ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Может ли военный переворот в 21-м веке привести государство к стабильности?

12:40 03.09.2020 • Павел Ломтев, журналист

Малийские военные в Бамако в день госпереворота, 18 августа 2020 г. Фото: EPA

Южно-Африканская Республика, Претория

Несмотря на решительное осуждение мировой общественностью военного переворота в Мали, внешнеполитические эксперты в Южной Африке задаются вопросом: могут ли антиконституционные действия в 2020 году привести страну на путь стабильности и социально-экономического развития?

Напомним, что после нескольких месяцев массовых протестов, военный мятеж в Бамако привел к аресту лидера страны Ибрагима Бубакара Кейты. 18 августа он ушел с поста главы государства и распустил национальный парламент. На следующий день по государственному телевидению пять офицеров объявили о переходе власти к так называемому «Национальному комитету народного спасения» во главе полковником Ассими Гоита (Assimi Goita). В целом, события произошли по весьма классической схеме государственного переворота в Африке, типичной для ХХ века.

Международные и региональные организации решительно осудили переворот, в частности, «Экономическое сообщество западноафриканских государств» (ЭКОВАС) ввело комплексные санкции против Мали, несмотря на риск обострения и без того тяжелой гуманитарной ситуации. Такая реакция предсказуемо согласуется с международными нормами и отражает стремление избежать создания опасного прецедента, особенно на фоне запланированных в конце года всеобщих выборов для ряда стран Западной Африки.

Однако, южноафриканские эксперты из «Института изучения проблем безопасности» (ISS) отмечают, что рассмотрение событий в Мали как очередного случая злоупотребления военными властью не имеет с реальностью ничего общего. При этом действия со стороны международного сообщества они склонны оценивать как преждевременные и даже деструктивные, особенно с учетом имевшихся реальных перспектив по разрядке назревающего кризиса в прошлом.

Малийцы поздравляют военных, 18 августа 2020 г. Фото: AFP

Отмечается, что политические изменения в результате переворота стали ответом на полную дисфункцию государственных институтов и отрыв действующей власти от реальных проблем малийского общества. События в Бамако ознаменовали конец терпения недовольного населения, которое столкнулось с острым социальным и экономическим кризисом.

В ISS указывают, что действия военных, безусловно, нельзя оправдать никакими международными нормами, тем не менее, события важно рассматривать как результат народного восстания против несостоявшейся государственной системы, зашедшей в тупик. При этом возникает резонный вопрос – что же будет дальше?

Важно понимать, что переворот в Мали 18 августа был методично спланирован и осуществлен с минимальным кровопролитием, в отличие от типичных военных путчей. Архитекторы переворота заставили И. Кейту распустить парламент перед отставкой, что позволило сразу же объявить о намерении создать переходное правительство и обзавестись значительной поддержкой оппозиционных политических сил и населения, подчеркнув готовность включить в него представителей общественных и политических деятелей. При этом, с целью разрядки международного давления, путчисты заверили мировое сообщество в своей приверженности всем действующим договоренностям, включая соглашение о мире и примирении от 2015 года и продолжении полноформатного сотрудничества Мали с иностранными военными партнерами в борьбе с терроризмом на севере страны.

Заместитель командующего ВВС Мали Исмаил Вагю во время пресс-конференции. Фото: AFP

Все это говорит о том, что госпереворот, в случае выполнения военными всех обещаний, действительно может позволить малийцам осуществить переформатирование своего государства. Тем не менее, юаровские эксперты указывают, что эти перспективы будут реализованы только в том случае, если переходный процесс будет сопровождаться равноценным вкладом всех заинтересованных сторон, без попыток извлечения собственной выгоды (что является весьма привлекательным, особенно для военной верхушки). Кроме того, в Претории считают, что одним из важнейших моментов должна стать уверенность в том, что все будущие государственные реформы должны произойти по результатам национального диалога, без навязывания внешними силами.

При этом отмечается, что в первую очередь обязательны структурные реформы избирательной системы Мали, которые будут иметь решающее значение для создания правильных предпосылок с целью обновления политической элиты, а не перераспределения ролей между старыми игроками. Одновременно с этим юаровские эксперты считают, что для предотвращения конфликта интересов, лидерам госпереворота и переходного правительства следует запретить баллотироваться на очередных выборах.

В ISS указывают, что кто бы ни встал во главе переходного правительства, военные или же гражданские функционеры, еще одним важным вопросом для временного малийского руководства должен стать вопрос выправления ситуации в сфере безопасности на территории республики, особенно на фоне высокой активности террористических группировок на севере страны. Кроме того, история Мали показывает, что существует достаточно реальная перспектива использования вакуума власти различными воинствующими экстремистскими группировками для продвижения своей повестки.

Подводя итог, южноафриканские эксперты подчеркивают, что в случае соблюдения всех вышеуказанных условий, военный переворот в Мали в этом году может действительно дать ощутимые положительные результаты в плане проведения государственных реформ, улучшения социально-экономического положения в стране и укрепления общественного доверия к институтам власти.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати