Вопрос: Ваш визит на Кипр приурочен к 60-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами. Как бы Вы оценили сотрудничество между нашими государствами за прошедший период? Какие сферы затрагивают соглашения, которые планируются к подписанию в ходе визита?
Ответ: Этот год для российско-кипрских отношений особенный. 60 лет назад, 16 августа 1960 г., Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнев направил Президенту Кипра Архиепископу Макариосу поздравления по случаю провозглашения независимости Республики. В поздравительной телеграмме было заявлено о готовности установить дипломатические отношения и обменяться миссиями для развития всесторонних дружественных связей «в интересах народов наших государств и упрочения всеобщего мира». 18 августа 1960 г. в ответной телеграмме Президент Кипра принял предложение Москвы, а уже в декабре того же года в рамках обмена дипломатическими представительствами в Никосию прибыл советский посол П.К.Ермошин.
За этот сравнительно небольшой период нашим странам удалось наладить по-настоящему успешное партнерство. Сегодня российско-кипрский политический диалог носит дружественный и доверительный характер. Этому в значительной степени способствует духовная, цивилизационная, культурная близость двух народов. Общими усилиями создан солидный задел в политической, торгово-экономической, договорно-правовой и гуманитарной областях.
На современном этапе российско-кипрское взаимодействие регламентируется десятками соглашений. Ведомствами обеих стран ведется работа по модернизации и расширению договорно-правовой базы. В ходе моего визита в Республику Кипр будут подписаны два документа: Протокол о внесении изменений в межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. и План консультаций между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Кипр на 2021-2022 гг.
Вопрос: Кипр подвергается давлению и угрозам со стороны Турции, которая в последние годы не только сохраняет оккупацию части нашей страны, но и систематически допускает нарушения Исключительной экономической зоны Кипра. Реакция России на подобные действия не была резкой. Влияет ли на это то, что у Вашей страны сейчас развиваются хорошие отношения с Анкарой? Как бы Вы охарактеризовали тот факт, что международное сообщество в целом вяло реагирует на подобные турецкие действия?
Ответ: Российская сторона неоднократно давала комментарии относительно нашего видения ситуации в Восточном Средиземноморье. Безусловно, обеспокоены регулярными кризисами в этой части мира. Считаем недопустимыми любые действия, которые чреваты дальнейшим ростом конфликтного потенциала. Неоднократно призывали руководство государств региона к политической дальновидности, урегулированию споров исключительно мирным путем, в правовом поле. Противоречия лучше решать за столом переговоров, а не усугублять публичными риторическими состязаниями.
По нашим оценкам, политическая воля не допустить дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе имеется и в Никосии, и в Анкаре. Кроме того, есть универсальная площадка для эффективного решения спорных вопросов – Организация Объединенных Наций. Готовы содействовать выстраиванию добрососедства между Республикой Кипр и Турецкой Республикой, но, разумеется, только в том случае, если нас об этом заинтересованно попросят обе стороны.
Относительно наших отношений с Турцией хотел бы еще раз заверить кипрских друзей, что углубление российско-турецкого сотрудничества, необходимость взаимодействия с Анкарой по региональным вопросам никоим образом не сказываются и не будут сказываться на нашем диалоге с Никосией.
Вопрос: Вы поддерживаете усилия по решению Кипрского вопроса на протяжении многих лет. Какова позиция России относительно планов Турции по открытию закрытой части г.Фамагусты – Вароши – в нарушение имеющихся резолюций ООН? Каковы, на Ваш взгляд, перспективы возобновления межобщинного диалога?
Ответ: Принципиальная позиция Москвы по открытию Вароши хорошо известна – данный вопрос должен решаться на основе имеющихся резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего, 550 (1984) и 789 (1992). Односторонние шаги, противоречащие общепризнанной международно-правовой базе, чреваты созданием дополнительных препятствий на пути возобновления переговоров по кипрской проблеме.
Обострение споров вокруг упомянутого закрытого района Фамагусты, а также исключительной экономической зоны Кипра высвечивает, на мой взгляд, актуальность задачи скорейшего перезапуска межобщинных переговоров по решению всего комплекса внутрикипрских проблем.
Что касается оценок перспектив урегулирования, то хотелось бы услышать мнение непосредственных переговорщиков в ходе моих контактов на Кипре. Успех целиком и полностью зависит от политической воли сторон. Не должно быть никакого давления или вмешательства извне, навязывания готовых «рецептов» и графиков.
Безусловно, негативным фактором, затормозившим переговорный процесс, стали ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции. Хочется надеяться на возобновление межобщинных контактов по мере нормализации эпидемиологической обстановки и завершения внутренних электоральных процессов в турко-кипрской общине. Как постоянный член Совета Безопасности ООН готовы оказать содействие сторонам.
Вопрос: Как пандемия повлияла на международные отношения, помимо объективных сложностей в осуществлении политики? Ускорила ли она уже имевший место процесс перераспределения влияния?
Ответ: Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство Кипра за содействие в эвакуации на Родину моих сограждан, а киприотов и постоянно проживающих на острове соотечественников – за проявленную солидарность и всестороннюю помощь россиянам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. События, связанные с пандемией, еще раз наглядно показали ценность искренней дружбы и взаимовыручки наших народов.
В глобальном измерении всплеск коронавируса стал серьезным испытанием для всего человечества, изменив – буквально в одночасье – повседневную жизнь миллиардов людей. Комплексную проверку на прочность проходят и международные отношения, в том числе механизмы глобального управления, прежде всего ООН. Ситуация осложняется тем, что пандемия наслоилась на целый ряд застарелых проблем. Среди них – терроризм, незаконный оборот наркотиков, киберпреступность, а также, разумеется, многочисленные неурегулированные кризисы и конфликты.
Приходится, к сожалению, констатировать, что необходимость борьбы с COVID-19 пока не привела к консолидации мирового сообщества, не затушила очаги известных межгосударственных противоречий. Более того, отдельные западные государства стремятся использовать нынешнюю неблагоприятную эпидемиологическую обстановку для продвижения узкокорыстных, сиюминутных интересов, сведения счетов с неугодными правительствами или политическими и экономическими конкурентами. В частности, сохраняется практика односторонних нелегитимных санкций, что является грубым нарушением Устава ООН. В результате в мире усиливается конфликтность, усугубляется дефицит доверия, сужается пространство для взаимодействия по эффективному решению общих насущных вопросов.
Пандемия параллельно ускорила процесс переформатирования глобального геополитического ландшафта, формирования более инклюзивного и демократического полицентричного мироустройства. Одновременно подтвердился запрос на укрепление суверенитета. Ведь гораздо большую стрессоустойчивость продемонстрировали самодостаточные страны с отлаженными мобилизационными механизмами, четко сформулированными национальными интересами и приоритетами.
Очевидно, что конструктивный, созидательный характер многополярности может обеспечить лишь безусловная опора на общепризнанные принципы и нормы международного права. Сейчас особенно востребовано сопряжение усилий основных мировых центров при центральной координирующей роли ООН. Следует отложить в сторону разногласия и объединиться ради выработки жизнеспособных решений ключевых проблем современности, упрочения глобальной и региональной безопасности и стабильности. На решение этих задач как раз и направлена известная инициатива Президента России В.В.Путина о созыве саммита «пятерки» постоянных членов СБ ООН. Радует, что реакция партнеров положительная, заинтересованная. Рассчитываем, что такой настрой позволит провести очную встречу в верхах, когда эпидемиологическая остановка станет для этого благоприятной.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs