В течение длительного времени российская дипломатия и российские власти делали упор на прагматизм: как можно меньше идеологии, как можно больше конкретных дел и интересов. На современном этапе происходит своеобразное переосмысление подходов. Прагматизм – это действительно важно, но без ценностной, идейной основы внешняя политика развиваться не может. В то же время вопросы формирования конкретных принципов такой идентичности остаются открытыми. Пока формируются только ее контуры и отдельные фрагменты. Так, среди новых положений обращает на себя внимание введение понятия «мягкая сила», которая практически и выступает проекцией собственной идентичности на другие государства и остальной мир[1].
Такое существенное внимание, которое уделяется мягкой силе, в общих чертах означает, что Россия намерена создать свой идейно-нравственный мир, и представить его в качестве альтернативы на мировом. В этом контексте необходимо проанализировать, каким Российское государство видит способ организации жизненного пространства и духовной жизни в современном мире в пространственном и временном измерениях. Сегодня можно выделить пять основных задач России в противостоянии против современного мира: понятия «империя», «архаизация», «евразийство», «православие» и «Русский мир»[2].
Необходимо, в первую очередь, изменить негативное освещение (и соответствующие акценты) в информационном поле:
– России и конфликтов на постсоветском пространстве;
– взаимоотношений с Республикой Беларусь в рамках межгосударственного Союза;
– вопросов энергетической безопасности в отношениях России с государствами на постсоветском пространстве;
– сотрудничества и взаимодействия с Грузией и Азербайджаном;
– отношений России с государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
– отношений с Украиной по вопросам урегулирования конфликта в Донбассе.
Принимая во внимание тот факт, что каждая из стран бывшего Советского Союза пытается все свои проблемы или большую их часть переложить на Россию, нам нужно позаботиться о том, чтобы при публикации фейков в СМИ Россия могла оперативно предоставить опровержение и доказательства. В последнее время, на наш взгляд, наша страна в меньшей степени стала заботиться о мгновенном реагировании на разного рода провокации, но в будущем такая политика может привести к негативным последствиям, и ложная информация успеет укорениться в сознании людей. Таким образом, необходимо больше заботиться о своем имидже и быть готовым его защищать.
В качестве примера оперативного реагирования на фейковые новости можно привести деятельность директора Департамента информации и печати МИД России М.В. Захаровой. С учетом развития современных технологий коммуникаций руководитель данного подразделения министерства в режиме онлайн ведет работу в Facebook, Twitter, что позволяет повысить уровень оперативности реагирования в разы.
Стратегия «мягкой силы» Запада в отношении постсоветских стран базируется на подпитке протестных движений в расчете на рост собственного влияния через демократизацию. 12 сентября 2019 года заместитель директора по вопросам Европы и Евразии Агентства США по международному развитию (USAID) Брок Бирман анонсировал новую стратегию по защите от «вмешательства Москвы», предусматривающую американскую экспертную и финансовую помощь Грузии, Украине и Молдавии в так называемом выстраивании защитных механизмов от манипулирования выборами извне[3]. Тем самым Вашингтон продемонстрировал, что намерен оказывать еще более масштабную поддержку в борьбе с «пропагандой» Кремля через укрепление «свободных» СМИ и «гражданского общества» на постсоветском пространстве и создавать условия для ослабления энергозависимости от России.
Россия на сегодняшний день смогла занять достойное место в мировом сообществе, и она по праву его заслуживает. Вместо образа мощного государства, сверхдержавы, успешно справляющейся с экономическими и политическими задачами, в глазах мирового сообщества Россию пытаются представить как противоречивое, непредсказуемое и непоследовательное в своей внутренней и внешней политике государство. Российское государство, утратив на время былой авторитет и влияние, политические и экономические ресурсы после развала СССР, первое время располагало довольно расплывчатым имиджем. У мировой общественности сложилось неоднозначное восприятие реального значения роли России в мире (культурном, экономическом, политическом отношении и т.д.).
Неопределенность, а зачастую и негативность образа (несовершенство российского законодательства, которое широко освещалось в прессе, коррумпированность власти, борьба за сферы влияния и передел собственности между олигархическими кланами, несоблюдение демократических норм, оторванность власти от народа и т.д.) пагубно сказывались на реализации экономических и внешнеполитических отношений, а также на регулировании внутренних политических процессов.
Усилиями коллективного Запада навязывалось мнение о России как оккупанте или ненадежном партнере, что влекло за собой блокирование привлечения иностранных инвестиций, отрицательно влияло на экономическую ситуацию в стране, становилось причиной низкого уровня торгово-экономических контактов. Большое количество локальных попыток создания положительного имиджа нашей страны за рубежом заканчивались в основном неудачами. Можно выделить следующие причины неэффективности имиджевых кампаний:
– отсутствовала стратегия имиджевой политики. Не осуществлялось целенаправленное (а не локальное) формирование имиджа России за рубежом. Не расставлялись приоритеты и не определялся желаемый результат от PR-кампаний, не направлялись усилия на создание единого координирующего центра по управлению имиджем России за рубежом;
– отсутствовал прочный идеологический фундамент. Поэтому все PR-проекты, направленные на улучшение внешнего образа Российской Федерации, являлись бессистемными. В качестве подтверждения бессистемности, временами неразумности в реализации большого количества локальных имиджевых кампаний России можно привести пример с попытками позиционирования Москвы на Западе как крупного делового, финансового центра, интеллектуальной столицы мира.
Конечно, не все попытки по продвижению внешнего имиджа России были безрезультатными. Можно отметить и довольно положительные сдвиги по некоторым направлениям. А именно:
– создаваемые в Российской Федерации современные образцы вооружений, которые либо не имеют аналогов, либо поосвоим характеристикам опережают аналоги вооружений развитых стран. Несмотря на то, что в этой области рынка идет жесточайшая конкуренция, Российская Федерация стоит в первых рядах по экспорту вооружений. Долгосрочные и многомиллионные контракты на поставку вооружений являются доказательством сохранения в этой области кадрового, научного и экономического потенциала;
– участие в борьбе с международным пиратством. В территориальных водах Сомали находились нескольких военных кораблей из России, США, Индии и ряда других стран. Российский сторожевик «Неустрашимый» патрулировал в водах Аденского залива. Военный корабль смог осуществить благополучное сопровождение нескольких гражданских судов и предотвратить нападения пиратов наа иностранные суда;
– успехи в спорте. Золотые медали, завоеванные на Олимпийских играх, победы в хоккее и проч. Победы спортсменов России рассматриваются как значительный вклад в улучшение международного имиджа нашего государства. Олимпийские игры – 2014 и Чемпионат мира по футболу – 2018 оказались замечательной возможностью привлечения мирового внимания, повышения престижа России в глазах мировой общественности, что и было доказано успешным проведением данных спортивных мероприятий;
– борьба с международным терроризмом. Россия принимает активное участие в акциях по противодействию терроризму;
– Российская Федерация давно и прочно занимает лидирующее место в освоении космоса. Не все страны могут себе позволить развитую космическую технику и космодром. Российскими космическими кораблями выводятся на орбиту спутники многих развитых стран, транспортными космическими кораблями обеспечивается доставка грузов для международных экипажей на российских станциях.
В качестве элементов имиджевого потенциала России выступают историческое и культурное наследие, достижения в области науки и культуры. Некоторые проблемы имиджа России не ограничиваются определенными сферами, наблюдается некоторое отставание по всем показателям, по которым проводится оценка развития в политическом, экономическом и социальном плане. Поэтому и основной задачей должно стать использование инструментов имиджелогии по всем спектрам государственной деятельности.
При этом работа должна строиться системно, чтобы не стать обычной кампанией без определенного результата. Работа должна основываться на долгосрочных целях и соответствовать внешнеполитическим приоритетам государства.
В связи с этим важной практической и теоретической задачей является осмысление имеющихся отрицательных представлений в контексте циклического противостояния идеологий между Россией и Западом. Такую цикличность представлений можно обозначать и соотнести с самостоятельностью и внешнеполитической активностью Российского государства.
Запад пытается создать миф о том, что Российское государство в разные исторические периоды представляет собой деспотическую страну, «империю зла». Современные западные исследователи бездоказательно утверждают, что для нашей страны характерна «автократичность методов государственного управления, засилье бюрократии, бесцеремонное вмешательство государства практически во все сферы общественной жизни, отсутствие эффективных демократических институтов, неразвитость гражданского общества, контроля за властью»[4].
Несомненно, что ядро западного мифа о России, который навязывается Западом странам постсоветского пространства, составляют представления о ней как о стране внешне агрессивной и внутренне деспотичной. Таким образом, принимая во внимание такие отрицательные оценки на протяжении всей длительной истории России, одним из направлений идеологического противостояния со станами коллективного Запада является соотношение «собственного пути развития России» и «мягкого» насильственного внедрения либеральных ценностей Запада.
В некоторых странах постсоветского пространства российский внутриполитический имидж представлен как антидемократический. Образ России в международных отношениях воспринимается, прежде всего, как страны-агрессора. Так, страны Скандинавии, Прибалтики, а также Польши полагают, что Россия является источником угроз, перевооружается и имеет ревизионистские настроения[5].
Итак, в некоторых странах постсоветского пространства сформирован имидж российского государства как воинствующей, опасной для соседних государств страны, против которой нужно выстраивать систему обороны и всегда быть готовым к нападению с ее стороны.
Как отмечают зарубежные эксперты, сегодня «мягкая сила» России в значительной мере связана с одной личностью – Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Голосование 2020 года по поправкам в Конституцию Российской Федерации также выступило своего рода маркером степени общественного доверия российскому президенту. Результаты всенародного голосования говорят сами за себя.
На наш взгляд, очень любопытно высказывание китайского эксперта Инь Жуюй, который пишет: «Я полагаю, что Запад недооценил внешнюю политику Путина и европейским странам следует понять и принять тот факт, что Россия отличается от Запада и что Россия прямо сейчас бросает вызов Европе. Возможно, Запад осознал это и поэтому начал намеренно «давить» Россию»[6].
Ответом России на действия Запада может стать разработанная российской стороной альтернативная модель использования «мягкой силы» под названием «тысяча нитей» – укрепление взаимного доверия между странами через диалог на общественном и экспертном (научном) уровнях. Данная модель предполагает принципиально иные инструменты реализации «мягкой силы», прежде всего активный экспертный, культурный и общественный диалог с целью реализации многосторонних проектов общественной дипломатии. В этом направлении работают Россотрудничество, Фонд Горчакова, Российский совет по международным делам (РСМД), Дом Москвы в Минске и ряд других организаций.
На наш взгляд, вполне возможно предпринять ряд практических шагов для улучшения восприятия нашей страны в мировой политике.
1. Необходимо выработать собственный уникальный российский концепт «мягкой силы» и позиционирования страны за рубежом.
2. Конкретные задачи в области применения «мягкой силы» прописаны в положении о Федеральном агентстве по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), созданном в 2008 г.[7] Так, среди главных направлений деятельности агентства наряду с поддержкой соотечественников, продвижением русского языка и культуры указано содействие международному развитию и народная, или публичная, дипломатия. Для трансляции российской «мягкой силы» и культурного влияния на международное сообщество и политическую элиту, наряду с официальными каналами воздействия указаны и другие пути сотрудничества, среди которых заметную роль должны играть спорт, туризм, образование и культура. Недавнее назначение на должность руководителя Россотрудничества Е.А. Примакова воспринимается как возможность использования новых подходов в решении огромного количества текущих задач по формированию нового внешнеполитического имиджа России за рубежом.
3. С учетом того, что в мире более 300 миллионов человек говорит на русском языке, необходимо использовать возможности российских соотечественников, которые при желании способны с помощью «мягкой силы» улучшить облик нашей страны в мире.
4. Поскольку сейчас одним наиболее эффективных методов коммуникации является интернет, который не требует больших затрат, необходимо с помощью интернета активнее рассказывать о русской многонациональной культуре и положительных достижениях в социальной сфере. По мнению российских аналитиков, российской «мягкой силе» необходимо выработать широкий и долгосрочный нарратив, способный дать конструктивные ответы на вызовы, брошенные и российскому, и западному обществу[8].
5. Активизация работы по дальнейшей популяризации российского театра и балета за рубежом. Необходимо организовывать поездки прославленных российских творческих коллективов, которые способны, на пример, на высочайшем уровне представить золотую классику отечественного балета: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Ромео и Джульетту». Согласны с народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым, который сказал, что «Щелкунчику» санкции не страшны.
Министерство иностранных дел России всегдаf играло и продолжает играть ключевую роль в процессе формирования имиджа нашего государства в мировой политике в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011года №1478.
Дипломатической академии МИД России отведена основная роль в подготовке и переподготовке дипломатических кадров для работы в российских загранучреждениях. Два раза в год на Высших дипломатических курсах (ВДК) проходят обучение будущие послы, генеральные консулы, представители нашей страны при международных организациях. Наша задача – дать наиболее полный объем информации по широкому кругу вопросов: глобальная безопасность и стратегическая стабильность, гибридные войны и цветные революции, цифровая дипломатия, миграционные процессы, «мягкая» и «умная» сила, кибербезопасность, информационные атаки и многое другое. Слушатели ВДК должны быть максимально готовы для работы в сложнейших условиях за рубежом, поскольку уже завтра им придется столкнуться с рядом серьезных задач, требующих оперативного решения. У них не будет права на ошибку, поскольку современное время просчетов не терпит и тем более не прощает. И в этом плане коллектив Дипломатической академии предпринимает максимальные усилия для повышения эффективности подготовки дипломатический кадров.
В современных условиях пандемии COVID-19 роль и ответственность нашей страны только неуклонно возрастает, что четко отражается в статье Министра иностранных дел России С.В.Лаврова от 28 мая 2020 года «О пандемии: выводы и задачи», опубликованной в китайской газете «Глобал таймс»: «За свою многовековую историю Россия неоднократно сталкивалась с опаснейшими вызовами, когда под угрозой было само ее существование. И каждый раз не только успешно преодолевала их, не только выходила окрепшей, но и подавала другим пример гуманизма и бескорыстия».
[1] Неймарк М.А. О некоторых методологических подходах к изучению «мягкой силы» // Стратегия «мягкой силы» в контексте информационных войн: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Московский государственный лингвистический университет. 2017. С. 221–224.
[2] Неймарк М.А. О скромности и величии в мировой политике: к вопросу о геополитическом статусе России // Научно-аналитический журнал «Обозреватель – Observer». 2017. № 9 (332). С. 41–52.
[3] «Мягкая сила» из-за океана убеждает постсоветские страны сторониться России [Электронный ресурс]. URL: http://ruspravda.info/Myagkaya-sila-iz-za-okeana-ubezhdaet-postsovetskie-strani-storonitsya-Rossii-38099.html.
[4] Uzhegova Z.A. Obraz «novoj» Rossii na Zapade: po materialam amerikanskoj i britanskoj pressy: dis. … Biblioteka dissertacij [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/obraz-novoj-rossii-nazapade-po-materialam-amerikanskoj-ibritanskoj-pressy.html.
[5] Zhukov V.I. Osnovnye problemy istoricheskogo obrazovanija v Rossii [Электронный ресурс]. URL: http://rgsu.net/netcat_files/File/Polnyj_doklad_istoriheskoe_obrazovanie_03_11_10+.pdf.
[6] Инь Жуюй (Yin Ruyu 尹如玉). Российская «мягкая сила» начала борьбу с Западом. Удастся ли пошатнуть западную идеологию? [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/social/20170807/239989944.html.
[7] Касюк А.Я. «Мягкая сила» и санкционная политика Запада. https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-i-sanktsionnaya-politika-zapada/viewer
[8] Касюк А.Я. «Мягкая сила» и санкционная политика Запада [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-i-sanktsionnaya-politika-zapada/viewer; Кузнецов Е. «Мягкая сила» России: чего не хватает? [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/myagkaya-sila-rossii-chego-ne-hvataet/.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs