Иезуитская последовательность в симуляции активности президента Украины Владимира Зеленского становится его фирменным стилем. В декабре прошлого года на итоговой пресс-конференции лидеров стран «Нормандской четверки» Зеленский заявил, что «постоянно находится в диалоге с жителями Донбасса». При этом он выдвинул новое предложение о том, что в переговорах в рамках Минского формата «должны участвовать не только представители ДНР и ЛНР, но и те, кто переехал из республик на территорию Украины».
В марте текущего года представитель ЛНР на переговорах Родион Мирошник, наблюдая «забалтывание и саботирование» подготовки новой встречи «Нормандской четвёрки» заявил: «Разрешить конфликт можно только при условии диалога между его сторонами. Опираясь на этот постулат, создавалась Минская контактная группа. К сожалению, с 2014 года Киев последовательно избегает диалога с нами, привлекая себе посредников в лице Франции, Германии, США и так далее. Между тем, наша задача заключается в поиске модели сосуществования. Этого невозможно добиться без прямого диалога».[i] Ни добавить, ни убавить. А главное все это записано и обсуждено не раз.
9 июня состоялся телефонный разговор между Президентом России Владимиром Путиным и канцлером Германии Ангелой Меркель: «Продолжен обмен мнениями о положении дел в контексте урегулирования внутриукраинского конфликта. Высказана озабоченность отсутствием прогресса в реализации Минских договорённостей 2015 года, а также решений «нормандской четвёрки» по итогам саммита в Париже в 2019 году. Отмечена важность активизации переговорного процесса в Контактной группе и в «нормандском формате». Президент России вновь подчеркнул целесообразность налаживания прямого диалога Киева с Донецком и Луганском, направленного, в том числе, на согласование шагов по последовательному выполнению минского Комплекса мер».[ii] В сухом сообщении официального источника сквозит раздражение по поводу отсутствия прогресса в переговорном процессе. И это раздражение вызвано постоянно меняющейся позицией и действиями украинской стороны.
В свою очередь глава офиса президента Украины Андрей Ермак в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung, которое он дал в ходе совместного с главой украинского МИД Дмитрием Кулебой визита в Берлин, заявил, что «решение Парижского саммита нормандского формата фактически не выполняются…» Позвольте спросить кем? При этом Ермак уделил внимание и прямому диалогу между Киевом и Донецком: «... к переговорам по урегулированию войны на востоке Украины должны быть привлечены признанные представители гражданского общества Донбасса, не причастные к военным действиям».[iii] Кто же это? Трудно себе представить, как можно быть «непричастным к военным действиям», когда тебя обстреливают чуть ли не прямой наводкой и кругом гибнут твои знакомые и соседи.
Но вот ответ. Между интервью Ермака и телефонным разговором Путина и Меркель состоялся акт привлечения к переговорам «тех жителей Донбасса, кто переехал на Украину». «Теми жителями Донбасса» оказались журналисты Денис Казанский и Сергей Гармаш, а от Луганской – Константин Либстер, известный в профессиональных кругах врач, и Вадим Горан, лидер "Луганского землячества". При этом в украинской прессе заявлено, «что включение переселенцев в «Минск» дает шанс на выход из тупика».[iv]
Преждевременные выводы по поводу «шанса на выход из тупика». Почему?
В своём первом интервью в качестве представителя в ТКГ Казанский заявил: «Давая согласие на свое участие в ТКГ, я в предварительной беседе с пригласившим меня в эту группу первым заместителем главы делегации Украины в ТКГ вице-премьером Алексеем Резниковым выяснил, что наше с ним видение будущего Донбасса и национальных интересов Украины в целом совпадает. Наши «красные линии» совпали. Это означает, что особый статус этих оккупированных районов не может быть закреплен в Конституции Украины. И сначала Украина восстанавливает контроль над границей, а уже затем — выборы на деоккупированных территориях Донбасса. Выборы, которые будут проведены в соответствии с украинским законодательством».[v] Более того, представитель Казанский сослался на украинского вице-премьера Резникова, который в начале июня заявил: «В консультациях по урегулированию конфликта на Донбассе должны участвовать Киев, Вашингтон и Лондон». А еще, что в «первое время Россию к ним допускать не следует».[vi] Едва ли это похоже на конструктивную позицию, которая может привести к урегулированию.
То есть, эти так называемые переселенцы не добавили ничего нового, кроме уже набившей оскомину поддержки позиции киевской власти, которая противоречит положениям Минских соглашений.
Трудно не согласиться с министром иностранных ФРГ Хайко Маасом, который не первый раз заявляет: «Все едины во мнении, что реализации решений (нормандского) саммита нужно придать новый импульс. Это мы сегодня активно обсуждали. Прогресс в реализации решений той встречи требует компромиссов от всех сторон».[vii] Но где же тут искать компромисс г-н министр, когда Киев хочет отодвинуть Россию от Минского процесса, а Зеленский открыто заявляет о желании пересмотреть соглашения.
Прямой диалог между сторонами Киев и республики Донбасса явно видят по-разному. Создание некоего нового уровня переговоров между представителями «общественности» бессмысленно. Если республики согласятся на это дополнение в переговорном процессе, будет создан еще один тормоз в реализации минских соглашений.
Таким образом, действия и заявления Киева в сухом остатке следующие - не считаем республики Донбасса сторонами переговоров, а еще хотелось бы исключить из переговорного процесса Россию.[viii] Ну, скучно, и обсуждать нечего. Очередная симуляция активности в виде пустых предложений. Минские соглашения, которые являются единственным документом, на основании которого возможно урегулирование ситуации на Донбассе, являются «дорожной картой» урегулирования, поддержанной не только Москвой, но и Парижем, и Берлином. А раз так, то Киев решил в очередной раз найти поддержку за рамками Нормандского формата. Неслучайно от украинской стороны исходят идеи привлечения к разрешению конфликта Вашингтона и Лондона. Таким образом, машинная возня и около дипломатические действия Киева имеют только один смысл и объяснения - неспособность (по внутриполитическим причинам) и нежелание (под давлением Вашингтона) выполнять Минские соглашения. Так что ничего нового….
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs