Диалог цивилизаций — как новая парадигма развития

00:00 04.09.2009 Фарит Мухаметшин, руководитель Россотрудничества, доктор политических наук


Коллеги! Дорогие друзья!

От всей души поздравляю коллектив журнала "Международная жизнь" с 55-летним юбилеем издания. Дорогие сотрудники редакции, внештатные авторы и прежде всего уважаемые ветераны, благодаря вашему таланту, высокой квалификации, активной жизненной позиции издание не теряет преемственности, сохраняет самое лучшее, не останавливается в своем развитии.

За годы своего существования журнал не только завоевал репутацию ведущего внешнеполитического издания нашей страны, но и пользуется заслуженным авторитетом на международном рынке. Ваше издание является важным инструментом внешней политики, площадкой интеллектуального обмена, где могут высказываться самые разные идеи и концепции. Все это помогает искать новые нестандартные решения многих актуальных вопросов.

Своей статьей на тему значения международного гуманитарного сотрудничества в современных условиях мне бы хотелось инициировать дискуссию по этому важному для обеспечения национальных интересов страны вопросу.

 

КОНЕЦ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ в ее докризисном виде уже констатировали многие видные политические и научные деятели. Серьезный удар испытала и сама философия глобализма, в основе которой лежит хищнический подход к использованию ресурсов планеты и полное пренебрежение к интересам и будущему людей, оставшихся за рамками "золотого миллиарда". Но, как известно, природа не терпит пустоты — на смену обанкротившейся теории моноцентричного глобального управления миром должна прийти новая парадигма развития цивилизации.

На нынешнем переломном этапе международного развития едва ли возможно сказать, как именно будет выглядеть новая архитектура международных отношений. Однако можно попытаться сделать прогноз, основанный на анализе общих для разных регионов мира процессах.

Представляется, что современный кризисный вызов — это не только финансово-экономический спад, но и целая совокупность кризисов, поразивших самые разные сферы человеческой жизнедеятельности. Преодолеть эти явления можно лишь на путях объединения усилий всех государств на основе развития гуманистических отношений между народами, принадлежащими к различным культурам и цивилизациям, исповедующим разные религии.

Острые ситуации в разных точках мира, в первую очередь на Ближнем и Среднем Востоке, являются очевидным опровержением избитого тезиса о том, что два культурных человека всегда могут найти общий язык. Практика показывает, что это утверждение далеко от истины. Оказывается, что наличие разногласий на религиозной почве способно заблокировать саму возможность ведения диалога в цивилизованном русле.

Что может противопоставить этим процессам современная дипломатия? Опыт прошлых лет показывает, что данный вопрос не является риторическим. Как известно, разрядке в отношениях США и СССР во многом способствовало установление личных контактов между экспертным сообществом, деятелями науки и культуры. Все то, что в конечном счете можно назвать народной, или публичной, дипломатией.

Живой, искренний контакт между двумя личностями почти всегда приводит к синергичному эффекту, когда взаимное обогащение от человеческого общения превышает полезность произошедшего контакта для каждого из его участников. Так, когда два лидера великих держав проникаются подсознательным чувством взаимной симпатии, готовностью вести доверительный диалог, результат такого ощущения выходит далеко за рамки межличностного общения и может оказать существенное влияние на развитие двусторонних отношений, а в иных случаях и на архитектуру международных отношений на уровне глобальном. Поэтому задача состоит не только и, быть может, не столько в увеличении количества межличностных контактов, сколько в углублении их качества.

Именно развитие международного гуманитарного сотрудничества позволит нащупать точки соприкосновения между носителями антагонистических взглядов.

Инструменты, которые имеются в распоряжении международного гуманитарного сотрудничества — будь то культурные обмены, "круглые столы" и семинары, встречи писателей и журналистов, — имеют своей важной целью сблизить людей, освежить их восприятие друг друга, дать возможность преодолеть укоренившиеся стереотипы.

Поэтому основная миссия Россотрудничества — как инструмента мягкой силы, силы убеждения — придать мощный импульс межцивилизационному и межрелигиозному диалогу.

Не так давно (6 сентября) исполнился год с момента подписания Президентом России Д.А.Медведевым Указа №1315 о создании Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

Выделение в государственной политике России такого стратегического аспекта, как международное гуманитарное сотрудничество, и придание ему институционального формата стали частью ответа на вопрос "Что делать?". Ибо очевидно, что благополучный выход из нынешней полосы испытаний для мирового сообщества возможен лишь в условиях наращивания взаимодействия в самых различных областях. При этом гуманитарное сотрудничество является одним из наиболее эффективных средств налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, преодоления конфронтации в мире. В конечном счете это в возрастающей степени оказывает воздействие на процессы формирования современной полицентричной системы глобального управления, задает вектор ее развития.

Сегодня Москва принимает и предлагает целый комплекс мер для борьбы с кризисом. Поэтому, конечно, речь не идет о том, что международное гуманитарное сотрудничество — панацея от сегодняшнего общецивилизационного недуга. Однако если говорить о его лечении, то углубление межкультурного и межрелигиозного диалога сравнимо с целительным средством, укрепляющим весь цивилизационный организм, что дает ему силы выйти из ситуации глобальной нестабильности и уязвимости.

Развитие взаимодействия в этих областях будет способствовать достижению приоритетных целей, как то: поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами, формирование отношений добрососедства, создание такой системы многосторонних партнерских отношений, которая бы обеспечивала устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры.

В этой связи особое внимание в вопросах, связанных с образованием, наукой и знаниями, культурным и религиозным разнообразием, традиционно уделяется пространству Содружества независимых государств. Ибо развитие гуманитарного сотрудничества имеет ключевое значение для решения наших важнейших внешнеполитических задач, а именно: сохранения геополитической целостности Содружества, придания дополнительной динамики нашим отношениям со странами СНГ.

Гуманитарное сотрудничество имеет свою историю, накопленный опыт, традиции, широкий арсенал форм и методов. Но время стремительно движется вперед. И то, что еще вчера казалось незыблемым, сегодня требует новых подходов, иного осмысления, выработки адекватных ситуации стратегии и тактики.

Таким образом, на повестке дня стоит необходимость создания в рамках существующих многосторонних форматов новой стратегии международного гуманитарного сотрудничества, отвечающей потребностям современной эпохи. Концептуальные подходы к ее формированию планируется обсудить на совместной с Мировым общественным форумом "Диалог цивилизаций" международной научно-практической конференции в 2010 году в России. Однако на начальном этапе важно сформулировать видение той роли, которую Россия готова играть в этой области, учитывая все стороны углубляющихся процессов глобализации. Сейчас Россотрудничество активно работает в этом направлении.

Данная инициатива мотивируется потребностью мирового сообщества в качественном обновлении принципов международного гуманитарного сотрудничества исходя из следующих факторов:

  • во-первых, мир вступает в новый этап развития — эпоху утверждения культурно-цивилизационного многообразия, развития открытых, информационных и инновационных обществ, становления цивилизации знаний, являющейся движущей силой экономического процветания и социальных перемен;
  • во-вторых, усиливается мировоззренческая неустойчивость современной цивилизации, провоцирующая лавинообразное распространение социальных пороков, глобализацию экстремизма, крайним проявлением которого является терроризм;
  • в-третьих, большинство стран сегодня сталкивается со схожими вызовами и угрозами, которые невозможно преодолеть в одиночку.

В этих условиях особую важность приобретают гуманитарные аспекты преломления и взаимопроникновения культурных и цивилизационных особенностей народов на уровне компактного совместного проживания. Если на микроуровне эти процессы оказывают влияние на устойчивость личности, семьи, общества и в конечном счете — национального государства, то на макроуровне они во многом определяют безопасность развития, степень стабильности и целостности всей современной цивилизации.

Это особенно актуально в сегодняшних условиях глобального кризиса, оказывающего негативное воздействие на социальное и психологическое самочувствие граждан, их семей, на то, что сегодня переживают люди независимо от того, к какой культуре или нации они принадлежат. В противном случае мы столкнемся с еще большей радикализацией массовых настроений, что создаст благоприятную почву для роста экстремизма.

Ключевым направлением развития гуманитарной сферы является активное участие России в развитии научно-технического прогресса, результатом которого становится трансформация индустриального общества в общество постиндустриальное. В этом плане программные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Концепция-2020) являются краеугольным камнем в фундаменте формирования российской стратегии международного гуманитарного сотрудничества.

Речь идет в первую очередь об укреплении позиций Российской Федерации в мировом сообществе, усилении ее роли в решении глобальных проблем, инновационном лидерстве на основе современных образовательных и интеллектуальных услуг, о специализации в мировом разделении труда высокотехнологичных интеллектуальных услуг, об интеграции страны в мировой культурный процесс при сохранении общего культурно-образовательного пространства с государствами - участниками СНГ и странами-соседями на европейском и евразийском пространстве. Осуществление Концепции-2020 предопределяет прорыв в социально-гуманитарном измерении.

Отрадно, что мы обладаем значительными конкурентными преимуществами по ряду самых востребованных направлений в сфере био-, нано- и информационных технологий.

И наконец, до сих пор Россия, русский язык - окно в мир общечеловеческой культуры и науки для миллионов жителей планеты. Он остается для многих из них инструментом межнационального общения.

В этой связи интересно мнение экспертов российского Общественного комитета "За новую стратегию международного гуманитарного сотрудничества", которые подтверждают тот факт, что в сложившейся мировой ситуации наибольшими предпосылками и возможностями для ведения эффективной политики в области международного гуманитарного сотрудничества обладает именно Российская Федерация.

Прежде всего, речь идет о том, что богатый отечественный интеллектуально-гуманитарный потенциал (русский космизм, ноо-сферология, евразийство, равно как и целый ряд других достижений в области общественных наук и культуры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям человечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремления к созданию справедливого цивилизационного устройства.

Высокая степень открытости миру, "диалогичность" российской цивилизации особенно притягательны сегодня. Многовекторность внешней политики, уважение к разнообразию мира, бережное отношение к традиционным ценностям своей страны и других народов лежат в основе уважения к суверенитету, праву нации на выбор своего пути, международному праву в целом, без которых немыслимо и развитие международного гуманитарного сотрудничества.

Россия сегодня располагает необходимыми концептуальными и интеллектуальными ресурсами для активной, я бы сказал, лидирующей роли в международной гуманитарной деятельности. И здесь многое зависит от скоординированности усилий участников этого процесса на всех уровнях: государственном, межведомственном, общественном.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА созданного Федерального агентства — придать новые качества и институциональный формат всему комплексу взаимоотношений России с миром в культурно-гуманитарной сфере на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье. В связи с этим данное ведомство наделено дополнительными полномочиями, а его руководитель является специальным представителем Президента Российской Федерации по связям с государствами - участниками СНГ. В утвержденном президентом Положении о Федеральном агентстве четко прописано, какими полномочиями наделяется этот орган исполнительной власти и какую нишу занимает он в системе государственных институтов страны.

Россотрудничество наделено функциями государственного заказчика соответствующих федеральных, ведомственных и межгосударственных целевых программ. Федеральное агентство призвано проводить под руководством МИД России единую внешнеполитическую линию Российской Федерации в части, касающейся координации программ в сфере международного гуманитарного сотрудничества, разрабатывать и реализовывать во взаимодействии с министерством и другими федеральными органами исполнительной власти программы помощи государствам — участникам СНГ.

Современные приоритеты внешней политики России, ее гуманитарная составляющая настоятельно требуют от Федерального агентства решения широкого круга задач. Актуальным является вопрос, связанный с развитием сети российских центров науки и культуры (РЦНК) за рубежом, в первую очередь в странах СНГ, наполнением их деятельности проектами и программами сотрудничества России с другими государствами в гуманитарной, культурной, образовательной, научно-технической, информационной и деловой областях. В этом плане агентство активно использует богатый многолетний опыт работы системы Росзарубежцентра, ранее ССОД, влившегося в Россотрудничество.

Особое значение должны приобрести проекты, нацеленные на укрепление и продвижение позиций русского языка за рубежом, оказание поддержки соотечественникам в сохранении их этнокультурной идентичности, расширение их доступа к получению образования в Российской Федерации.

Через свои представительства и российские центры науки и культуры Россотрудничество доводит до широких кругов мировой общественности полную и точную информацию о России, о ее позиции по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях правительства, процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российских культуры и науки. В этой деятельности Федеральное агентство тесно сотрудничает с российскими некоммерческими, неправительственными организациями, религиозными объединениями, государственными и общественными структурами зарубежных стран.

Версия для печати