Как ОДКБ совершенствует систему коллективной безопасности

00:00 04.09.2009 Бордюжа Н.Н. генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности


С большим удовольствием принял приглашение редакции "Международной жизни" выступить на страницах праздничного номера этого авторитетного внешнеполитического издания, посвященного его 55-летнему юбилею. От всей души присоединяюсь ко всем поздравлениям и желаю журналу и его редакции сохранить и приумножить сложившиеся традиции дипломатической печати, шагать в ногу со временем, расширяя круг своих читателей.

4 ФЕВРАЛЯ 2009 ГОДА главами государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

В целях реализации основополагающих положений, зафиксированных в февральском решении СКБ, рабочей группой экспертов Организации и государств-членов был подготовлен и 14 июня этого года представлен на утверждение президентам ряд первоочередных документов, регламентирующих деятельность КСОР ОДКБ. В частности, членами Совета коллективной безопасности было рассмотрено и подписано базовое Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ с необходимыми приложениями.

Подписанное соглашение детально раскрывает вопросы статуса, функционирования и порядка применения КСОР, которые в соответствии со статьей 2 документа становятся компонентом постоянной готовности системы коллективной безопасности и предназначаются для оперативного реагирования на широкий спектр вызовов и угроз. КСОР не могут использоваться для разрешения каких бы то ни было споров между государствами - членами ОДКБ.

Коллективные силы оперативного реагирования включают в себя две составляющих: высокомобильные контингенты вооруженных сил государств-членов и формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. На состоявшейся в Москве сессии СКБ были приняты решения о количественном составе КСОР, в который на сегодняшний день выделены соответствующие воинские контингенты общей численностью порядка 18 тыс. военнослужащих и формирования сил специального назначения - до 1,5 тыс. сотрудников и служащих соответствующих органов.

Основными задачами, возлагаемыми на КСОР, являются: содействие предотвращению и отражению вооруженной агрессии и локализации вооруженных конфликтов; участие в противодействии международному терроризму и транснациональной организованной преступности (в том числе и незаконному обороту наркотиков); усиление охраны государственных границ и особо важных объектов на территории государств-членов; ликвидация чрезвычайных ситуаций и оказание гуманитарной помощи, а также иные задачи, определяемые Советом коллективной безопасности.

В соглашении определяется алгоритм применения КСОР: по обращению одного или нескольких государств-членов Совет коллективной безопасности на основе консенсуса принимает решение о составе, сроках развертывания и применения КСОР. В качестве временной меры до ратификации соглашения всеми государствами-членами предусматривается применение коллективных сил с согласия тех стран, для которых соответствующие договоренности вступили в силу. В случае если имеет место агрессия против одного или нескольких государств - членов ОДКБ (статья 4 Договора о коллективной безопасности) решение на применение контингентов КСОР принимается Советом коллективной безопасности незамедлительно.

Соглашение предполагает достаточно гибкий и дифференцированный подход к задействованию воинских контингентов и/или формирований сил специального назначения в зависимости от конкретной задачи, решаемой в той или иной ситуации. Каждый компонент КСОР может применяться как для проведения совместных операций, так и самостоятельно. Состав выделяемых подразделений в каждом конкретном случае будет определяться Советом коллективной безопасности исходя из сложившейся обстановки и поставленной задачи.

В мирное время планирование применения и координация совместной подготовки КСОР осуществляется Объединенным штабом во взаимодействии с национальными органами власти и Секретариатом ОДКБ. При подготовке и проведении операций для управления подразделениями КСОР Совет коллективной безопасности создает Командование КСОР и назначает командующего, который несет личную ответственность перед СКБ за выполнение поставленных задач. При проведении совместной операции для организации управления формирования сил специального назначения в составе Командования КСОР создаются оперативные группы, которые возглавляются руководителями, являющимися по должности заместителями командующего КСОР.

Кроме того, в статьях соглашения закреплены договоренности государств-членов относительно подготовки и обучения личного состава КСОР, порядка материально-технического обеспечения и финансирования контингентов и формирований КСОР, а также защиты сведений, содержащих секретную информацию.

В качестве приложений к соглашению отработаны Положение о Командовании КСОР и Правила применения силы КСОР. Причем Правила применения силы являются для Организации новаторским документом, который был подготовлен специалистами на основе подобных норм международного гуманитарного права, закрепленных в документах ООН, ЕС и НАТО. Необходимость его разработки была вызвана потребностью гармонизировать правовой режим применения вооружений, спецтехники и спецсредств подразделениями КСОР за пределами национальной территории.

В качестве следующего этапа работы по обеспечению полномасштабного функционирования КСОР предстоит внести изменения в нормативные правовые документы ОДКБ по отдельным аспектам деятельности сил и средств системы коллективной безопасности. Поставлены  задачи по доработке Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, разработке ряда новых договоров, в том числе и развитие инициативы Парламентской ассамблеи ОДКБ о подготовке Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, сотрудников компетентных органов из состава КСОР.

Вместе с тем рабочими органами ОДКБ параллельно разворачивается активная практическая деятельность, направленная на становление КСОР. В частности, в целях налаживания координации взаимодействия планируется организация комплекса мероприятий и совместных действий: рабочих встреч руководителей национальных подразделений, штабных тренировок, учений. При этом в целях отработки слаженности органов управления и контингентов КСОР особое внимание будет уделяться проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Первые учения с Коллективными силами оперативного реагирования запланированы уже на август-октябрь 2009 года в рамках согласованных ранее на двусторонней основе совместных мероприятий подготовки вооруженных сил Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь. В ходе Совместных комплексных учений предполагается практически апробировать Соглашение о КСОР и проверить действенность наработанной нормативной правовой базы, регламентирующих деятельность коллективных сил. Замысел и порядок проведения учений был рассмотрен на заседании Совета министров обороны ОДКБ в Москве в июне 2009 года. В дальнейшем, начиная с 2010 года, проведение полномасштабных учений с Коллективными силами оперативного реагирования будет планироваться целенаправленно.

Отдельной задачей по обеспечению высокой боевой эффективности контингентов КСОР является их оснащение современными и совместимыми образцами вооружения и военной техники. Ее решение предполагается с охватом самого широкого спектра направлений реализации: переоснащение, совместимость, единые программы подготовки, организационно-техническая основа системы управления и др. При этом предстоит выработать общие подходы (стандарты), в том числе и по вопросам, определяющим требования по оперативной совместимости многонациональных формирований КСОР, а также по их всестороннему обеспечению. Рассматривается вопрос об утверждении отличий в форме одежды военнослужащих и специалистов, отличительных знаков на технике и особой символике КСОР.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, в условиях сохраняющихся региональных угроз самого разного порядка формирование Коллективных сил оперативного реагирования является важнейшим этапом совершенствования системы коллективной безопасности ОДКБ. Создание КСОР позволит государствам - членам Организации гораздо более эффективно реагировать на самые значительные вызовы сегодняшнего дня, в том числе: международный терроризм, локальную и трансграничную преступность, включая незаконный оборот наркотиков, а также возможные локальные и региональные конфликты.

Версия для печати