ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

У человеческой жизни, как и у истории - сослагательного наклонения нет

12:57 27.01.2020 • Михаил Леонов, журналист

25 января исполнился 91 год со дня рождения самой активной и основной фигуры украинского церковного раскола – Михаила Антоновича Денисенко. Незадолго до этого, Вселенский Патриархат напомнил «почетному патриарху» Филарету о том, что он – «бывший митрополит киевский», а также член «синода», стоящий первым в списке «архиереев» новообразованной константинопольской Православной церкви Украины (ПЦУ). Об этом сообщил сайт СПЖ со ссылкой на религиоведа Юрия Черноморца[1].

Сам бывший митрополит с подобными (унизительными для него) воззрениями Вселенской Патриархии более чем не согласен, неоднократно акцентируя на этом внимание общественности.

Демонстрируя поразительную для его лет работоспособность, ясность ума и четкость формулировок, 20 января «почетный патриарх» Филарет созвал очередную пресс-конференцию[2], изобилующую новыми тезисами и новыми заявлениями в адрес «узаконившего» его Патриарха Варфоломея. Ранее я уже писал[3] о «внезапном» прозрении Филарета, касательно «благодеяний», которыми Патриарх Варфоломей «осчастливил» украинскую землю. Однако, видимо, сколько будет продолжаться эта эпопея, столько и будут нас удивлять все новые и новые откровения и открытия.

В этот раз многочисленные журналисты, посетившие пресс-конференцию Филарета, услышали очередную порцию, ранее невообразимых в устах расколооснователя сентенций. Сентенций, что самое удивительное, теперь уже правильных и истинных.

Указав в очередной раз на полную зависимость «назависимой» ПЦУ от Константинопольского Патриархата, Филарет, во-первых, наконец-то осознал, что т.н. пресловутый «томос» послужил не объединяющей составляющей для украинского народа, а разделительной: «Я думал, что томос объединит всех нас. А на деле Украина получила две структуры вместо одной: ПЦУ и Киевский патриархат». Это уж не говоря о канонической Украинской православной церкви (УПЦ МП). Во-вторых, т.н. ПЦУ занимается не чем иным, как рейдерским захватом храмов (правда, Филарет говорил исключительно о храмах УПЦ КП). Заявлено было также и том, что «автокефальная» ПЦУ, по факту, является митрополией Фанара. Это следует из того, что бумаги т.н. «объединительного собора», которые Филарет теперь требует в Киев, отзывая свою подпись под ними, находятся в собственности Вселенского Патриархата. Чей собор – там и нахождение документов. Аборигенам позволительно иметь от хозяев лишь бусы в виде «томоса».

Однако самое интересное прозвучало под занавес, в ответе на один из поставленных Филарету вопросов.

Отвечая на вопрос журналиста о необходимости признания от Московского Патриархата, Филарет заявил буквально следующее: «Если Московский Патриарх признает УПЦ МП как автокефальную Церковь, но в статусе Патриархата, то следующим шагом будет объединение Киевского Патриархата и Московского Патриархата в единую УПЦ. Но в статусе Киевского Патриархата. …Тогда, в результате этого объединения, начнется присоединение к этому патриархату, Киевскому, приходов и епископата, епархий ПЦУ».

Иными словами: отдавая себе отчет в том, что Киевский Патриархат на мировом уровне превращается в маргинальную секту, мы (УПЦ КП, Филарет и пр.) готовы на диалог с УПЦ МП, с Московской Патриархией. Это, во-первых. Во-вторых, это сигнал и для епископата ПЦУ: без диалога с УПЦ МП никакого мирового признания вам не светит и никакой свободы вам не видать. И, в-третьих, это наживка для УПЦ МП: если бы вы добились собственной автокефалии от Московской Патриархии, то это было бы идеальным шагом для долгожданного наступления взаимопонимания и прекращением противостояния в религиозной жизни православной Украины.

Что тут можно сказать. Прежде всего, лишь посочувствовать отягощенному довлеющей над ним анафемой раскольнику – время упущено! Шанс примириться с Московской Патриархией, предпринятый самим же Денисенко[4], к великому сожалению, был им упущен и использован в прямо противоположном направлении. Вряд ли он получит еще один кредит доверия, после произошедших по его вине печальных и нередко даже кровавых событий в жизни украинских верующих.

Кроме того, минувшее время показало, что епископат УПЦ МП отнюдь не горит желанием вступать в общение с раскольниками, «усыновленными» коварным Фанаром. И уж тем более, не стоит вопрос об автокефальности, что, в свою очередь, зафиксировано на уровне постановления Архиерейского Собора УПЦ МП.

Кроме того, позиция самой УПЦ МП к призывам Филарета озвучена и в недавней публикации «Daily Storm». В частности, его слова о том, что УПЦ КП может объединиться с УПЦ МП в случае предоставления ей автокефалии, пресс-секретарь УПЦ МП Митрополит Климент (Вечеря) отметил, что о каком-либо единстве с раскольниками можно говорить только после покаяния последних: «То, что произошло в результате действий Филарета более 20 лет назад, — это называется церковным расколом. Это не просто административное нарушение против Церкви, а огромный грех, нарушающий принципы евангельской морали. И сейчас ему надо не выставлять условия своего возвращения в Церковь, а осознать свои действия. Без этого осознания невозможно уврачевать все последствия действий Филарета»[5], — заявил Митрополит Нежинский и Прилукский Климент.

Он так же напомнил и о «покаянном письме» Филарета, которое он направил Предстоятелю РПЦ патриарху Кириллу в 2017 году и в котором просил о снятии «всех отлучений», видимо, имея в виду отлучение от Церкви и наложенную анафему. «Есть информация, что Филарет отказался [от этого письма] под давлением своего окружения и политиков. Если бы не было третьих сторон, то, возможно, результат был бы другой. Но история не терпит сослагательного наклонения»[6], — напомнил Митрополит Климент.

И это самый горький и страшный вывод, к которому должен прийти Филарет в свой 91-ый год жизни: активно и расчетливо пройденный жизненный путь подходит к финалу, и финалу пустому и печальному. Впрочем, финалу закономерному для всех расколоучинителей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати