильного и зависящего от иностранной помощи, в зоне влияния Австралии наверняка может оцениваться как настоящий дестабилизирующий фактор[21].
Как справедливо отмечают эксперты, вопрос о статусе Бугенвиля уже давно приобретает международное значение, поэтому можно ожидать и участия ООН в поддержании мира на этом острове. В любом случае, стоит выразить надежду на продолжение объективного и мирного диалога между сторонами, которые уже показали всему миру эффективную модель урегулирования подобных противоречий.
[1] По данным Всемирного банка, население Папуа – Новой Гвинеи составляет 8 776 109 чел. (2019 г.)
[2] Panguna Copper Deposit, Papua New Guinea // NASA Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology URL: https://www.jpl.nasa.gov/spaceimages/details.php?id=PIA23338#:~:text=The%20Panguna%20copper%20ore%20deposit,12%20million%20ounces%20of%20gold (дата обращения: 30.09.2020).
[3] New ABG Govt must initiate firearm law // Post Courier URL: https://postcourier.com.pg/new-abg-govt-must-initiate-firearm-law/ (дата обращения: 30.09.2020).
[4] Там же.
[5] PNG govt hands over cheques to Bougainville // Radio New Zealand URL: https://www.rnz.co.nz/international/pacific-news/398924/png-govt-hands-over-cheques-to-bougainville (дата обращения: 30.09.2020).
[6] Hon. Sir Puka Temu, CMG, KBE, MP // National Parliament of Papua New Guinea URL: http://www.parliament.gov.pg/index.php/tenth-parliament/bio/view/abau-district (дата обращения: 30.09.2020).
[7] Bougainville voted yes to becoming the world's newest nation. Now begins the gold rush // ABC News URL: https://www.abc.net.au/news/2019-12-14/bougainville-is-sitting-on-an-actual-gold-mine/11790498 (дата обращения: 30.09.2020).
[8] Во всеобщих выборах в Автономном Регионе Бугенвиль приняли участие 222 333 избирателей на 618 избирательных участках.
[9] Bougainville elects new president Ishmael Toroama as negotiations on independence from PNG ramp up // ABC Radio Australia URL: https://www.abc.net.au/radio-australia/programs/pacificbeat/bougainville-elects-new-president-ishmael-toroama/12696506 (дата обращения: 30.09.2020).
[10] Former BRA Launches Party // Post Courier URL: https://postcourier.com.pg/former-bra-launches-party/ (дата обращения: 30.09.2020).
[11] Marape congratulates Toroama // Post Courier URL: https://postcourier.com.pg/marape-congratulates-toroama/ (дата обращения: 30.09.2020).
[12] Hunt, B. Australia's Northern Shield? Papua New Guinea and the Defense of Australia since 1880. Monash University Publishing, 2017. p. 11.
[13] Bougainville: hard choices looming for Australia? (part II) // ASPI: The Strategist URL: https://www.aspistrategist.org.au/bougainville-hard-choices-looming-for-australia-part-ii/ (дата обращения: 30.09.2020).
[14] Joint Statement by Prime Ministers the Hon Scott Morrison MP and RT Hon Jacinda Ardern // Prime Minister of Australia URL: https://www.scoop.co.nz/stories/PA2002/S00207/joint-statement-by-prime-ministers-jacinda-ardern-and-scott-morrison.htm (дата обращения: 30.09.2020).
[15] Australia, China, and Bougainville’s Choices // The Diplomat URL: https://thediplomat.com/2019/12/australia-china-and-bougainvilles-choices/ (дата обращения: 30.09.2020).
[16] 'Where is Australia?' China makes a bold play for the south Pacific's 'Treasure Islands' // The Sydney Morning Herald URL: https://www.smh.com.au/world/oceania/where-is-australia-china-makes-a-bold-play-for-the-south-pacific-s-treasure-islands-20191115-p53b4g.html (дата обращения: 30.09.2020).
[17] Why the US, China and Australia are watching as Bougainville votes // South China Morning Post URL: https://www.scmp.com/week-asia/politics/article/3038946/why-us-china-and-australia-are-watching-bougainville-votes (дата обращения: 30.09.2020).
[18] Индонезия, Папуа-Новая Гвинея и Австралия в контексте сецессионистских тенденций в регионе // Журнал Международная жизнь URL: https://interaffairs.ru/news/show/26783 (дата обращения: 30.09.2020).
[19] Why nearly 2 million people are demanding an independence vote for West Papua province // ABC News URL: https://www.abc.net.au/news/2019-01-30/west-papuans-fight-for-another-independence-referendum/10584336 (дата обращения: 30.09.2020).
[20] The Bougainville Referendum and Beyond // Lowy Institute URL: https://www.lowyinstitute.org/publications/bougainville-referendum-and-beyond (дата обращения: 30.09.2020).
[21] Там же.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs