ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Почему Зеленский отдал украинскую землю

09:58 02.04.2020 • Денис Батурин, политолог

30 марта Верховная Рада Украины - под покровом ночи и карантина, приняла закон о земле. Главная позиция этого закона - открытие рынка земли. Украинские политики, общество и аграрии долго, а точнее -  все время с получения страной государственности сопротивлялись открытию рынка земли. Уже ко времени президентства Зеленского (который, кстати, последователен в своих решениях, и который заявил о намерении открыть рынок земли ещё в своих предвыборных выступлениях) были  устранены основные политические преграды для принятия земельного закона. При президенте Викторе Януковиче Украина освободилась от Социалистической партии Украины, при Петре Порошенко окончательно освободилась от коммунистов, которые, как и социалисты в качестве последнего своего аргумента, как в политических торгах, так и в позиционировании использовали земельный вопрос, который оставался для них последним видовым признаком, а заодно и поводом разговаривать как с системными, так и ситуативными спонсорами. Теперь левых в парламенте нет, а нынешняя оппозиция против, но только потому, что «против», а не по идеологическим причинам. 

Результаты голосования за земельный закон говорят о некотором изменении конфигурации расклада политических сил. «За» проголосовали 259 депутатов при 226 необходимых. 206 депутатов пропрезидентской фракции «Слуга народа» проголосовали за,  против выступили  2, а 35 членов фракции отсутствовали. Фракция Петра Порошенко «Европейская солидарность» поддержала законопроект 23 голосами, фракция «Голос» — 13, депутатская группа «Доверие» — 12, внефракционные депутаты — пятью голосами.  Против закона проголосовали фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» и «Батькивщина».[i] 

Зеленскому удалось заручиться поддержкой ярого политического оппонента - Порошенко, поддержала закон и фракция Святослава Вакарчука. Таким образом, состоялся тактический союз идеологически близких, но не дружественных сил. Каждая  сторона увидела свою выгоду. Зеленский повязал своих новых ситуативных партнеров коллективной ответственностью за принятый закон и последствия его принятия, теперь и Вакарчук,  и Порошенко должны будут объяснять необходимость и целесообразность этого закона для страны. 

Выгода Порошенко - персональная, он имеет отношение к аграрному бизнесу, как и ряд его соратников, в частности бывший премьер Владимир Гройсман. Выгода политическая,  ориентирована на внешнюю политику - Порошенко для Запада не остался в стороне от решения, закреплявшего вектор дрейфа страны в объятия наднациональных международных  институтов. Кроме того, договоренности с Зеленским о голосовании «за» могли содержать и пункт о пересмотре уголовного преследования в отношении Порошенко - такие подозрения заявил известный украинский юрист Юрий Портнов.[ii] 

Интересы Вакарчука также во внешнем политическом позиционировании, в чем заинтересованы спонсоры его силы, и прежде всего олигарх Виктор Пинчук. 

Лидер оппозиционной партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко обвинила президента Украины Владимира Зеленского и депутатов Верховной рады в "сдаче" страны после принятия закона, разрешающего продажу сельхозземель: «Маски сброшены! Как только президент Зеленский и депутаты, которые работают в интересах международных спекулянтов, сдали Украину, проголосовали за продажу земли! Поздней ночью, во время эпидемии, когда люди не могут сопротивляться произволу, в момент серьезного финансового кризиса».  Как считает политик, утверждение законопроекта не остановили «ни полное неприятие такого решения гражданами, ни протесты аграрных ассоциаций, ни призывы почти 400 советов разных уровней». Она добавила, что власти таким образом отдали 72% территории страны "зарубежным мошенникам", и назвала такое решение преступлением против Украины.  Тимошенко пообещала «вернуть землю украинцам» и привлечь к ответственности каждого, кто стоял «а этой аферой»».[iii]

Депутаты от «Оппозиционной платформы — За жизнь» заявили, что рассмотрение законопроекта проходило с грубыми нарушениями регламента парламента и Конституции. Депутат фракции, бывший заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьмин, потребовал от нового генпрокурора соответствующей реакции на незаконное принятие в парламенте земельных поправок: «В зале 126 депутатов, а голосует за земельные правки 240 карточек...».[iv] 

Фракции «Батькивщина»  и «Оппозиционная платформа — за жизнь» пообещали оспорить принятие земельного закона в Конституционном суде. Можно прогнозировать, что рассмотрение вопроса будет, как минимум, затянуто, а по итогу решение будет признано конституционным.

Почему закон был принят именно сейчас? Надо сказать, политический стиль Зеленского уже оформился - это завидная динамика и напористость в принятии нужных ему решений. Он воспользовался пиковыми показателями общественных настроений - страх перед дефолтом страны, при отягчающем факторе, который принёс неопределенность - пандемия. И уже очевидно, что эта неопределенность не содержит позитивных вариантов будущего. В обращении к украинцам 29 марта Зеленский заявил: «Наша страна из-за коронавируса фактически оказалась на распутье и у нее есть два пути. Первый – это принятие двух жизненно важных законов. После чего мы получим поддержку от наших международных финансовых партнеров, в размере, по меньшей мере, $10 млрд. Это необходимо для стабилизации экономики и преодоления кризиса».[v] 

Дальнейшая риторика украинской власти будет строиться, в том числе, на тезисе - «хоть одной проблемой - дефолт - меньше». Этим и другими тезисами  команда Зеленского будет корректировать общественное мнение в отношении продажи земли, которое, по данным на конец февраля этого года  исследовал КМИС: «Если бы всеукраинский референдум о продаже земли сельскохозяйственного назначения происходил в ближайшее воскресенье, 15% украинцев проголосовали бы на референдуме "за" рынок земли, 62% - "против", еще 18% не принимали бы участия в голосовании».[vi] 

Кроме того, Зеленский вышел на финишную прямую в переговорах с МВФ - заявлено о договоренностях выделить Украине 10 млрд. $.

Решающим был фактор внешнего давления. Как отметил эксперт РИСИ Олег Неменский:  «Мы видим здесь прямой шантаж, когда МВФ вынуждает украинские власти принять нужное западным структурам решение. Открытие рынка земли, т.е. последнего ценного актива, который находится в собственности государства, должно дать этой стране возможность расплатиться с Фондом и другими международными организациями за ранее взятые кредиты. Украинцы в 2014-2015 годах набрали в долг много денег, но не сделали ничего для того, чтобы их выплатить. Ранее они это часто проделывали с РФ, получая от нашей страны прямые и непрямые дотации, но с МВФ и другими западными структурами такое не пройдет. На Западе умеют считать деньги и не собираются списывать долги своим украинским сателлитам».[vii]  Так что многие звёзды сошлись для принятия этого решения.

 

Главные нормы принятого закона о земле в изложении украинских аналитических источников следующие:

«1. Мораторий на продажу земли отменяют в июле 2021 года. То есть именно тогда реально заработает закон. 

2. С момента снятия моратория и до 2024 года землю будут продавать не более ста гектар в одни руки. Потом - до 10 тысяч гектар в одни руки. Это очень много. К примеру, площадь Чернигова - 8 тысяч гектаров. 

Правда, в первоначальной версии законопроекта хотели продавать и вовсе по 200 тысяч гектар. Видимо, специально оставляя поле для компромисса. 

3. С 2024 года начнется продажа земли юридическим лицам. А до того момента землю смогут покупать только физлица - граждане Украины.

4. С 2024 года откроют к продаже и государственную землю. То есть угодья, которые долгие годы были объектами коррупционных схем и дойной коровой для чиновников как раз еще три года трогать никто не будет. 

5. Вопрос, пускать ли иностранцев на рынок, будет решаться на референдуме (к слову, "Слуги народа" говорят, что он может пройти еще до конца этого года). При этом иностранцы, даже если референдум им позволит, не смогут покупать землю ближе 50 километров от госграницы. Еще один запрет - для иностранных госкомпаний, а также офшорных фирм, чьих бенефициаров невозможно установить. Купить украинскую землю также не смогут юрлица из стран, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и компании под санкциями.

6. Арендатор земли имеет преимущественное право ее выкупа. Эта норма перечеркивает лозунги "Слуг народа" о том, что украинцев сделали свободными собственниками. Учитывая, что практически все угодья уже в аренде у агробаронов, а также у местных элит (чиновников, силовиков и криминалитета), то они же ее и скупят без всяких аукционов - цену будут формировать государственные оценщики. На чью оценку смогут влиять конечно куда сильнее аграрные олигархи, чем простые украинцы.  (...) Эта же норма фактически цементирует латифундистскую основу украинского аграрного сектора. 

7. Банки (в том числе и с иностранным капиталом) смогут владеть землей, если отобрали ее как залог под кредит. Но в течение двух лет банк обязан будет продать свой надел на аукционе. 

8. Минимальная цена, по которой можно будет продавать землю, будет устанавливаться оценщиками до 2030 года. Далее рынок уже станет свободным».[viii] 

 

Нормы земельного закона весьма красноречивы. Под давлением аграриев в законе была изменена норма, определяющая размер аграрных банков - если в прежних редакциях отдавали в одни руки 200 тысяч гектар, то в принятом законе - 10 тыс., что тоже немало, однако. В законе открыто заложены нормы владения землей иностранцами, всевластие нынешних арендаторов - аграрных олигархов, и возможность коррупции с государственными землями.

Теперь снова о политике. Карантин введён и продлён до 24 апреля. Противники власти и Зеленского могут протестовать, но не на улицах, не на майдане, они будут вынуждены обойтись без факельных шествий и демонстраций, а уйти в виртуальное пространство и на телевидение. С одной стороны, виртуальная аудитория их услышит - все сейчас сидят в онлайне, с другой стороны, там бурление и останется, а продержать до конца карантина  без выхода на улицы нужный  накал страстей будет сложно, на фоне того, что основную информационную повестку занимает вирус и действия властей в связи с этим. 

Ситуация сложилась уникальная. Власть ещё никогда не была так сильна (в смысле динамики принятия решений), а оппозиция слаба (в смысле противостоять принятию нужных власти законов). И Зеленский, пользуясь поддержкой большинства среди избирателей, «проталкивает» через парламент нужные нынешней власти решения. При этом он испытывает серьезное и часто остервенелое противодействие истэблишмента и активной части общества.

Закон о земле из области политики перешёл в область экономики, копья политикам ломать поздно, хотя арьергардные бои украинская оппозиция все же будет использовать, но не в качестве попытки отыграть ситуацию, а в качестве повода для политического позиционирования и борьбы по другим вопросам. 

Украину в ближайшем будущем ждёт большой земельный передел, в нем будут участвовать некоторые аграрные олигархи, которым придётся конкурировать с крупными западными аграрными игроками, а фермерам и землевладельцам средней руки надо будет отстаивать своё место под солнцем. 

При этом Зеленский все более ясно  определяет своими действиями будущее Украины в рамках геополитической ориентации, избранной в 2014 году. В этом будущем Украину ждёт роль должника МВФ, и выполнение условий этого института, который, в свою очередь, будет обеспечивать режим благоприятствования для иностранных холдингов и транснациональных корпораций в странах, попавших от него в зависимость.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати