Фото: atvmedia.ru.
В российском информационном агентстве ТАСС прошло онлайн-собрание Комитета по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, посвященное психологическим и этическим аспектам пандемии коронавируса.
Председатель Комитета по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, ведущий российский пульмонолог, президент Российского респираторного общества, академик РАН Александр Чучалин отметил, что одной из важнейших задач, которая требует своего решения, остается определение адекватного ответа на этические вызовы нового века. «Современное человечество расплачивается за собственную беспечность. Первая вспышка коронавируса произошла еще в 2002 году в Юго-Восточной Азии, вслед за ней в 2012 году в Саудовской Аравии. Тогда обе эпидемии никак не затронули Россию, а теперь мы должны многое переосмыслить», - отметил ученый.
По словам А.Чучалина, главные проблемы, с которыми столкнется общество в России и в других странах, начнется в посткарантинный период. «В этот период психика многих людей будет особенно уязвима. Нам важно понять, как и в каком направлении будет меняться культурная среда социума, пережившего болезнь. Нам необходимо не допустить повторения ситуации, которая возникла перед распадом Советского Союза, когда разнообразные парапсихологи и экстрасенсы завоевали симпатии общества, воспользовавшись неустойчивой ситуацией в стране», - пояснил он.
Ученый напомнил, что в России, как и в других странах, печальную статистику смертности от COVID-19, продолжают пополнять не только фамилии обычных пациентов, но и работников системы здравоохранения. «Среди умерших от болезни есть более 70 врачей», - подчеркнул эксперт.
Также А.Чучалин сообщил, что в настоящее время Российская Академия наук по поручению Правительства России работает над созданием в стране Научного центра психологии и социологии чрезвычайных ситуаций. Предполагается, что его сотрудники будут работать над решением целого комплекса задач, связанных с исследованием проблем, возникающих в обществе в результате ЧС, а также реабилитацией пациентов, перенесших коронавирус. «Нужно понимать, что люди, которые прошли через реанимационные отделения и выжили после искусственной вентиляции легких – совершенно особая категория больных. Их психологическая реабилитация займет много времени. Но если они ее не получат, то будут мучиться всю оставшуюся жизнь», - отметил пульмонолог.
Президент Российского психологического общества Юрий Зинченко заметил, что в условиях пандемии возросла востребованность психологов, которые помогают выйти из стрессового состояния и избегать неприятных последствий, которые повлекло за собой нарушение прежнего уклада жизни. «Большой вызов для нас представляет и рост агрессии, домашнего насилия в семье», - отметил эксперт.
Ю.Зинченко также сообщил, что в последние месяцы наблюдается резкий рост контактов между профессиональными сообществами разных стран, в том числе по вопросам различных вариантов и способов психологической помощи. Одной из важнейших проблем эксперт считает «насильственный рост цифровизации жизни человека». «Если до COVID-19 цифровые технологии воспринимались с положительной стороны и приветствовались большинством граждан, то теперь, в результате форс-мажорных обстоятельств, мы вынуждены сталкиваться с неприятной оборотной стороной этого процесса. В итоге уровень тревожности, склонности к паническому поведению у некоторых людей начинает расти», - заявил ученый.
По словам Ю.Зинченко, Российское психологическое общество уже разработало рекомендации для различных категорий граждан по выходу из вынужденного стрессового состояния. «В настоящее время мы пытаемся выработать новые практики общения в условиях пандемии. Необходимая в таких случаях помощь может быть оказана и дистанционно», - отметил он.
Сегодня одной из самых уязвимых категорий граждан продолжают оставаться медицинские работники. «Физическая и профессиональная нагрузка может разбавляться психологической помощью. Инфекция коронавируса COVID-19 смертельно опасна. Уход пациента из жизни – большое переживание для врачей, причем особенно сильное для тех из них, которые работают в перепрофилированных клиниках. Крайне важно, чтобы медики не «выгорали» эмоционально, потому что только в стабильном состоянии они могут оказывать помощь больному», - заявил психолог.
Не менее сложной проблемой остается проблема социализации детей и подростков в условиях, когда традиционные способы обучения практически недоступны. «Разумеется, форс-мажорные условия подтолкнули переход школ и вузов к цифровому формату обучения. Однако, несмотря на его активную поддержку еще в период до пандемии, довольно быстро выяснилось, что ресурсов, которые в настоящее время могли бы заменить прежние формы обучения», - отметил эксперт. Впрочем, как считает Ю.Зинченко, пандемия в целом привела к росту уровня социальной ответственности в обществе, что нельзя не приветствовать. «Сейчас важно не терять уверенности и найти внутренние ресурсы для регуляции своего поведения», - добавил он.
Директор Института психологии РАН Дмитрий Ушаков напомнил, что нередко после пережитой пандемии человечество становится сильнее. «Например, в Европе после эпидемии чумы («чёрной смерти») люди жили дольше и инновации пошли быстрее. После «испанского» гриппа 1918-1920 годов, затронувшего, в том числе, США, штаты, в которых умерло большее число людей, показали больший экономический рост. Пандемия для нас – своеобразный «момент истины», который позволяет нам оценить, насколько система здравоохранения и наука психология отвечает на этот вызов», - добавил он.
Директор Института исследований проблем психологического здоровья Владимир Менделевич сообщил, что пандемия коронавируса не привела к обострению состояния пациентов с психическими расстройствами. «Больше всего специалисты боялись сочетания двух факторов - эпидемии коронавируса и роста числа лиц с нервными заболеваниями. Но в настоящее время ни в одной стране этого нет. Напротив, большинство людей говорят скорее о скуке, нежели о тревоге в период самоизоляции», - заявил он.
Правда, по словам В.Менделевича, есть и тревожные симптомы: доверие общества к официальной информации о пандемии находится на довольно низкой отметке. На этой почве растет востребованность конспирологических теорий: некоторые люди начинают считать, что от них скрывают настоящую правду, и что болезни либо не существует вообще (как вариант – она выдумана врачами или политиками), либо ее масштабы слишком преувеличены. В этих условиях необходимо прилагать всесторонние усилия для поддержания в обществе научных основ мировоззрения и активно бороться с лженаукой и фейками о коронавирусе.
В свою очередь, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик пояснил, что пандемия оказывает разнонаправленное влияние на общество, одновременно объединяя и разобщая его. «Мы ожидаем долгосрочного эффекта, связанного с последствиями COVID-19. Уже сейчас отмечается рост тревоги и снижение способности к критическому мышлению. Страна вошла в период роста заболеваемости в условиях недоверия к социальным институтам и усилившегося социального пессимизма. В данном контексте под ударом оказывается, в первую очередь, доверие к власти и к средствам массовой информации. Поэтому крайне важно представить план «перезапуска» экономики, а также предоставить людям в необходимом объеме всю информацию, на основе которой они могли бы спланировать свою жизнь не только в ближайшие месяцы, но и, возможно, годы», - пояснил эксперт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs