ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Газовый контекст»: в ожидании встречи «Нормандской четверки»

10:39 26.11.2019 • Денис Батурин, политолог

Значимым подтверждением проведения встречи «Нормандской четверки» 9 декабря стала озвученная на официальном и неофициальном уровнях и Москвой, и Киевом информация о согласовании сторонами итогового документа саммита. 

Об этом сообщил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, близкий к помощнику президента РФ Владиславу Суркову: «Именно Москва потребовала, чтобы это было сделано заранее, до саммита, чтобы ограничить попытки Украины выйти в ходе переговоров за рамки минских соглашений... Будет ли опубликован этот текст или он будет носить закрытый характер, стороны решат непосредственно в Париже... В любом случае, дальнейшие действия сторон будут определяться этим документом, который Россию полностью устраивает и который она не даст пересмотреть».[i]

При этом Алексей Чеснаков считает, что с большой долей вероятности его главной задачей будет зафиксировать позицию Украины, а именно: будет она выполнять минские соглашения или нет. 

Стороны постарались придать определенное настроение долгожданной встрече:

  • Анонсировав 15 ноября декабрьский саммит Париж заявил, что целью саммита будет «открытие новой последовательности выполнения минских соглашений».[ii]

  • Владимир Путин на форуме «Россия зовёт!» заявил, что попытки пересмотра Минских соглашений и замены особого статуса республик Донбасса каким-то другим - неприемлемы. К этому стоит добавить, что министр иностранных дел России Сергей Лавров ещё в октябре высказал свои опасения и предостерег Киев: «...есть ощущение, что украинская сторона требует проведения нормандского саммита, чтобы пересмотреть договоренности предыдущих встреч лидеров России, Украины, Германии и Франции. Это будет просто ударом по репутации "нормандской четверки", и мы сделаем все, чтобы этого не допустить».[iii] 

  • Позицию Украины озвучил министр иностранных дел Вадим Пристайко: «Мы едем на нормандскую встречу с открытыми идеями, открытым умом, готовы воспринять разумный компромисс и принести домой прогресс, которого украинцы так давно жаждут».[iv]

Факт согласования Украиной проекта итогового документа саммита говорит о готовности договариваться, вопрос только в том, что под этим подразумевает Киев. 

Заканчивается действие закона об особом статусе Донбасса, который был принят в рамках Минских соглашений. Как минимум, Киев должен продлить его действие, что вполне по силам имеющему большинство в украинском парламенте Владимиру Зеленскому, а так- же сохранить все положения закона, соответствующие Минским соглашениям. Здесь Киев давно видит и ищет возможности для торга, поэтому акции националистов, заявленные на 8 декабря перед Офисом президента Украины с целью «предупредить о недопустимости капитуляционных решений в рамках нормандского саммита» на руку Зеленскому, как аргументы в политических торгах. 

Содержание этих торгов Киев также уже озвучил - это вероятность выхода Украины из Минского процесса. Возможность выхода из Минских соглашений, «если этот процесс будет продолжаться бесконечно», допустил в одном из своих интервью министр иностранных дел Вадим Пристайко: «Это очень непопулярное заявление и, наверное, опять не понравится нашим западным партнерам. Но для нас Минск — не самоценность. Самоценность — наше выживание как нации. И если мы увидим, что они не срабатывают и это ведет нас к постоянному затягиванию бесконечного процесса, то рано или поздно будет принято решение о выходе из Минского процесса».[v] 

Оценивая последствия такого решения Пристайко подчеркнул, что у него есть понимание перспективы возможной отмены санкций против Российской Федерации: «Мы с вами можем выполнять Минск до конца нашей жизни и до конца жизни наших внуков, а санкции могут быть отменены каждые полгода. Сложная эквилибристика между тем, как понять и почувствовать настроения, и могут ли санкции все еще играть сдерживающую роль или нам нужно все-таки выйти из Минска и искать мир каким-то другим путем — это и есть ответственность главы государства и нынешнего правительства, и всего общества, кстати». 

К декабрьскому саммиту Киев довёл ситуацию в отношениях с Россией до такого состояния, что вопрос Минских соглашений уже не выглядит как единственный. Как показывает история, цикл политических процессов в Украине - довольно краток и на каждом этапе появляется свое политическое содержание. От майдана до майдана, от выборов к выборам, от газовых договоров до газовых договоров и от кредитов МВФ до кредитов МВФ. Эта политическая карма ограничивает Киев в политическом маневре, завязывая многие параллельные процессы в жесткий узел. По этой причине украинские эксперты говорят в настоящий момент о двух возможных параллельных итогах саммита для Украины: первый - Зеленский приедет с газовым контрактом, второй - транзит российского газа будет остановлен с 1 января 2020 года.[vi] 

Первый вариант выгоден всем сторонам - России, Европе и Украине, кроме части украинской политической элиты и заокеанских патронов Киева. Второй вариант - создаёт реальные репутационные проблемы для Украины перед Европой, и некоторые реальные социально-экономические проблемы (возможный, несмотря на заявления о наличии необходимого объема газа в хранилищах, его дефицит в отопительный период). И в этом случае, даже при отсутствии договора о транзите с Украиной, Европа и Россия могут пойти на договорённости о поставках газа через Украину на временных условиях, что, конечно, не будет устраивать ни одну из сторон, но при этом создаст и для Киева противоречивую ситуацию. В настоящее время остаются возможными оба варианта.

Интерес Европы по этой проблеме в лице Германии и Франции очевиден – это обеспечение транзита газа через Украину, и не стоит питать иллюзий - на саммите Берлин и Париж будут на стороне Украины, потому что это рассматривается как фактор сдерживания России и на это уже потрачено очень много ресурсов. Но этими позициями описание ситуации и интересов сторон не исчерпывается. Украина как поддерживается ведущими европейскими странами, так и находится под их давлением по поводу Минского процесса, а теперь ещё и в увязке с вопросами поставок газа. В эфире программы «Большая игра» известный немецкий политолог Александр Рар так обрисовал политический фон обсуждения этой проблемы в Германии: с одной стороны, Берлин заинтересован в российском газе, а с другой, еще и политики, в том числе и главы земель, требуют от канцлера отмены санкций.

Еще один фактор - за всеми процессами в Европе и Украине стоит ощутимое влияние США. Не секрет - Вашингтон оказывает давление на Европу, грозит санкциями и стремится вытеснить с европейского рынка российский газ, заменив его на СПГ из США. Для Украины, которая скорее по прошлой политической инерции принимает идею снабжения американским СПГ, этот проект сопряжен с изощренной логистикой (через терминал в Польше, так как своего терминала с мощностями по регазификации СПГ у нее нет), и высокой ценой на этот газ. Неужели политика в который раз победит реализм и прагматизм?! Не исключено.

На мой взгляд, все складывается так, что «Нормандский саммит», помимо заявленной повестки, будет не только о Донбассе. Это будет саммит и о газе для Европы, и о его транзите через Украину. Думаю, Россия готова идти на такую увязку, но только при соблюдении своих интересов, которые она уже озвучила, и важных вопросов для республик Донбасса в контексте Минских договоренностей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[i] https://tass.ru/politika/7153895

[ii] https://www.kommersant.ru/doc/4170733

[iii] https://rg.ru/2019/10/10/lavrov-rf-ne-dopustit-peresmotra-predydushchih-reshenij-normandskoj-chetverki.html

[iv] https://strana.ua/news/234503-vadim-pristajko-hlava-mid-zajavil-chto-ukraina-hotova-k-razumnomu-kompromissu-po-donbassu.html

[v] https://inosmi.ru/politic/20191121/246277390.html

[vi] https://strana.ua/articles/analysis/234617-kak-u-zelenskoho-budut-po-novomu-reshat-vopros-po-hazu-i-pri-chem-tut-donbass.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати