Европе необходима новая культурная революция. Но кто ее возглавит?
Автор: Andre Wilkens
Я был студентом в Восточном Берлине в 1989 году, когда Михаил Горбачев прибыл с визитом в ГДР. Театры и церкви стали платформами для настоящей демократии. Рок-группы исполняли гимны перемен и перестали обращать внимание на государственную цензуру. Полмиллиона человек вышли на площадь Александерплатц в Берлине, проявив небывалую отвагу и оптимизм. Меня переполняли надежды и тревога. А потом пала Берлинская стена: определяющий момент моей жизни. Я знал тогда, что нет ничего невозможного; что надежда одержала верх. Европа может воссоединиться мирным путем.
Сейчас, в 2019, я испытываю те же знакомые чувства: надежду и тревогу. Новый вид поляризации угрожает общеевропейским устремлениям. Неприемлемый уровень неравенства ослабил общественные устои; недостаток понимания и доверия разобщает население и тех, кого воспринимают в качестве элиты.
Финансовый кризис 2008 года должен был стать предупреждением о том, что капитализм нуждается в чем-то большем, чем поверхностные меры омоложения.
Творческие люди и работники культуры играли главную роль в 1989. Они отказывались повиноваться, бросали вызов, предлагали надежду и силу, давали энергию тем людям, которые соглашались на существовавший тогда статус-кво. Революция 1989 была настолько же культурной, насколько и политической.
Так что же произошло с творческими людьми за прошедшие 30 лет? Продолжали ли они наращивать свои усилия или придались самоуспокоению?
Я считаю, что деятели искусства и культуры могут и должны вновь послужить движущей силой перемен. Они могут представить себе лучшую Европу за гранью упрощенческих разговоров о показателях роста. Они могут спасти Европу от ностальгии по национализму 20 века. Поскольку самые серьезные вызовы нашего времени представляют собой проблемы общемирового масштаба.
Общественная жизнь в Европе все еще слаба. Но там, где она существует, искусство и культура всегда были ее предвестниками.
Однако во времена, когда цифровые платформы США и Китая доминируют в общественной пространстве, европейские правительства и институты также должны инвестировать в цифровую архитектуру, основанную на европейских ценностях и стандартов конфиденциальности. А деятели искусства могут демистифицировать и снова вернуть человеческое лицо цифровым технологиям.
Тревожные времена также и времена возможностей. Они создают потребность и запрос на воображение. Извлекая уроки из событий 1989 года, мы можем обернуть эти времена полные тревоги во времена полные надежды.
Источник: The Guardian, November 13, 2019.
https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/nov/13/europe-another-cultural-revolution-artists-writers-rock-bands
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs