Руины президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле, Афганистан. Фото: homayundotorg.wordpress.com
Уходящий год был ознаменован сороковой годовщиной начала боевых действий и ввода советских войск в Афганистан. Через военные действия в этой стране прошли около 620 тыс. советских солдат и офицеров. Из них 14,4 тыс. погибли, при исполнении воинского долга; 6тыс. 669 человек стали инвалидами, десятки пропали без вести.
Афганская война коснулась не только ее непосредственных участников, но и всей страны. Сегодня Афганистан - по-прежнему «горячая точка» на политической карте. Присутствие американских войск не смогло способствовать установлению мира в этой стране. Почему так произошло? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола, прошедшего в Москве. Эксперты – ветераны военных действий – рассказали о задачах, которые стояли перед ними, о ветеранах боевых действий и об актуальной ситуации в этой стране. Отдельное внимание было уделено перспективам мирного урегулирования афганского конфликта.
Боевой опыт Афганистана
У каждого из участников круглого стола был свой богатый опыт пребывания в Афганистане.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Михаил Козлов в 1984-1986 году был участником афганских событий в составе 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка. «Мы занимались реализацией разведданных, участвовали в армейских операциях в качестве оперативного резерва командующего армией», - пояснил эксперт.
По словам М.Козлова, работы, которой приходилось заниматься, было достаточно много, и она носила самый разнообразный характер. «И гуманитарные грузы доставляли, и даже кинопоказы для местных жителей в кишлаках организовывали», - пояснил он.
Участник штурма дворца Амина, полковник в отставке Сергей Голов напомнил, что со штурма президентского дворца Тадж-Бек началась фаза активных военных действий в Афганистане. «Если бы не помощь наших армейских товарищей, а также мусульманского батальона, то нам не удалось бы выполнить порученных задач и взять под свой контроль намеченные здания: Генеральный штаб, телевидение, радио, тюрьму, Министерство внутренних дел. Сам дворец Амина был взят за 45 минут при минимальных потерях (погибло 5 человек с нашей стороны)», - подчеркнул С.Голов.
Председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников СНГ Александр Ковалёв напомнил участникам круглого стола старую поговорку: «Война заканчивается только когда похоронен последний солдат». «Для участников Афганской войны она до сих пор актуальна. В частности, 264 человека, участвовавших в военных действиях, пропали без вести. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы узнать их дальнейшую судьбу и, по возможности, способствовать их возвращению на родину – живых или мертвых», - подчеркнул он.
Член Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Владимир Елисеев напомнил, что в начале 1983 года руководством Комитета государственной безопасности СССР было принято решение о том, чтобы сотрудники этого спецподразделения по борьбе с терроризмом прошли боевую стажировку на территории Афганистана.
«С 1983 по 1986 годы стажировка осуществлялась в 200-километровой зоне ответственности пограничных войск в составе десантно-штурмовых маневренных групп. На каждую командировку выпадали разные климатические условия, разные времена года. Сам я был в горах Памира, на высотах от 1,5 до 2,5 тыс. метров при температуре днем +30 градусов по Цельсию, ночью до -15. Все это способствовало закалению нашего характера и пониманию того, что во всех условиях можно нести свою службу. За период боевой стажировки нашими руководителями были те командиры, которые участвовали в операции декабря 1979 года, и передавали свой опыт. Навыки, которые были у наших старших ветеранов, дали в дальнейшем применить опыт Афганской войны уже в последующих кампаниях, начиная с первой чеченской», - рассказал В.Елисеев.
Президент Союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов подчеркнул, что участники войны в Афганистане стали первой достаточно большой группой людей, которая, впервые после окончания Великой Отечественной войны, прошла боевые действия, вернулась в гражданскую жизнь и чаще всего осталась один на один с новыми условиями существования после распада СССР. «Последующие войны в Чечне, и в том числе служба в нашем подразделении, оказывали воздействие на психику людей достаточно серьезное воздействие на психику людей. Поэтому изучение «афганского синдрома» имело исключительно важное практическое значение для реабилитации граждан, прошедших через боевые действия постсоветского времени», - заключил А. Филатов.
Наступит ли в Афганистане мир?
Выступление члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Алексея Кондратьева было посвящено современному положению Афганистана. «Когда советское руководство обосновывало целесообразность ввода войск в эту страну, оно утверждало: если этого не сделаем мы, это сделают США. По иронии истории, сегодня там находятся американцы, но страна по-прежнему, как и 40 лет назад, воюет и расколота на противостоящие друг другу группировки», - заметил политик.
Эксперт напомнил, что в 1988 году были заключены Женевские соглашения и под гарантию Соединенных Штатов из Афганистана были выведены советские войска. Как только это произошло, в этой стране началась борьба за власть. Семь исламских партий, которые воевали против «шурави» («советских»), стали воевать друг против друга. В этих условиях Москва фактически оставила без поддержки правительство Наджибуллы, которое оставалось в Кабуле и взяло курс на политику национального примирения.
После предательства ряда сподвижников, включая бывшего министра обороны Афганистана Шахнаваза Таная, организовавшего попытку военного переворота, Наджибулла начал терять поддержку. С 1992 года он был вынужден скрываться почти 4 года на территории миссии ООН в Кабуле. В 1996 году, невзирая ни на какой иммунитет, подразделения исламского движения «Талибан» (запрещено в России) ворвались на территорию миссии, захватили его и вместе с братом Шахпуром Ахмадзаем повесили на воротах контрольно-пропускного пункта близ ворот президентского дворца. «Их трупы висели там целый месяц, в обход всех исламских канонов», - подчеркнул А.Кондратьев.
К тому времени военные действия охватили большую часть провинций Афганистана, а сами талибы оказались в опасной близости от южного подбрюшья России. «Вся эта радикализация привела к тому, что в стране еще труднее, чем раньше, создать правительство национального примирения. До сих пор на территории Афганистана не существует правительства, легитимного в глазах большинства населения страны», - заметил Алексей Кондратьев.
Со своей стороны, Сергей Голов напомнил, что в Афганистане за прошедший век почти не было прецедентов мирной смены власти. Еще в XIX веке Афганистан стал ключевым звеном в так называемой «Большой игре» - противостоянии Британской и Российской империи в Центральной Азии. Официальный Лондон боялся за будущее своих владений в Индии, которому, по мнению британских политиков, угрожала активность Петербурга на восточном направлении. «Сейчас место Великобритании заняли США. Поэтому просто так уйти из страны американцы не могут, хотя и вынуждены были сократить численность группировки под эгидой НАТО. На фоне собственных неудач в Турции и Сирии это будет означать для них ослабление влияния на Ближнем и Среднем Востоке», - пояснил эксперт.
Сергей Голов отметил, что Россия сделала серьезные выводы из афганской кампании 1979-1989 годов. «Этот опыт не прошел для нас даром: в Сирии мы действуем гораздо более грамотно, понимая, что для восточных обществ религия – это основа основ, и с ней необходимо считаться».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs