Похоже, «коронавирусная дипломатия», о которой мы недавно писали, закончилась так же быстро, как и началась. США и другие страны Запада почти синхронно запустили политическую и медийную кампанию, пытаясь обвинить Китай в коронавирусной пандемии.
В сенате США заявили о намерении изучить обстоятельства появления коронавируса, в частности, роль Китая и ВОЗ в распространении инфекции. В Вашингтоне полагают, что изначально информация о масштабах вспышки замалчивалась, а Пекин и Всемирная организация здравоохранения предприняли недостаточно мер по недопущению пандемии. Работу ВОЗ критиковал лично президент США Дональд Трамп, отмечая, что именно Соединенные Штаты в основном финансируют организацию, внимание которой, в свою очередь, было сосредоточено на ситуации с COVID-19 в Китае.
Что касается ВОЗ, то обвинять эту организацию ООН (как и другие, ей подобные, которые оперируют умеренными бюджетами и в основном полагаются на деньги государственных и частных спонсоров), - что называется, перекладывать с больной головы на здоровую. ВОЗ не может принимать решения, обязательные для стран-членов ООН, а лишь вырабатывает рекомендации и координирует коллективные действия. К тому же, как подчеркнула представитель МИД РФ Мария Захарова, представители США, занимая две должности помощников генерального директора и будучи представленными во всех подразделениях Секретариата ВОЗ, а также в экспертных комитетах, включая Чрезвычайный экспертный комитет организации, не могут дистанцироваться от ВОЗ, тем более, что важная координирующую роль организации в борьбе с пандемией была отражена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и в итоговой декларации саммита G20, которые США поддержали.[1]
Похоже, президент Трамп понял, что пандемия явно будет главным «черным лебедем» его избирательной кампании, и действительно ищет виноватых. Кстати, на днях стало известно, что американская разведка узнала о вспышке инфекции в китайском Ухане еще в ноябре 2019 г. В засекреченном докладе, который тогда подготовил Национальный центр медицинской разведки США (National Center for Medical Intelligence, NCMI), говорилось, что в этом китайском городе распространяется инфекция, которая изменила привычный образ жизни людей и повлияла на деловую активность.
Возникает закономерный вопрос: попала ли эта информация на стол президенту (учитывая, что со времен 11 сентября 2001 г. институты американского разведывательного сообщества так и не научились делиться информацией, это далеко не факт). Если да – то почему хозяин Белого дома не распорядился этой информацией своевременно и должным образом?
Тем временем, Госсекретарь М. Помпео говорит о праве США «задавать Китаю правильные вопросы» и требует допуска американских экспертов в Вирусологический институт в Ухане для проведения инспекции на предмет возможной утечки вируса.
Ему вторят в Лондоне, Париже и Бонне. Когда пандемия закончится, необходимо будет проанализировать её причины, причём вопросы будут к Китаю, угрожающе заявил британский министр иностранных дел Доминик Рааб. Он считает, что будет «необходим тщательный анализ этих уроков», в том числе и о начале распространения коронавируса. Например, заявил он, Китаю «придётся задать сложные вопросы» об источнике вируса.[2] Похоже, в Форин офис, потренировавшись на «деле Скрипалей», решились взять методологию highly likely на постоянное вооружение.
Тем временем, официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, комментируя публикации о возможном искусственном происхождении вируса, заявил, что эта теория не подкреплена доказательствами. А глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров призвал зарубежных партнеров воздержаться от попыток политизировать тему коронавирусной инфекции и действий ВОЗ на фоне пандемии.
Дискуссия о происхождении коронавируса не первый месяц идет и в научных кругах. Некоторые авторитетные западные ученые говорят о его искусственном происхождении. А вот глава Уханьского института вирусологии и уханьского отделения Академии наук Китая Юань Чжимин считает, что сами характеристики нового коронавируса опровергают теорию о его искусственном происхождении. Такой вирус не мог быть создан ни в Китае, ни где-либо еще, так как у человечества нет достаточных знаний для того, чтобы синтезировать вирус, похожий по характеристикам на COVID-19.[3]
Поиск источника коронавируса и способов его распространения – это нормально, если речь идет не о конспирологии, а о действительно доказательных научных аргументах. «Этим надо заниматься, но без эмоций, с холодной головой, сопоставляя факты, в интересах лучшего понимания генезиса кризиса и извлечения уроков на будущее, чтобы быть лучше подготовленными к новым возможным пандемиям, а не изыскивая во всем этом потоке информации только то, что может очернить твоего конкурента», - заявил в связи с этим Сергей Лавров.[4]
К этому трудно что-либо добавить, за исключением того, что дипломатия highly likely способна окончательно подорвать взаимное доверие в международных отношениях, и так основательно пошатнувшееся за последнее время, и разрушить основы современного миропорядка. А тем, кто все же предпочитает бездоказательные обвинения, автор рекомендует конспирологическую версию, существующую в виде анекдота: «На самом деле, коронавирус придумали собаки, чтобы хозяева не забывали с ними гулять!»
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Россию беспокоят биолаборатории США вокруг ее границ», https://interaffairs.ru/news/show/26050
[2] «Лондон пригрозил «тщательным анализом истоков пандемии», https://regnum.ru/news/polit/2919213.html
[3] «Инфекционисты РФ и Китая: странности вируса совершенно непонятны, "мы столкнулись с чем-то новым", "у людей нет знаний, чтобы создать его",http://classic.newsru.com/russia/20apr2020/strange_virus.html
[4] «На моей памяти такого не происходило никогда», https://www.kommersant.ru/doc/4322683?from=main_1
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs