ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Память барона Фальц-Фейна почтили выставкой живописи

13:36 12.12.2019 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«Любовь моя – Россия», 2012 г. В.Братанюк, фото художника.

Художественная выставка в память о выдающемся соотечественнике из Лихтенштейна – бароне Эдуарде Фальц-Фейне – открыта в Доме ученых им. А.М.Горького в Санкт-Петербурге. Инициатором и автором экспозиции выступил известный российский живописец, Член Союза художников России Василий Братанюк, долгое время друживший с Эдуардом Александровичем. Выставка на тему: «Культурное наследие России в жизни барона Эдуарда фон Фальц-Фейна» включает более 80 картин. На вернисаж в Санкт-Петербург прибыли многочисленные гости из городов России и зарубежья – Франции, Австрии, Австралии, Бразилии. Среди них были представители известных фамилий, потрудившихся во славу России, таких как Суворовы, Благово, Набоковы, Хмельницкие, Юрьевские. Потомок генералиссимуса А.В.Суворова – художник Виктор Павлов, праправнук по «ветви» брата, отметил в беседе с корреспондентом журнала «Международная жизнь», что «память о великом предке бережно хранится, собран большой архив картин, публикаций, монографий и альбомов, личные вещи нашли свое место в музеях России и за рубежом».

Автор экспозиции, посвященной памяти Фальц-Фейна, художник Василий Братанюк был представителем барона в России. Это означает, что он имел личную печать Эдуарда Александровича, «открывавшую» художнику при необходимости двери всех домов, с которыми был знаком барон. Всё это было связано с возвращением в Россию культурного наследия, «рассеянного» по миру. Ценные архивы, художественные, ювелирные и иные реликвии, вывезенные в годы эмиграции или в период войны, вернулись в страну во многом благодаря таким меценатам, как барон Фальц-Фейн. Напомним, что знаменитая Янтарная комната в Царском Селе, на поиски которой барон потратил немало своего времени и средств, была все-таки восстановлена его усилиями. Лично сам Эдуард Александрович неоднократно летал в Калининград за янтарем, закупал шлифовальные станки в Швейцарии для российских мастеров. На вернисаже был генеральный директор «Российские авиалиний» Геннадий Егоров, который помогал барону доставлять этот проблемный груз в Санкт-Петербург.

Барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, 2002 г. Портрет работы Василия Братанюка.
Фото художника.

Жизнь барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна была не просто насыщенной, но и на радость долголетней. Родившемуся в 1912 году в Херсонской губернии Российской империи Эдуарду Фальц-Фейну судьба отмерила 106 лет! Чувствуя неразрывную духовную связь с исторической родиной, все сознательные годы Фальц-Фейн стремился помочь возрождению России. Он восстанавливал храмы и часовни в Санкт-Петербурге, выкупал на аукционах шедевры живописи для российских музеев, вернул ценный архив следователя Н.Соколова в Россию. О многом из его деяний рассказывают не только портреты самого Фальц-Фейна кисти Василия Братанюка, но и жанровые полотна с участием его современников, старых и новоприобретенных друзей.

Эржан Юсупов - филолог. Востоковед.
Фото автора.

Интерес вызывает сюжет картины о праздновании 200-летия Пажеского Его Императорского Величества Корпуса в Санкт-Петербурге. Директором его в годы Российской империи был дед барона (по матушке) – генерал Н.А.Епанчин. Книгу о нем барон издал в России и назвал «На службе трех императоров», поскольку генерал от инфантерии Епанчин служил при Александре II, Александре III и императоре Николае II. Вернемся к картине «Празднование 200-летия Пажеского Корпуса». Юбилей состоялся в 2002 году в стенах Суворовского училища, где ранее и располагался Императорский Пажеский Корпус. К торжественному случаю барон сшил форму пажей XIXв. для нескольких суворовцев, доставил к празднованию знамя лейб-гвардии Семеновского полка, флаг Суворова Ордена Красного Знамени, икону Георгия Победоносца, хоругви. На картине изображены реальные участники юбилея – выпускники российских пажеских корпусов в эмиграции, а также выпускники разных лет Суворовского военного училища в Санкт-Петербурге. Среди именитых гостей, конечно, барон Фальц-Фейн, князь Георгий Юрьевский, прямой потомок Александра II и княгини Долгорукой (в замужестве княгини Юрьевской), Валерий Скоблов, командующий Суворовским военным училищем, Мария Александровна Иордан, супруга Алексея Борисовича Иордана, выпускника российского пажеского корпуса в Югославии. Он инициировал открытие в современной России открытие 60 кадетских училищ, в первую очередь, в Сибири.

«Думы о России», 1998 г. В.Братанюк, фото художника.

Экспозиция отражает несколько направлений в творчестве художника, посвященного личности Э.А.Фальц-Фейна. Во-первых, портреты барона, написанные в разные годы. Во-вторых, деятели русской эмиграции, с которыми Эдуард Александрович был связан родственными или дружественными узами – это граф П.Шереметев, князь Н.Лобанов-Ростовский, граф А.Воронцов, матушка Елизавета (герцогиня Елена Лейхтенбергская де Богарне) и многие другие. Третье направление – царская тема, передающая дух эпохи, которая дала мощный импульс для развития культуры.

«Празднование 200-летия Пажеского Его Императорского Величества Корпуса».
В.Братанюк, 2004 г. Фото автора

Четвертое направление, связанное с личностью Э.Фальц-Фейна, - это память о полководце А.В.Суворове и подвигах его армии. В картинах В.Братанюка отражены и перевал Сент-Готард, который в 1799 г. преодолела армия генералиссимуса, перейдя заснеженные Альпы из Италии в Швейцарию. Барон нашел подтверждение тому, что солдаты Суворова останавливались вокруг столицы Лихтенштейна - Вадуца, где стоит вилла барона «Аскания-Нова». Эдуард Александрович установил на свои средства стелу на месте этого перевала, в нише близлежащей горы – бюст Суворова, а затем заказал и поставил памятник на перевале – скульптурную группу: Суворов в молитве на коне, которого под уздцы ведет крестьянин.

«Царская семья в Ливадии», В.Братанюк, 2017 г. Фото художника.

Экспозиция размещена в трех залах бывшего дворца великого Князя Владимира Александровича, одного из сыновей императора Александра II. Здесь теперь размещается петербургский Дом ученых. Но дворцовый интерьер полностью сохранен, включая оригиналы художественных полотен. Органично вписалась в дворцовый стиль и выставка В.Братанюка. Доминирующим среди портретов Эдуарда Александровича, пожалуй, можно назвать его образ на картине «Любовь моя – Россия». Барон стоит на верхнем ярусе колокольной звонницы. За его спиной – огромная исторически православная страна с её синими далями, бездонным небом и перезвоном колоколов. Взгляд сосредоточен в раздумье. Вспоминаются слова из художественного фильма* о бароне Фальц-Фейне, когда он делает искреннее признание иностранцу: «Я неотмываемо русский». Именно эту сыновнюю любовь барона к Родине, его многолетнюю деятельность на благо России сумел отразить в экспозиции своей выставки петербургский художник Василий Братанюк.


* Х/ф «Лицом к лицу» 2 серии, к/с Мосфильм, 1986г. реж. А.Бобровский

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати