ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров выступил на заседании Ученого Совета ИМЭМО РАН, посвященном 90-летию Е.М.Примакова

15:45 28.10.2019 •

Уважаемый Александр Александрович,

Ирина Борисовна,

Коллеги,

Рад возможности выступить на заседании Ученого Совета ИМЭМО, посвященного 90-летию выдающегося государственного деятеля, дипломата, ученого, академика Е.М.Примакова. В настоящее время завершается реализация целого комплекса мероприятий, связанных с празднованием юбилея Евгения Максимовича. Кульминацией станет завтрашнее открытие памятника в сквере напротив Министерства иностранных дел России.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю признательность ИМЭМО РАН, его руководству за самое бережное и трепетное отношение к памяти Е.М.Примакова, за сохранение и популяризацию его наследия. Наша сегодняшняя встреча – яркое тому свидетельство. Отмечу и организуемые ИМЭМО ежегодные «Примаковские чтения», о которых уже говорил Президент ИМЭМО РАН А.А.Дынкин. Они действительно собирают «цвет» научно-экспертного сообщества международников из России и из-за рубежа, являются полем для очень интересной дискуссии по самым животрепещущим проблемам современности.

Многим из присутствующих посчастливилось не только знать Евгения Максимовича лично, но и работать под его руководством. В их числе и ваш покорный слуга. Думаю, не погрешу против истины, если скажу: большинство тех, кто когда-либо трудился с Е.М.Примаковым, считает его своим настоящим учителем. И это неудивительно. «Максимович» был личностью поистине глобального масштаба, а его деятельность разносторонней и всеохватывающей. Он руководствовался исключительно интересами Родины, на всех вверенных участках блестяще справлялся с задачами любой сложности. Несколько примеров сегодня А.А.Дынкин уже привел. Он снискал непререкаемый авторитет наших граждан, которые высоко ценили его профессиональные и человеческие качества. Вклад Евгения Максимовича в укрепление российской государственности, продвижение позиций страны в мире неоценим. Не случайно Президент Российской Федерации В.В.Путин назвал Е.М.Примакова «великим гражданином России».

Насколько я понимаю, о работе Е.М.Примакова в разведке и науке сегодня также пойдет речь. Я вижу здесь представителей наших разведывательных и научных кругов, которые работали с Евгением Максимовичем. Хотел бы сегодня остановиться на «дипломатическом багаже» Е.М.Примакова. Его приход на Смоленскую площадь в январе 1996 г. пришелся на очень непростой период, когда Россия сталкивалась с ворохом серьезнейших внутренних и внешних проблем. А многим в мире казалось, что после распада СССР биполярная система международных отношений навсегда «канула в лету» и вместо нее утвердилась однополярная – с центром принятия решений в Вашингтоне. Так называемый «конец истории», если вспоминать Ф.Фукуяму. 

В те времена Евгений Максимович был в числе немногих, кому удалось, как говориться, «заглянуть за горизонт», спрогнозировать эволюцию миропорядка в сторону многополярности, подразумевающей множественность центров силы и моделей развития. Вряд ли стоит в этой аудитории подробно говорить о том, что жизнь продемонстрировала верность его оценок. Мир меняется буквально на глазах, становится все более разнообразным и демократичным. Новые центры роста продолжают укреплять свои позиции, добиваться впечатляющих результатов – с опорой на принципы независимости, государственного суверенитета и культурно-цивилизационной самобытности. Все более авторитетными и влиятельными становятся объединения, работа в которых выстраивается не на «палочной дисциплине», а на основе коллегиальности, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Среди них упомяну «Группу двадцати», хотя ее создание было вынужденным шагом Запада, который понял, что ни в «семёрке», ни в «восьмёрке» всех вопросов решить невозможно, поскольку там не представлены ключевые государства Азии, Латинской Америки и Африки. А также БРИКСШОС, то есть структуры, в которых наша страна принимает самое деятельное участие.

Е.М.Примаков решительно отверг политику следования в фарватере линии «исторического Запада» во главе с Вашингтоном, как это зачастую происходило в первой половине 1990-х годов прошлого века. Когда Е.М.Примаков возглавил МИД, он очень быстро и четко сформулировал и реализовывал на практике концептуальные внешнеполитические принципы, на которые сегодня продолжает опираться российская дипломатия. Я не припомню, что он поручал нам на листочке бумаги слева записать абсолютно необходимые вещи, а справа то, что МИД никогда делать не будет. Думаю, что и в разведке он правую сторону не заполнял. Во всяком случае, он сформулировал принципы, которые включают в себя многовекторность, независимость, самостоятельность, прагматизм. Эти положения, вошедшие во все редакции Концепции внешней политики России, остаются стратегическим, магистральным ориентиром для всей нашей повседневной работы.

Самое пристальное внимание Евгений Максимович уделял направлению, связанному с СНГ. Тем более, что многих руководителей новых независимых стран он знал лично. Прекрасно осознавал все негативные последствия распада Советского Союза, в котором родился, вырос, возмужал, состоялся как государственный деятель. Поэтому твердо выступал за сохранение объединяющих наши народы многовековых и всеохватывающих связей.

Широкое признание получили его усилия по развитию и углублению интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ в разных форматах и на «разных скоростях», но неизменно на принципах равенства, взаимного уважения и учета интересов. Первым шагом на пути такого разно скоростного и форматного продвижения интеграции стал Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, которое в 1999 г. другим договором трансформировалось в Союзное Государство.

Время доказало верность линии на разноскоростное и разноформатное движение на постсоветском пространстве. Сегодня такие объединения, как упомянутое Союзное ГосударствоЕАЭСОДКБСНГ утвердились в качестве важнейших элементов стабильности и безопасности на обширных евразийских просторах. Отмечу, в частности, наращивание взаимодействия в рамках ЕАЭС, где не без сложностей, которые сохраняются и отражают заинтересованность каждого участника обеспечить себе максимальную экономическую выгоду, но, тем не менее, за короткий период времени пройден большой путь – от ликвидации таможенных барьеров до формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. А повестка дня расписана на годы вперед, включая формирование общего рынка энергоресурсов.

Об успешности данного интеграционного проекта свидетельствует и расширение его внешних связей. Несколько десятков стран и субрегиональных объединений – от Азии до Латинской Америки и Африки – заинтересованы в переговорах о заключении соглашений о свободной торговли с ЕАЭС. Ряд из них подписаны и вступают в силу.   

Продолжается работа по сопряжению ЕАЭС с китайским проектом «Один пояс, один путь». Все это создает предпосылки для реализации выдвинутой Президентом России В.В.Путиным инициативы по формированию Большого Евразийского партнерства с участием стран-членов ЕАЭСШОСАСЕАН и всех других стран на нашем огромном, общем евразийском континенте.

Руководствуясь логикой многополярности, Е.М.Примаков внес значительный вклад в расширение взаимодействия с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Именно он выдвинул идею о запуске трехстороннего взаимодействия в «треугольнике» Россия-Индия-Китай (РИК), о чем сегодня также упоминал А.А.Дынкин. Этот формат не только прошел проверку временем, до сих пор сохраняется и развивается. В феврале в Китае состоялась шестнадцатая встреча министров иностранных дел стран РИК. Помимо глав внешнеполитических ведомств в формате РИК встречаются секторальные министры экономического, социального и гуманитарного блоков, есть проекты «риковских» гуманитарных фестивалей, включая телевизионное сотрудничество. Россия, Индия и Китай – это треугольник, который не только прошел проверку временем, но и способствовал формированию БРИКС. На мой взгляд, сегодня БРИКС является одной из важнейших опор формирующейся полицентричной системы, эталоном многополярной дипломатии. Все пять основных континентов представлены, осталось только Австралию включить в БРИКС, но это на следующем этапе.

Е.М.Примаков при всем сосредоточении главных усилий на твердом отстаивании государственных интересов своей страны никогда не был сторонником конфронтации. Постоянно разъяснял, что сильная Россия (а именно она была целью его политики) не должна восприниматься как угроза. Ему удалось обеспечить переход к многовекторной внешней политики без ущерба для западного направления нашей дипломатической деятельности. Он исправил «перекос», который существовал в западном направлении за счет игнорирования и пренебрежения многочисленными возможностями на юге и на востоке для нашей страны.

Как я уже сказал, он проявлял твердость в отстаивании национальных интересов, как в случае знаменитого «разворота над Атлантикой», но сочетал ее и отстаивание незыблемых принципов межгосударственного общения с нацеленностью на достижение общеприемлемых результатов, с договороспособностью, реализмом в оценке международной обстановки и просто сочетал все со здравым смыслом. Он прекрасно понимал, что «хлопанье дверями» ничего не решит. Что даже самые сложные вопросы можно и нужно обсуждать. «Визитной карточкой» его дипломатического стиля была удивительная способность располагать к себе собеседников, а, в конечном счете, договариваться, выходить на компромиссы – причем не только с единомышленниками, но и с оппонентами. Все эти качества снискали ему огромное уважение у зарубежных лидеров и коллег.

Принципиальный противник архаичных игр с «нулевой суммой», как сегодня мы уже слышали, Е.М.Примаков всегда исходил из того, что без широкого межгосударственного сотрудничества эффективно преодолеть многочисленные проблемы современности не получится. Что имеющиеся расхождения не должны служить препятствием для совместной работы по урегулированию кризисов и конфликтов, по борьбе с общими для всех угрозами терроризма, наркотрафиком, организованной преступностью, распространению оружия массового уничтожения. Сегодня, когда мировому сообществу еще предстоит решить целый ряд серьезных вопросов – от долгосрочного замирения на Ближнем Востоке и Севере Африки до обеспечения международной информационной безопасности – такая философия Евгения Максимовича в полной мере сохраняет свою актуальность.

Особую роль Е.М.Примаков сыграл в ближневосточных делах, в которых он блестяще разбирался. Он лучше других понимал всю опасность «геополитической инженерии» по «демократизации» этого региона без учета местной специфики. К сожалению, к его компетентному мнению на Западе не прислушались. В Ираке, Ливии и в Сирии пытались действовать «как слоны в посудной лавке». Результаты мы видим сегодня на примерах разрушенной государственности, разгула терроризма, размывания уникальной этно-конфессиональной мозаики, масштабного миграционного кризиса. Последствия авантюр США и их союзников еще предстоит преодолеть, как вам известно, мы этим занимаемся, прежде всего, способствуя искоренению терроризма в САР, способствуя решению гуманитарных проблем этой страны, возвращению беженцев и запуску политического процесса, который по всем нашим прикидкам совершенно точно начнется открытием работы Конституционного комитета в Женеве на этой неделе.

Стиль работы Евгения Максимовича всегда отличало очень бережное отношение к людям, желание вникнуть в их проблемы. В условиях непростой социально-экономической обстановки в стране, когда он возглавлял МИД, приложил без преувеличения «титанические» усилия для улучшения условий работы сотрудников Министерства. Тем самым сберег кадровый потенциал отечественной дипломатической службы, способствовал возвращению некоторых из дипломатов, которые в голодные годы искали себе прибежище в частном секторе или в других более перспективных с точки зрения финансов структурах.    

Впоследствии занимая ответственные посты в Правительстве Российской ФедерацииГосударственной Думе Федерального Собрания Российской ФедерацииТоргово-промышленной палате, Е.М.Примаков не просто продолжал проявлять интерес к внешней политике, но и активно подключался к практическому поиску развязок отдельных международных кризисов. Его советы и подсказки оставались для нас важнейшим подспорьем, а о значении ситуационных анализов, проводимых им в стенах ИМЭМО, сегодня уже было сказано. Полностью под этим подписываюсь.

Убежден, что еще многие поколения отечественных дипломатов продолжат «сверяться» с профессиональным и интеллектуальным наследием Евгения Максимовича. Для нас на Смоленской площади навсегда сохранится память о нем как о наставнике, учителе и друге.

 

Источник: сайт МИД России

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати