ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Что ждёт Украину после выборов президента США?

12:11 11.09.2020 • Денис Батурин, политолог

Кто нужен Киеву в Белом доме – республиканец Дональд Трамп или демократ Джо Байден? Для такой страны как Украина, весьма чувствительной к внешнему влиянию, это важный вопрос.

Байден будет означать более пристальное внимание Вашингтона к Украине. При этом как бы это не казалось Киеву важным, внимание это может оказаться избыточным. Время вице-президентства Байдена это уже показало - внимание было настолько пристальным, что переросло в личную заинтересованность, и, как результат, даже вмешательство во внутренние дела страны. 

Фасадом любви Украины и возможного президента-демократа будет, скорее всего, поддержка Штатами конфронтационных действий и заявлений Киева. Не стоит исключать вероятности попыток влияния Байдена и на Минский процесс. Оно может быть следующим - уже ни один раз украинская сторона заявляла о необходимости привлечения к Минским переговорам Вашингтона и Лондона. Ответных заявлений из упомянутых столиц пока не было, но будет вполне в стиле нынешних американских демократов – усилить активность на этом направлении. При этом многого ожидать не стоит - большой удачей для Киева будет хотя бы заявление Вашингтона о том, что соглашения нужно пересмотреть. Действующему президенту США нет дела до далеких от его прагматичного понимания интересов США переговоров по поводу Донбасса. 

При Байдене можно ожидать возвращения прежнего формата взаимодействия Киева и Государственного департамента США и восстановление должности спецпредставителя Госдепа в Украине, которую до осени 2019 года занимал Курт Волкер. Эта должность была полуофициальным каналом взаимодействия, а также формально демонстрировала важность украинского направления для США. Анализ ситуации с должностью спецпредставителя Госдепа в Украине позволил сделать следующие выводы: «Смыслом отставки Волкера, который не выполнил в полной мере задание Трампа в мало интересной ему стране, может быть ликвидация должности спецпредставителя Госдепа по Украине, как ненужного катализатора американо-украинских отношений. То есть, обычных дипломатических каналов для отношений между странами вполне достаточно (посольство), интересы президента могут отстаивать проверенные люди (Джулиани), а вопросы международной политики надо решать с Путиным, и недорабатывающей в отношении отстаивания интересов Украины Европой (Меркель и Макрон)».[i] Для демонстрации важности украинского направления Байден может вернуть эту должность.

В отношении Крыма Украина уже сейчас призывает НАТО наращивать своё присутствие в Чёрном море для противостояния «российской агрессии» и «милитаризации оккупированного Крыма». Первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джеппарова [представитель запрещенного в России меджлиса крымскотатарского народа -Д.Б.] призвала НАТО усилить свое присутствие в Черноморском регионе.[ii] «Безопасность Украины и НАТО – неразделимы, а укрепление сотрудничества в регионе Черного и Азовского морей – наш совместный приоритет», - заявила Джеппарова в Twitter. При Байдене США могут активизировать эту тему.

Вопрос присутствия НАТО в Черноморском регионе на повестке дня постоянно, регулярно обостряется в связи с разными событиями – в 2014 году в Крыму, в связи с войной в Сирии, и др. Осенью прошлого года think-tank - RAND Corporation - опубликовал доклад, посвящённый стратегии противодействия влиянию России в Черноморском регионе. Главный вывод, который можно сделать из доклада RAND по Черноморскому региону следующий: из-за недальновидной политики Запада в отношении ключевых стран региона - России и Турции, а также недооценки политической силы лидеров этих стран, которые строят и реализуют свою внутреннюю и внешнюю политику на основе национальных интересов, а не в интересах «нового мирового порядка» и «демократизации», Запад этот регион потерял и надо что-то делать.[iii]

Для Байдена эта позиция – «надо что-то делать» может стать одним из фронтов противостояния с Россией. Не исключено, что Байден, посредством НАТО пойдёт на это с воодушевлением: здесь и поддержка Украины, и Грузии, и возможность поддавить самостоятельность Турции, и возможность плотнее включить в игру Болгарию и Румынию. Игра опасная, ведущая к жесткой конфронтации и усилению миллитаризации региона, так как поддержка Болгарии и Румынии, в частности, означает возможную поставку им береговых ракетных комплексов. В целом, можно прогнозировать наращивание военно-политического взаимодействия, что будет выражаться в активном взаимодействии Украины и НАТО, поставках оружия. 

Обострение внутриполитической борьбы на Украине также может стать следствием прихода демократа в Белый дом. Украинские оппозиционеры-реваншисты, в лице национал-патриотов, под условным предводительством «друга демократов» экс-президента Петра Порошенко могут попытаться вернуть свои позиции во власти. Кроме того, над Порошенко висит обвинение в государственной измене, одним из доказательств в рамках которого являются записи его разговоров с Байденом – оба политика имеют дела, которые очень бы хотели спустить на тормозах. Активность национал-патриотов также неизбежно повлияет на Минский процесс, и, не исключено, на ситуацию на линии соприкосновения на Донбассе.

 

Чего ждать Киеву от президента Дональда Трампа? Меньшего вмешательства во внутренние дела – вновь став президентом он, скорее всего, потеряет интерес к активному поиску компромата на демократа Байдена, хотя вряд ли совсем бросит это дело, а еще точнее – это будет зависеть от дальнейшего противостояния главы Белого дома с его соперниками. Главную опасность для Трампа после его избрания будут представлять не столько сами демократы, сколько политические и социальные процессы в стране, связанные, в частности, с активностью BLM. Так что привлечь внимание Трампа к Украине может только то, что он считает важным во внешней политике, а это – противостояние с Китаем. Такая, хотя и не самая важная, история, связанная с Украиной, есть – американцы увлеченно блокируют продажу двигателестроительной корпорации "Мотор Сiч" китайской компании Beijing Skyrizon Aviation.[iv] По мнению американской стороны, сделка может угрожать национальной безопасности США, по причине получения китайской кампанией новых авиационных технологий. Двигателестроительная корпорация идет на сделку с Китаем не от хорошей жизни, а по причине потери рынка сбыта и разрыва логистических цепочек с Россией после 2014 года.

Еще одна видимая линия пересечения интересов Трампа и Киева – блокирование поставок российского газа на Украину, хотя при этом Киев заявляет, что гарантией евроинтеграции Украины является как раз сохранение транзита российского газа, а также попытки нарушить энергетическое сотрудничество России и Европы («Северный поток – 2»). Интерес Трампа к Украине будет определяться его прагматичным взглядом на геополитику и экономику, а также тем, будут ли исходить из Киева для него политические угрозы.

Интересно охарактеризовал систему отношений между США и Украиной бывший глава офиса президента Зеленского Андрей Богдан в своем многочасовом интервью: «Вообще есть три трека, три точки переговоров с Соединенными Штатами Америки. Первый – это спецслужба. Мы реально слепые котята. И все наши военные возможности, возможности наших спецслужб – это информация, которой с нами делится международное сообщество. А кроме войны, это и наркотики, это преступления, это безопасность. Это вообще планы, это аналитика – у нас нет этой аналитики. Второй трек переговорный, это дипломатическая служба. [В этом треке, по словам Богдана, разговоры начинаются и заканчиваются с того, что созданная по указке Штатов НАБУ и его глава Артем Сытник – важная и неприкасаемая организация – Д.Б.] И третий переговорный трек наш – это финансовые организации. "Деньги дайте"».[v]

Демократы и республиканцы одинаково воспринимают Украину как буферную зону между Россией и Европой, Россией и НАТО. Украина будет оставаться площадкой создания санкционных поводов, обоснованием санкций, активным участником и соучастником санкционных процессов. Так, уже очевидно, что санкционное противостояние по поводу «Северного потока-2» еще только начинается, а Украина, как сторона, опасающаяся потерять транзит, давно призывает к санкциям в отношении этого российско-европейского проекта.

Любой из президентов будет пользоваться финансовой риторикой – об оказании помощи Украине, при этом Трамп будет более прагматичен, а Байден более «риторичен», при нем помощь для экономики Украины может быть сведена к подачкам.

Вмешательство во внутренние дела со стороны Вашингтона не будет массированным – это затратно (у украинских олигархов достаточно средств на проведение любой политической кампании любого масштаба – зачем Вашингтону тратиться, если можно повлиять, или договориться?). Лоббировать интересы частных лиц, или приглянувшихся Вашингтону политиков – возможно, пример тому запятнавшая семью Байденов история с компанией «Burisma». Влиять на политические расклады с помощью преследования политиков и олигархов - это, опять-таки, возможная история, примеры из недавнего прошлого - преследование олигархов Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского. Но это уже касается того, что будет после выборов.

Для президента Зеленского и многих других зависимых от влияния США украинских политиков крайне важно и при этом весьма непросто занять правильную линию поведения до американских выборов. По предположению некоторых украинских наблюдателей Зеленский свой выбор по итогам многочасовых мозговых штурмов с доверенными людьми принял, он выглядит так: «Никаких резких движений [до ноября 2020 г. – Д.Б.], никаких подвижек по расследованию уголовного дела в отношении Байдена и его сына Хантера, никакой «Бурисмы» и никаких «пленок Деркача». Изображаем «бурный дискурс» в Минском формате, делаем вид, что поддерживаем «белорусский майдан», однако всеми силами прячемся под шконку и внимательно сличаем рейтинги Трампа и Байдена».[vi]

 

Одним словом, Украина остается для Вашингтона площадкой для реализации геополитических интересов, что не мешает использовать ее в интересах партийно-политических и частных. Изменится ли что-то для Украины после выборов в ноябре 2020 года в зависимости от того, кто войдет в Белый дом? Мой ответ - не изменится.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати