Мир с оптимизмом встретил достижение Пекином и Вашингтоном соглашения по первой фазе торговой сделки. Основные индексы Уолл-стрит зафиксировали новые рекордные максимумы.[1] Желание бизнеса и общественности узнать, наконец, об окончании американо-китайской торговой войны понятно и оправданно. Однако предварительные результаты сделки порождают больше вопросов, чем дают ответов.
Прежде всего, финальный текст еще не подписан. Он будет окончательно согласован в течение пары недель, но кто знает, не останутся ли в нем «трудности перевода», поддающиеся различной интерпретации. Ожидается, что текст будет подписан в январе будущего года, но не главами государств, а их торговыми представителями.
Кто же выиграл и кто проиграл? С одной стороны, в последние 12 месяцев экспорт из Китая поступательно снижался, а его объемы в США за год уменьшились на 23%. В результате американской стороне удалось снизить торговый дефицит до показателей 2017 г.[2] При этом сделка очень нужна и самому Д. Трампу - он заявил о готовности начать переговоры по ее второй фазе, хотя еще недавно говорил о том, что лучше отложить дальнейшие переговоры до периода после выборов 2020 г., на которых ему предстоит бороться за переизбрание.
По итогам 10 месяцев 2019 г. торговый дефицит США с КНР составил 294 млрд. долл. (за этот период Штаты импортировали из КНР товаров на 382 млрд. долл., а экспортировали в Китай – на 87 млрд.) По итогам 2018 года торговый дефицит составлял почти 420 млрд. долл. Тогда страна импортировала из Поднебесной в 4,5 раза больше товаров, чем поставляла туда.[3]
Американская сторона считает своим успехом достижение соглашений с Пекином по закупкам сельхозпродукции - КНР согласилась закупать ее на 40 млрд. долл. в год в течение двух лет. Подобные планы для многих экспертов выглядели удивительными, поскольку Китай никогда не закупал американских сельхозтоваров более чем на 26 млрд. долл. в год. При этом китайские экономисты прогнозируют неизбежное снижение цен на сельхозпродукцию при резком росте ее производства на экспорт, что неизбежно ударит по американским фермерам.
В целом Пекин согласился увеличить закупки американских товаров не менее чем на 200 млрд. долл. в следующие два года. Это колоссальная и, в общем-то, трудно достижимая сумма, если принять во внимание текущую торговую статистику обеих стран.
По другим оценкам, больше плюсов от нового соглашения достается Китаю. Аналитики международного рейтингового агентства Fitch отмечают, что сделка позволит китайской экономике ускориться уже со следующего года. И это позитивно скажется и на глобальном росте.
При этом между США и КНР сохранится основополагающая стратегическая напряженность, особенно в технологических областях, что станет серьезным препятствием для полного разрешения торгового конфликта. Китай также согласился открыть доступ на свой рынок американским банкам и эмитентам кредитных карт, и теперь они могут работать в Китае без партнерства с местными фирмами. Однако Китай, скорее всего, был готов пойти на этот шаг, поскольку местные банки уже чувствуют себя уверенно, а Пекин хочет получить больше иностранных инвестиций.
Существует риск того, что первая фаза сделки не будет долгосрочной. Ни одна из сторон не представила подробного объяснения соглашения, что затрудняет определение того, насколько жизнеспособным будет его выполнение. К тому же, наиболее трудные вопросы переговоров были, как водится, отложены «на потом».
Поэтому в целом эксперты считают «первую фазу» скорее краткосрочным перемирием, за которым маячит возможная новая эскалация конфликта. Как пишет скептически настроенная к Д. Трампу The Washington Post, «Это скромная сделка. Она не случайно названа «первой фазой». Трамп не смог получить обещанную им большую сделку, поэтому ограничился решением легкой задачи. Нет уверенности в том, что вторая фаза вообще когда-нибудь состоится».[4]
Самым вероятным, по мнению некоторых российских экспертов, выглядит сценарий, в котором торговый конфликт будет поставлен на паузу, но не завершится, поскольку глобальные экономические цели США еще не достигнуты, а темпы роста ВВП Китая хоть и замедляются, но остаются опережающими по отношению к американским.
Но даже если ситуация будет развиваться по самому позитивному сценарию (деэскалация торговой войны), риски дальнейшего замедления темпов роста мировой экономики все равно сохранятся.[5] Эти риски следует должным образом учитывать и китайской, и российской экономикам.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Индексы Уолл-стрит фиксируют новые рекорды на фоне торговой сделки с Китаем», https://regnum.ru/news/economy/2809257.html
[3] «США заключили торговую сделку сами с собой. "Фаза один" ускорит экономику Китая», http://www.ng.ru/economics/2019-12-18/4_7755_usa.html
[4] «The Washington Post (США): пять главных выводов из «первой фазы» торговой сделки Трампа с Китаем», https://inosmi.ru/politic/20191217/246451333.html
[5] «Залп ожидания. США и Китай поставили торговую войну на паузу», https://rg.ru/2019/12/16/ssha-i-kitaj-postavili-torgovuiu-vojnu-na-pauzu.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs