В развитии ситуации вокруг Косово намечаются серьезные разногласия между вовлеченными в политический процесс западными игроками в лице США с одной стороны, и Европейского союза с другой. В то время как ЕС и, прежде всего, основной европейский игрок на балканском поле, - Германия, - фактически выступает за сохранение в Косовском крае «статус-кво», американская администрация стремится все более активно влиять на развитие событий на косовской политической сцене с тем, чтобы обеспечить скорейшее заключение соглашения между Белградом и Приштиной о нормализации двусторонних отношений и успеть закрыть указанную сделку до новых президентских выборов, представив ее как внешнеполитический успех действующего главы Белого дома Дональда Трампа.
В настоящее время, похоже, реализуется именно американский сценарий. Во всяком случае, как действие именно в этом направлении следует расценивать отставку главы косовского кабинета Альбина Курти и усиление власти президента края Хашима Тачи. Именно Альбин Курти является на косовской политической сцене наиболее последовательным и убежденным противником каких-либо соглашений с сербским правительством, в то время как Хашим Тачи еще полтора года назад, согласно имеющейся информации, предварительно согласовал с президентом Сербии Александаром Вучичем проект соответствующего соглашения под эгидой Евросоюза, предусматривающий возвращение контроля Белграда над северными районами края, населенными сербами, установление сербского протектората над православными монастырями на остальной территории Косово и определенную «корректировку» границы между Сербией и Косово.
Соответствующий план обсуждался на международной встрече по Косово весной 2019 года в Берлине с участием федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона. И именно негативная позиция германского лидера в отношении очередного изменения балканских границ фактически сорвала достижение соглашения, в пользу которого заранее высказалась американская администрация. А после того, как в Косово по итогам очередных выборов был сформирован кабинет во главе с лидером радикального движения «Самоопределение» Альбином Курти, показалось, что балканская «сделка века» окончательно зашла в тупик.
Однако в дело вмешалась пандемия коронавируса. Глава косовского правительства выступил против предложенного местным министерством внутренних дел введения режима чрезвычайного положения, не без оснований увидев в этом фактическое сосредоточение всех властных полномочий в руках своего ключевого оппонента Хашима Тачи. В ходе последующих политических баталий ЕС и США, пожалуй, впервые в процессе косовского урегулирования оказались по разные стороны баррикад. Брюссель призвал косовских политиков сохранить существующую правящую коалицию, в то время как Вашингтон поддержал отставку главы кабинета, – которая в итоге и воспоследовала спустя 50 дней после формирования правительства.
Фактически США сделали ставку на вмешательство в политические процессы в Косово с тем, чтобы обеспечить господствующие позиции проводников собственных интересов в контексте скорейшего заключения сделки Белграда и Приштины, в то время как Евросоюз, учитывая проблемы в собственных рядах, настроен на дальнейшее «замораживание» косовского конфликта. При этом Вашингтон жестко потребовал от косовских властей отмены введенных в конце 2018 года 100-процентных пошлин на товары из Сербии и пригрозил Приштине санкциями, – хотя ранее занимал в этом вопросе более сдержанную позицию, чем даже Еврокомиссия.
Неудивительно, что политика администрации Дональда Трампа в Косово уже стала одним из пунктов внутриполитической предвыборной полемики в самих США. Глава комитета по внешней политике в Палате представителей американского Конгресса Элиот Энгель 28 марта выступил с резкой критикой действий Вашингтона, кульминацией которых, по его мнению, стало вынесение вотума недоверия правительству Альбина Курти в разгар пандемии коронавируса. По словам конгрессмена, он встревожен «агрессивной тактикой, применяемой администрацией Трампа в отношении Приштины. Государственный департамент уже давно требует от Косово отмены пошлины для Сербии. Но эта администрация дошла до применения экономических наказаний спустя всего несколько недель после прихода правительства Курти к власти». «Вместо того, чтобы позволить новому правительству бороться с пандемией, формировать государственные институты и регулировать внутренние процессы, США привели к созданию политического кризиса в Приштине из-за пошлины для Сербии», - заявил Элиот Энгель, имея в виду, что именно вопрос об отмене пошлин вызвал разногласия между партнерами по теперь уже бывшей косовской правящей коалиции в лице движения «Самоопределения» Альбина Курти и «Демократического союза Косово» Исы Мустафы. [1]
Весьма показательно, что США поддержали проведение голосования о недоверии правительству в парламенте сепаратистского Косово, в то время как Евросоюз, в первую очередь Германия, призывали к сохранению существующей коалиции «Самоопределение» - «Демократический союз Косово», - отмечает эксперт Института европейских исследований в Белграде и приглашенный профессор МГИМО (У) МИД Российской Федерации Стеван Гайич. Согласно его оценке, США настаивают на отмене пошлин со стороны Приштины, потому что невозможно углублять экономические отношения, если вы находитесь с другой стороной в состоянии «таможенной войны». Позиция же Германии по косовскому урегулированию с самого начала была предельно ясна - Косово и Сербия должны подписать соглашение о взаимном признании, вернее, Сербия должна безоговорочно признать отделение Косово и Метохии в существующих границах, без каких-либо корректировок: «Германии не нужны какие-то дополнительные прецеденты в виде «обмена территориями», которые могли бы нарушить хрупкий баланс внутри ЕС». «Сегодня не XIX век, когда можно было говорить - здесь интересы Австро-Венгрии, здесь Турции, а здесь России. Теперь фронты разворачиваются прямо внутри стран», - отмечает он. «Тем более нельзя ожидать экстренного подписания соглашения по Косово, пока в Приштине не пройдут новые выборы», - делает вывод Стеван Гайич. [2]
«Мне кажется, что за всеми этими переговорами Белграда и Приштины скрывается борьба немецкого и американского влияния на политику приштинского режима», - солидарен с ним профессор Белградского университета Мило Ломпар: «Их подходы различаются. Германия требует абсолютного разграничения в соответствии с конституцией СФРЮ 1974 года, вернее, признания Косово в границах автономного края Косово и Метохия. Подход США базируется на идее администрации президента, согласно которой во имя каких-то текущих потребностей, например, в интересах предвыборной кампании, можно допустить небольшой «обмен территориями» между сербами и косовскими албанцами и таким образом подарить белградскому режиму какой-то «фиговый лист», которым он мог бы прикрыться в случае признания несуществующего косовского государства. Трамп мог бы со своей стороны показать, что ему под силу решить одну внешнеполитическую проблему, которую демократы так и не смогли решить. Это две разные линии западной политики». При этом сербское руководство, со своей стороны, по мнению Мило Ломпара, «идет к тому, чтобы, если это будет возможно, подписать соглашение с Приштиной». [3]
«Даже при отсутствии военной силы неразрешенная напряженность между старыми и новыми границами становится источником проблем. Спустя почти 30 лет после расчленения Югославии и спустя почти 20 лет после последнего большого раздела территорий на Балканах линии на карте вновь стали хрупкими», - весьма обоснованно отмечает в этой связи лондонская газета The Times. [4]
И хотя британское издание полагает, что «перспектива обмена территориями» между Сербией и Косово «становится все менее вероятной», активизация политики США и рост внутриполитической нестабильности на косовской сцене повышают реальность реализации самых разнообразных и противоречивых сценариев. К слову, именно Альбин Курти является среди косовско-албанских политиков наиболее последовательным сторонником объединения Косово и Албании, и его отставка действительно может придать новый импульс переговорам Белграда и Приштины. В этих условиях Россия должна быть готова к активизации усилий западной дипломатии вокруг Косово и в целом вокруг Сербии и в ответ вырабатывать и продвигать свои модели и сценарии, исходя из собственных военно-политических и торгово-экономических интересов в регионе.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://regnum.ru/news/polit/2898494.html
[2] URL: https://regnum.ru/news/polit/2897426.html
[3] URL: https://regnum.ru/news/polit/2898456.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs