Страны Вышеградской «четвёрки» (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) нацелены на расширение сотрудничества с Индией. Интерес взаимный, что подтвердил августовский визит министра иностранных дел Индии Субраманиама Джайшанкара в Венгрию и Польшу – два государства, занимающих наиболее активную внешнеполитическую позицию внутри «четвёрки».
Данная тенденция не нова, она чётко просматривается в политике стран «четвёрки» после экономического кризиса 2008 г. Индийская экономика впечатляет быстрыми темпами роста (более 7% ежегодно). Как стало понятно по итогам визита, Польша, Словакия и Чехия хотят сотрудничать с Индией в транспортном, энергетическом, аграрном, оборонном секторах, Венгрия – в фармацевтике и биотехнологиях, и все вместе – в инвестиционных и научных проектах .
При этом важно отметить, что сотрудничество с Индией не представляет для них политическую дилемму в отличие от сотрудничества с Китаем. Индия воспринимается Западом как демократическое государство, в то время как Китай обвиняют в нарушении демократических свобод, а китайско-американские экономические переговоры находятся в весьма неопределенной фазе. Помимо этого определенное сближение Индии и США на фоне существующих экономических противоречий Китая и США создает для Вышеградской «четвёрки» более удобный контекст для расширения кооперации с Индией.
Судя по всему, в настоящее время Нью-Дели и Пекин вступают в фазу конкуренции на европейской сцене. Но Индии придется немало поработать над укреплением своего экономического, политического и культурного присутствия в Европе, дабы наверстать упущенное – Пекин начал работать с Европой раньше и делает это более успешно и динамично.
Индия позиционирует себя как самодостаточный цивилизационный организм и стремится стать связующей платформой между Европой и Азией. Во многом так же видит Индию и ЕС. В этой ситуации введение индийско-европейских отношений в более широкий геополитический контекст не совсем согласуется с цивилизационным регионализмом Китая – желанием удержать азиатскую политику в рамках широко понимаемой китайской цивилизации и сферы её влияния. Поэтому появление дополнительных азиатских игроков на европейском направлении Пекином не приветствуется, хотя открыто Китай это не декларирует.
Возможный выход Великобритании из состава ЕС лишает Индию одного из важных союзников в Европе. Возникает необходимость поиска новых партнёров внутри ЕС. Страны Вышеградской «четвёрки» подходят для такой роли и в какой-то мере компенсируют эту потерю. Польша – верный союзник США в ЕС, США – союзник Индии в Азии. Словакия и Чехия придерживаются более прогерманского курса и могут в какой-то мере способствовать сотрудничеству Нью-Дели с Берлином.
Индия руководствуется также соображениями экономического порядка. Вышеградская «четвёрка» углубляет отношения с Японией, Южной Кореей, Бразилией и др. растущими экономиками. Отсутствие в этом списке Индии выглядит нелогичным. Участники считают, что экономический потенциал Вышеградской «четвёрки» не используется полностью: 95% товарооборота между Индией и ЕС обеспечивают страны «старой» Европы.
Помимо всего, Индии необходима дипломатическая поддержка её желания стать постоянным членом Совбеза ООН. Возможное реформирование этой структуры - пока далекий и мало реалистичный сценарий, тем не менее, индийская сторона продолжает настаивать на этом. Польша исполняет функции непостоянного члена Совбеза ООН в 2018-2019 гг., дипломатическое сотрудничество Варшавы и других стран «четвёрки» с Индией обе стороны рассматривают как взаимовыгодное. И последним примером такого сотрудничества является протест Польши против внесения Пакистаном темы Кашмира в повестку Совбеза ООН.
Некоторым препятствием на пути быстрого расширения комплексного партнёрства Индии с Вышеградской «четвёркой» могут послужить определенные разногласия и несовпадение видения будущего Европы, а также ориентация на различных международных партнеров двух главных «вышеградцев» - Венгрии и Польши.
Венгрия выступает против присутствия американских НПО, финансового и политического диктата Брюсселя и Вашингтона, а также миграционной политики ЕС, но за конструктивные отношения с Россией и Китаем, вплоть до участия в китайском проекте «Один пояс, один путь».
Польша – за наращивание военного присутствия США в Европе и против оздоровления отношений с Россией, но, как и Венгрия, против миграционной политики и финансового диктата Брюсселя. К проекту «Один пояс, один путь» Варшава относится сдержанно, боясь испортить настроение Вашингтону.
Словакия и Чехия – за развитие торгово-экономических отношений с азиатскими партнерами, но в формате, который бы не нарушал динамику их взаимодействия с экспортно ориентированной германской экономикой. Так же, как и Польша с Венгрией, Словакия и Чехия не поддерживают миграционную политику ЕС.
В данной ситуации Индия будет придерживаться в отношениях с Вышеградской «четвёркой» нюансированного подхода. В 2020 г. Варшава займёт пост председателя «четвёрки» - и, можно предположить, это будет время определенной активизации намеченных польских планов в сотрудничестве с Индией. Индийско-венгерский диалог и отношения со Словакией и Чехией будут развиваться по отдельным сценариям.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
3) http://www.pism.pl/czytaj/perspektywy-wspolpracy-v4
4) https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu-india_factsheet_november_2018.pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs