Фото: wgl24.com.
Международный дискуссионный клуб «Валдай» провел дискуссию «Новый политический нарратив: стиль и слог - 2020», посвященную проблемам коммуникации в условиях кардинальных изменений, которые претерпел в последние годы язык политики и дипломатии. В мероприятии приняли участие политологи из Москвы, Вашингтона и Буэнос-Айреса.
Тон дискуссии задал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин. По его словам, сегодня мы наблюдаем два стиля общения в политической сфере – официальный и неформальный. При этом в самом дискурсе принимают участие три категории лиц: профессионалы, принимающие решения; чиновники, обеспечивающие их принятие; рядовые граждане, выступающие в роли наблюдателей. При этом язык простых людей и язык профессиональных дипломатов и бюрократов сегодня принципиально расходятся. «Если дипломаты начнут говорить на том языке, на котором изъясняются обычные люди, они, как минимум, будут в значительной степени неполиткорректны. Если простые люди будут слышать язык дипломатов, они его просто не до конца поймут, поскольку он фактически представляет собой набор клише и эвфемизмов, которые очень сложно перевести на обычный человеческий язык. Тем не менее, если речь заходит о политиках, то они постоянно находятся перед выбором: какой язык им использовать?», - заметил А.Волин. По словам эксперта, в настоящее время мы становимся свидетелями отчасти парадоксальной картины: для ритуального общения, переговоров и конференций, международных организаций у нас используется профессиональный язык, который особенно хорош для того, чтобы скрывать свои мысли и ни о чем не договориться. Это язык процесса, но не принятия решений. Он слишком обтекаем для того, чтобы на нем можно было бы четко и ясно выразить свои интересы. Но, когда политики остаются один на один, у них возникает необходимость обращаться именно к простому языку для того, чтобы достичь договоренности. Это неминуемо вступает в конфликт не только с дипломатией, но и с бюрократией, зачастую не готовой к подобному переходу.
Что же касается официальной политической сферы, то ее представители в последние годы все чаще начинают переходить от бюрократического языка к повседневному, «народному». Это происходит потому, что широкие массы населения сегодня получили возможность общаться с политиками напрямую, без посредников. Тяжелый слог, канцелярит, абстрактные выражения уже не воздействуют на электорат. Кардинальные изменения претерпевают и медиа: даже в журналистике стиль больших статей и объемных материалов уступает стилю социальных сетей, когда мысль должна быть выражена ясно, коротко, понятно в нескольких предложениях. Это неминуемо откладывает отпечаток и на язык, при помощи которого общаются политики. Но большая часть международных организаций не готова к подобным радикальным переменам. В условиях изобилия информации значительное количество пользователей не готовы тратить долгое время, чтобы разбираться в хитросплетениях и нюансах политики. «Наблюдаемая трансформация займет, видимо, определенный период времени, но неизбежно произойдет, поскольку в противном случае мы утратим возможность любой неформальной коммуникации, а остаться исключительно в формальных рамках не можем, в силу того, что любые возможности переговоров окажутся загнанными в тупик», - пояснил А.Волин.
Старший научный сотрудник по вопросам внешней политики США в Центре национальных интересов в Вашингтоне Пол Сондерс согласился с мнением Волина. «В нашей стране во время предвыборных кампаний, когда принимается решение, кому из кандидатов отдать симпатии, оно во многом диктуется тем, насколько тот или иной политик способен говорить на языке простого народа. Нужно уметь заинтересовывать людей, чтобы они поддерживали те или иные актуальные задачи», - заметил он.
Важнейшую роль в коммуникации между политиками и избирателями в современных условиях играют социальные сети. По мнению заведующего отделом внешней политики газеты «Коммерсант» Алексея Наумова, современные политики убеждены, что только в случае заведения собственного аккаунта в социальных сетях появляется возможность довести свою позицию по актуальным вопросам до СМИ и своих сторонников без искажения. С другой стороны, «эра твиттера» привела к сильной девальвации политических заявлений, которые звучат по любому поводу, и нередко противоречат друг другу. Такая позиция не вполне нормальна и заставляет задуматься о качестве современных средств массовой информации.
Директор по коммуникациям Аргентинского совета по международным делам; советник по средствам массовой информации Департамента по международным отношениям (Буэнос-Айрес) Гильермо Гарсиа полагает, что возрастающая роль социальных сетей напоминает журналистам о необходимости ясного, краткого и четкого изложения своих мыслей.
Выступление доцента кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России Романа Райнхардта было посвящено стилистическим различиям в политической коммуникации президентов США и России. Если Владимир Путин делает акцент на формате программных выступлений, каждое из которых обсуждается затем его сторонниками и противниками, то ежедневная активность Дональда Трампа в твиттере отчасти обесценивается из-за постоянной реакции по любому поводу. Правда, значение высказываний лидеров подобного ранга гораздо выше, чем у представителей класса чиновников, деятельность которых все чаще воспринимается как своего рода «белый шум», не дающий ответа на актуальные вопросы.
Программный директор клуба «Валдай» Олег Барабанов отметил, что современная политическая коммуникация сталкивается с тремя основными проблемами. Главная из них связана с изменением роли многосторонней дипломатии: саммиты и конференции становятся лишь поводом для двусторонних встреч. Особенно ярко это проявилось в период пандемии коронавируса и организации онлайн-конференций, заставив задуматься, не уходит ли этот формат в прошлое. Не меньшую сложность представляет кардинальное изменение политического языка, который от доходчивости изложения легко переходит к троллингу. Правда, последнее происходит лишь когда политики не ставят задачи прийти к консенсусу ,а, напротив, отмечают просчеты своего оппонента. Кроме того, акторами современных международных отношений становятся не только дипломаты, но и военные, медики, некоммерческие организации и разнообразные PR-агентства. Все они неизбежно вносят свою стилистику в политический язык.
Итог состоявшемуся обсуждению подвел председатель клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий. «Сегодня мир стал медийным. Раньше такого не было никогда. Всегда существовала определенная иерархия, устанавливавшая субординацию между профессионалом и обывателем, распространителем информации и ее потребителем. Теперь этой границы нет, и в распространении сведений на любую тему может участвовать буквально каждый человек вне зависимости от своей компетенции. В этих условиях необходим лоцман в бушующем медийном море. Если у европейских мореплавателей XV века были ложные, но устойчивые представления о мире, которые позволили им открыть новый континент, то сегодня главная проблема заключается именно в неустойчивости и зыбкости существующих представлений. В этих условиях новый язык и подходы в коммуникации становятся просто необходимыми», - констатировал он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs