ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

К итогам саммита Россия - Африка: взгляд из Бенина

15:47 11.12.2019 • Игорь Евдокимов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Бенине и Того; Альберт Дябин, Второй секретарь Посольства России в Демократической Республике Конго

Состоявшийся 23-24 октября этого года в Сочи первый саммит Россия - Африка стал одним из важнейших внешнеполитических событий уходящего 2019 года (авторам данной публикации довелось участвовать в работе этого важного международного форума). Наша страна успешно провела встречу в верхах и начала диалог с целым континентом. В саммите приняли участие делегации всех 54 африканских государств. В ходе этого масштабного мероприятия Москва озвучила свое главное послание: «Россия возвращается в Африку». И возвращается как старый добрый друг, как надежный и проверенный временем партнер.

После распада СССР и «забвения 1990-х», когда Россия закрывала свои посольства и консульства, сворачивала свое торгово-экономическое, военное и гуманитарное присутствие в странах Африки, сегодня континент Патриса Лумумбы и Нельсона Манделы, как и прежде, имеет для нас важное стратегическое значение.

Но следует помнить, что Африка  - весьма пестрый и неоднородный с политической и культурно-цивилизационной точек зрения континент, где каждая страна имеет свою специфику и особенности, и что после многолетнего отсутствия России придется приложить немалые усилия, чтобы вновь «отвоевать» здесь свою нишу. 

Как нам возвращаться в Африку? Простого ответа на этот вопрос нет, как нет и универсальной стратегии такого возвращения на континент «от Алжира до ЮАР». 

Принятые на саммите в Сочи итоговая декларация, Меморандум о взаимопонимании между Правительством России и Африканским союзом об основах взаимоотношений и сотрудничестве и Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Комиссией Африканского союза закладывают надежный фундамент для сближения России и Черного континента. На саммите принято решение о создании нового диалогового механизма - Форума партнерства Россия - Африка, высшие органы которого (саммиты) будут проходить каждые три года попеременно в России и Африке. Предусматриваются также и ежегодные политические консультации министра иностранных дел РФ с «тройкой» министров иностранных дел стран Афросоюза.

Важность диалога с Африкой не вызывает сомнений. На международной арене «африканская группа» - сплоченная и организованная сила, способная реально влиять на принятие решений планетарного масштаба, например, через механизм принятия резолюций Организации Объединенных Наций. В Генеральной Ассамблее ООН у Африки 54 голоса, и каждая страна, какими бы ни были ее размеры и ВВП, имеет такой же один голос, как и США. Поэтому для Москвы крайне важно углублять всесторонний диалог с «африканской группой», с каждой из ее стран, расширяя таким образом число наших сторонников и союзников в стенах ООН и других международных организаций.

Позиции России и большинства африканских стран по ключевым вопросам международной повестки дня близки или совпадают: Африка поддерживает наши инициативы в ООН по борьбе с героизацией нацизма, неразмещению оружия и укреплению доверия в космосе, международной информационной безопасности. На саммите руководство России выразило признательность нашим африканским партнерам за их неизменную поддержку российской линии, и такое позитивное взаимодействие необходимо продолжать и углублять.

Укреплению нашего политического сотрудничества с Африкой способствует и российская концепция многополярного мира. Справедливое мироустройство  - это отсутствие гегемонии одного государства или группы государств в мировых делах, это коллективное лидерство с наличием нескольких полюсов силы. В российском видении формирующегося многополярного мира одним из полюсов силы непременно должна быть Африка.

Мы выступаем за более широкую представленность африканского континента в руководящих органах Организации Объединенных Наций, в первую очередь в Совете Безопасности ООН. И этой линии мы намерены придерживаться и в дальнейшем. И если СССР шел в авангарде африканских национально-освободительных движений, то сегодня Африка все больше признает за Россией роль авангарда в «походе к справедливому миропорядку».

В ходе прошедших мероприятий в Сочи большое внимание было уделено российско-африканскому торгово-экономическому сотрудничеству. На этом направлении уже есть существенные достижения: товарооборот России со странами Африки в 2018 году составил 20,7 млрд. долларов, причем за последние пять лет объемы российско-африканской торговли удвоились. Как отметил в Сочи Президент РФ В.В.Путин, уже в ближайшие четыре-пять лет товарооборот с Африкой может вырасти еще в два раза. Основная роль в достижении этой цели отводится российскому агропромышленному комплексу: спрос на российское зерно в странах Африки устойчиво растет и наши аграрии готовы наращивать сотрудничество с этим континентом.

По мнению российской стороны, хорошие перспективы сотрудничества с Африкой имеются и в области здравоохранения (приведем лишь один пример: разработанная российскими специалистами вакцина от лихорадки Эбола является одним из наиболее эффективных препаратов против этого смертельно опасного заболевания, уносящего тысячи жизней на африканском континенте); геологоразведки и горнодобывающей промышленности; атомной и гидроэнергетики; военно-технического сотрудничества. 

Приходится констатировать, что основной объем торгово-экономических показателей обеспечивается за счет взаимодействия России с крупными африканскими государствами, такими как Египет, Алжир, Эфиопия, Марокко, ЮАР, Нигерия. Емкие внутренние рынки этих стран (население одной лишь Нигерии составляет около 200 млн. человек, а Египта - около 100 миллионов), колоссальные запасы природных ресурсов, масштабные инфраструктурные и энергетические проекты - все это открывает широкие горизонты и для российских госкорпораций, и для российского частного бизнеса. Но есть и небольшие государства, и они, несмотря на размеры и численность их населения, также представляют для России большую важность.

В сочинском саммите наряду с другими странами Африки приняла участие делегация относительно небольшого западноафриканского государства - Республики Бенин. Ее возглавлял Президент Патрис Талон. Что может Россия предложить народу Бенина, чья страна не располагает ни запасами нефти, как Нигерия, ни залежами алмазов, как Ангола и ЮАР, ни месторождениями платины, как Зимбабве? Как Москве выстраивать свое возвращение в Республику Бенин, учитывая ее особенности?

Здесь уместно напомнить, что эта страна в 1974 году провозгласила себя Народной Республикой Бенин и выбрала путь социалистической ориентации, по которому следовала вплоть до 1990 года. Этот исторический период характеризовался активным взаимодействием с Советским Союзом. В Котону действовали посольство, торговое представительство, аппарат военного атташе, представительства ССОД, «Аэрофлота», корпункты ТАСС и АПН, работали сотни преподавателей, врачей, геологов.

В ноябре 1986 года Президент Народной Республики Бенин М.Кереку посетил Советский Союз с государственным визитом, в ходе которого была подписана двусторонняя Декларация о дружбе и сотрудничестве. Для многих бенинцев этот документ и по сей день остается символом многолетней дружбы между нашими народами.

Тысячи бенинцев получили высшее образование в СССР, и теперь многие из них занимают высокие посты в правительстве, парламенте, госаппарате и бизнесе. По их инициативе создана и действует Ассоциация выпускников советских и российских вузов, которая активно выступает за воссоздание российского культурного центра в Котону, активизацию всестороннего российского присутствия в Бенине. Последний тому пример  - открытие в июне этого года выпускником РУДН Центра делового и культурного сотрудничества с Россией в Котону.

Таким образом, в Республике Бенин имеется хороший задел для успешного возвращения нашей страны: еще жива добрая память о советско-бенинской дружбе и она работает на Россию. Вместе с тем очевидно и то, что оказание всесторонней безвозмездной помощи, как это было во времена СССР, в настоящее время не представляется возможным, в частности, и по финансово-экономическим соображениям.

В то же время открываются новые горизонты для налаживания торгово-экономических связей, выгодных как для Котону, так и для Москвы, или, как говорят во франкоязычной Африке, сотрудничества «gagnant-gagnant». И такое российско-бенинское сотрудничество начинает набирать обороты: уже подписано соглашение в области геологии и недропользования между российской «Зарубежгеологией» и бенинским Министерством водных ресурсов и горнодобывающей промышленности.

На основе данного документа планируется приступить к реализации совместных проектов по геологическому исследованию недр и разработке минерально-сырьевой базы Республики Бенин. Бенинцы проявляют интерес и к завязыванию с нами кооперации по военно-технической линии, что могло бы стать локомотивом всего двустороннего торгово-экономического взаимодействия.

В целом же состоявшийся в Сочи саммит ознаменовал выход российско-африканского сотрудничества на качественно новый значительно более высокий уровень. Сейчас главное - не снижать набранного темпа, настойчиво и последовательно реализовывать достигнутые соглашения и договоренности.

Убеждены, что одобренные на саммите в Сочи итоговые документы запустят механизм диалогового партнерства России со странами Африки, который, в свою очередь, укрепит наше присутствие на Черном континенте в интересах российского и африканских народов.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати