Христиане гонимы во многих местах по всему миру. Диктаторы используют этот факт в своих целях.
«Наши мольбы многими не были услышаны,» - заявил в ноябре Игнатий Ефрем II, патриарх Сиро-яковитской православной церкви. Он присутствовал на конференции в Будапеште, посвященной преследованию христиан и выступал от лица тех, кто был изгнан из дома, насильно крещен в другую веру или убит на Ближнем Востоке. Несмотря на такие страдания, он с сожалением отметил, что, несмотря на столь тяжкие страдания, «было предпринято очень мало ощутимых мер.» Тем не менее, посреди всеобщего безразличия, существует исключение: Венгрия, которая проводила у себя конференцию и которую он восхвалял за «непоколебимую приверженность» нуждам христиан.
В этом году правительство Венгрии объявило о том, что оно «принимает на себя ответственность за христианские общины по всему миру». Начиная с 2016 года в стране была учреждена должность на высоком уровне для работы, связанной с проблемами гонений на христиан; создано агентство по оказанию иностранной помощи «Hungary Helps», 90% усилий которого было направлено на поддержку христиан; а также организовали международную конференцию о преследовании христиан, которую в конце ноября посетили представители 40 стран. Движущей силой проекта является Виктор Орбан, премьер-министр, который объявил себя защитником христианства как на родине, так и по всему миру. Его главным соратником в этом крестовом походе является президент России Владимир Путин, который заявил, что русские наблюдают за истреблением христиан на Ближнем Востоке «со слезами на глазах».
Без сомнения, христиане подвергаются большому риску. Исследовательский центр «Pew» обнаружил, что в 2017 году они подвергались преследованиям со стороны правительства и прочих групп в каждой стране на Ближнем Востоке. Политические лидеры все чаще используют притесняемых христиан в качестве «инструмента в куда более серьезных политических конфликтах», - считает Мари Юль Петерсен, исследователь Датского института по правам человека.
Господин Орбан говорит о «загадочной силе», которая «закрывает рты европейским политикам и калечит их руки», не давая возможности действовать в сложившейся ситуации. Сергей Лавров, премьер-министр России, заявил, что Европа «постыдно отказывается от своих христианских корней».
Основным аргументом выступает распространенное мнение, повторяемое не только господином Орбаном, но также и немецким канцлером Ангелой Меркель: что христиане являются самой притесняемой религиозной группой в мире.
В любом случае, мало доказательств того, что венгерский стиль оказания помощи христианам является особенно действенным даже для самих христиан. Большая ее часть ушла на индивидуальные проекты застройки.
Самый серьезный ущерб, который господин Орбан и ему подобные могут нанести христианам, защитниками которых они себя объявляют, это подорвать саму идею о религиозной свободе.
Источник: The Economist, December 18, 2019.
https://www.economist.com/europe/2019/12/18/christians-are-persecuted-in-many-places-autocrats-exploit-this
Сложные отношения Франции с Рождеством.
Страсбург в Рождество отражает европейский праздничный восторг наравне с многообразным культурным наследием. Город объединяет в себе католические и протестантские традиции.
В праздничный сезон Страсбург совмещает в себе коммерцию и духовность: здесь безвкусные пластиковые орнаменты и подмигивающие фигурки Санта Клауса соревнуются за внимание с распятиями и святым младенцем.
Откровенное принятие Страсбургом Рождества определяет его положение на пересечении множества европейских традиций. И все же, если существует одна страна, в которой подобный расслабленный подход к религии воспринимается особенно странно, так это Франция. По всей остальной стране французские муниципалитеты вывешивают неоновые вывески, которые желают своим жителям светских «joyeuses fêtes», что переводится как «счастливых праздников». Ни одной государственной школе не разрешается ставить пьесы, посвященные рождению Христа или петь рождественские песнопения, и ни одно правительственное здание во Франции не имеет права устанавливать рождественский вертеп. Когда крайне правый мэр Безье Роберт Манард установил вертеп в здании мэрии, его действие было расценено как незаконное и ему приказали убрать инсталляцию. В эти выходные после того, как были прерваны рождественские песнопения возле церкви в Тулузе, архиепископ выразил сожаление по поводу того, что «всего лишь напоминание о рождении Христа… больше не уважается в нашей стране.»
Такая доктрина защищает частное право на свободу вероисповедания. А также отделяет религию от общественной жизни. Именно согласно этим принципам во Франции было запрещено носить хиджаб в государственных школах, наравне с распятием и другими «заметными» религиозными атрибутами.
Для жителей Франции, которые живут под законом о светскости, расслабленное отношение к религии в Страсбурге поражает. Граница между светским и священным во Франции является источником постоянных противостояний и конфликтов.
Связь между зданием страсбургской мэрии и лидерами религиозных общин указывает на менее грубое соединение политического и духовного. Представители властей и духовные лица часто общаются и знают друг друга. Чтобы отметить Рамадан, на территории мэрии провели ифтар (вечерний прием пищи во время месяца Рамадан), что невозможно представить себе ни в одном другом месте в стране. Кристоф Кастанер, министр внутренних дел, который посетил другой ифтар, назвал подобные мероприятия «вдохновением для всей Франции».
Источник: The Economist, December 18, 2019.
https://www.economist.com/europe/2019/12/18/frances-complicated-relationship-with-christmas
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs