ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и США: неясные перспективы

10:43 20.09.2020 • Юрий Меньшиков, редактор

Фото: KREMLIN.RU

На проведенном изданием «Московский комсомолец» круглом столе ведущие российские эксперты обсудили ряд вопросов, связанных с будущим отношений России и США.

Совсем немного времени остается до президентских выборов в Соединенных Штатах. Америке предстоит выбрать между республиканцем Трампом и демократом Байденом. Удастся ли Москве и Вашингтону найти общий язык после президентских выборов-2020? Как скажутся результаты ноябрьского голосования на переживающих едва ли не худшие времена в истории российско-американских отношениях? Можно ли надеяться хоть на какое-то их улучшение или будет еще хуже? Есть ли способы выйти из этого кризиса? Эксперты высказали свои мнения.

Директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов не думает, что итоги президентских выборов каким-то образом кардинально скажутся на характере российско-американских отношений, вектор которых был задан примерно пять лет назад. В рамках этого вектора они развиваются по сей день. Отношения накручиваются на две переплетающиеся между собой спирали – конфронтационную и санкционную. Эти спирали формировались постепенно и безальтернативно, начиная с 2014 года. Соединенные Штаты Америки после того, как стали высказывать обеспокоенность внешнеполитическим курсом Москвы, взяли курс на сдерживание России. Основной инструмент – санкционная политика. Эксперт считает, что итог выборов не повлияет на неё, потому что в США сложился двухпартийный республиканско-демократический антироссийский консенсус. По многим проблемам две партии яростно спорят друг с другом, а по российской тематике они нашли общий язык.

На прошлых американских выборах впервые внешнеполитический сюжет («вмешательство России») стал внутриполитическим. Потому что эта тематика была связана с фигурой Трампа. Сегодняшний фокус избирательной кампании изменился  уже в ходе ее. Когда начинались выборы, не было пандемии, не было кризиса, не было социальных выступлений, стихийных бунтов. Поэтому избирательная повестка дня и Трампа, и Байдена тоже изменилась – теперь это борьба администрации с пандемией, социальные выступления и расовые волнения. Перспективы Трампа на переизбрание осложнились, но он еще может одержать победу. Но может и не одержать. Изменились и его поведение, и его реакция на новые вызовы.

Валерий Гарбузов не ожидает в случае победы Байдена каких-то кардинальных изменений в российско-американских отношениях. Кроме, может быть, каких-то подвижек в диалоге по контролю над вооружениями. Трамп в отношении России – уникальный президент. Это президент с пророссийской риторикой, но с ярко выраженной антироссийской политикой. Это порождало у российских политических элит некоторые иллюзии. К настоящему времени они рассеялись и сформировался более реалистичный портрет Трампа.

Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что у России в настоящее время очень плохие отношения с Соединенными Штатами. В результате выборов они могут стать еще хуже. Связано это с тем, что в США сейчас идет «холодная» гражданская война, которая может перерасти в «горячую», и может случиться очень серьезный политический кризис. С.Марков в своем анализе указывает, что этот кризис может выплеснуться в то, что 3 ноября пройдут выборы, в результате которых Трамп будет объявлен победителем, а потом будут подсчитываться голоса, присланные по почте. И в результате этого подсчета будет объявлен победителем Байден. При этом, Трамп заявит о фальсификации поданных по почте голосов и создастся ситуация, когда два кандидата откажутся признать победу друг друга: возникнет острейший политический кризис, в том числе с использованием насилия, массовых беспорядков, элементов гражданской войны.

За Трампа выступает срединная Америка, а против – оба побережья. Также почти все 25 крупнейших городов США - против Трампа. Можно сказать, что урбанизированная Америка и побережья выступают против Трампа, тогда как глубинка его поддерживает.

Возможно, Россия будет объявлена причиной американского политического кризиса. А может быть конфликт с Россией – вплоть до военного − будет использован некоторыми политическими силами для разрешения внутриамериканского кризиса. Это С.Маркову видится на сегодня угрозой № 1 российско-американским отношениям.

Он не согласен с В.Гарбузовым, что единой внешней политики Соединенных Штатов не существует. Это связано с очень слабым правительством: Трампу не подчиняются многие элементы «глубинного государства». К этому, по мнению эксперта, добавляется очень высокая степень коррумпированности американской внешнеполитической элиты. В результате отсутствия консолидированности внешней политикой занимаются отдельные ведомства. Против России образовалась сильная коалиция. Она включает в себя ЦРУ, Пентагон. Свою отдельную позицию занимает РУМО − военная разведка. Против России по определению выступает АНБ (Агентство национальной безопасности США). Относительно позитивно к России относятся Минфин США, а также немалая часть простого населения. Госдепартамент не против России и готов действовать в рамках классической дипломатии. Но большое количество корпоративных фондов настроено очень антироссийски. Также против России большинство редакций американских СМИ, где очень сильна глобалистская тенденция. Кроме того, в антироссийскую коалицию входит руководство крупнейших транснациональных корпораций, базирующихся в США. Плюс американский ВПК и частные военные компании, чувствующие конкуренцию со стороны России.

Журналист, аналитик-американист Михаил Таратута полагает, что существует несколько сценариев развития российско-американских отношений после президентских выборов в США. Если расклад в Конгрессе останется примерно таким же – нижняя палата – за демократами, сенат – за республиканцами, то в этом случае изменится немногое. Может быть, начнется разговор по поводу стратегических вооружений, стратегической стабильности.

Он предполагает, что, если допустить, что и нижняя палата, и сенат будут за Трампом, здесь откроется некоторое окно возможностей. Действительно, ни по одной теме республиканцы и демократы договориться не могут – кроме как по России: сдерживание, санкции. Однако недавно было опубликовано открытое письмо 103 экспертов по международным делам, в числе которых очень известные и уважаемые люди, в том числе бывший посол США в Москве Хантсман, члены и сотрудники Совета национальной безопасности. Они говорят, что нужно менять политику по отношению к России, что очень неправильно видеть дипломатию как награду за «хорошее поведение». 

В письме говорится, что дипломатию надо использовать для продвижения интересов страны и в связи с этим, конечно, можно осуждать Россию и противодействовать ее действиям, но в то же время нужно вести непубличные переговоры и пытаться договариваться с Москвой по важным вопросам. В отношении санкций, в письме говорится, что пора изменить концепцию, потому что Россия уверена, что как бы она себя ни вела, санкции все равно останутся навсегда. Надо сделать так, считают авторы письма, чтобы санкции были гибкими, была возможность снимать санкции, чтобы сразу был виден результат.

Также в письме говорится о том, что очень важен вопрос переговоров по стратегическим вооружениям, и что Америка должна взять на себя лидерство и вести трехсторонние переговоры (авторы настаивают на участии Китая). Кроме того, как бы не были сложны проблемы по Украине и Сирии, необходимо вести переговоры по этим вопросам.

В отличие от В.Гарбузова, по оценке М.Таратуты, в случае прихода к власти Байдена, российско-американские отношения ухудшатся. Об этом говорит вся риторика Байдена. И левые, которые сейчас играют очень важную роль в Демократической партии, настроены очень антироссийски. Есть предположение, что давление с их стороны продолжится. Но, по словам американиста, шанс на некоторое улучшение российско-американских отношений все же есть, хотя кардинального улучшения не будет: они дошли до слишком низкой точки.

Научный сотрудник Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН Сергей Кислицын предлагает посмотреть на двусторонние отношения системно, учитывая, что поле для конфликта очень широкое, а окно возможностей для сотрудничества очень узкое. В этом контексте санкции, под которыми сейчас находится Российская Федерация, являются следствием отсутствия сильной, весомой взаимозависимости двух стран. Существует ряд перспективных политических − не военно-политических – конфликтов: по поводу экспорта газа в Европу, по Украине и, возможно, по Белоруссии. Эти конфликты не имеют тенденции к быстрому разрешению.

В то же время взаимозависимость двух стран крайне низкая. Если посмотреть на торговый оборот США, то в американском экспорте Россия занимает 0,35 %, доля импорта – 0,8 %. Для сравнения: доля Евросоюза составляет в экспорте-импорте США около 20 %. В Китай США экспортируют около 6 % от своего товарооборота, а импортируют 18 %. Эксперт констатирует, что у России нет исторических предпосылок для сотрудничества с Соединенными Штатами, нет мощного пророссийского лобби. В то же время остаются отдельные сферы сотрудничества: контроль над вооружениями, кооперация в сфере нераспространения ядерного оружия. Но окно возможностей и здесь сужается. Непонятно, что будет с СНВ-3. В случае, если останется администрация Трампа, непонятно, как будет складываться ситуация по контролю над вооружениями. На идеологическом уровне его администрация тяготеет к «политике свободных рук». Именно республиканцы сворачивают сотрудничество в этих сферах, при этом они хотят привлечь туда Китай. Возникает вопрос: что делать с ядерными потенциалами России и США, учитывая, что Пекин не горит желанием входить в систему контроля над вооружениями? Уравновешивать с китайским потенциалом? Или – что абсурдно – китайский поднимать до российского?

С.Кислицын опасается, что если раньше в этой сфере, несмотря на все противоречия между Россией и США, был серьезный диалог, то теперь и он под вопросом. По его прогнозу, в случае победы Байдена и Демократическая партия, и его новая администрация выступят за пролонгацию Договора СНВ-3. Они также неоднозначно отреагируют на выход из Договора об открытом небе. Но в этом случае США будут активизировать работу в международных институтах, включая НАТО, будут пытаться восстановить отношения с Евросоюзом времен Обамы. Так что, и при таком раскладе о каком-то улучшении российско-американских отношений говорить не придется. Для улучшения нужна политическая воля – прежде всего со стороны Соединенных Штатов. Но на данном этапе развития американской политической системы вероятность этого крайне мала.

Как видим, все эксперты, отвечая на поставленные вопросы, проявляют значительную долю скептицизма в отношении будущего российско-американских отношений. В их видении перспективы двусторонних отношений вырисовываются пессимистические. До президентских выборов в США остается меньше семи недель. Там будет видно.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати