Одной из тем обсуждения на так называемой неделе высокого уровня 74-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, как всегда, стала перманентная напряженность на Ближнем Востоке. В этом году положение усугубило решение Вашингтона усилить военное присутствие в регионе, принятое за несколько дней до начала работы саммита. По словам американского министра обороны Марка Эспера, этот шаг был предпринят по просьбе Саудовской Аравии, подвергшейся атаке неких дронов: «Президент (Дональд Трамп) одобрил развертывание сил США, которое будет носить оборонительный характер и будет сосредоточено в первую очередь на противовоздушной и противоракетной обороне». По словам главы Пентагона, это «станет четким сигналом о том, что США поддерживают своих партнеров в регионе».[i]
А председатель Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд, в свою очередь, пообещал ускорить поставки военной техники региональным союзникам - Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам.
Кстати, по данным Independent, саудовские самолеты приняли участие в авианалете в ночь на 17 сентября на предполагаемые позиции иранских сил в Сирии через пару дней после той самой атаки беспилотников. «Информированный источник» сообщил газете, что «саудовские истребители были замечены в операции наряду с другими истребителями». Нетрудно догадаться о принадлежности и «других» самолетов. Комментируя эти события, Славой Жижек – словенский культуролог и философ - заметил: «Следует обратить внимание на «молчаливое» партнерство Израиля и Саудовской Аравии, и это еще одно доказательство существования новой «оси зла» на Ближнем Востоке, состоящей из Саудовской Аравии, Израиля, Египта и ОАЭ.[ii]
Характерно, что ни он, ни другие аналитики не упоминают в этом контексте Турцию, считающуюся стратегическим союзником Вашингтона в ближневосточном регионе. И неспроста - у Анкары со всеми этими странами натянутые отношения.
Перед Генассамблеей ООН, «на полях» которой планировалась двусторонняя встреча американского и турецкого президентов, официальная Анкара провела очередную кампанию по заверению западных партнеров в нерушимости своей внешнеполитической парадигмы.
Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу дал пространное интервью турецкому телеканалу CNN Türk, в котором подчеркнул: «Мы не собираемся покидать Европу… Мы стремимся в ЕС». Говоря о партнерства с Россией, министр отметил: «Россия - это реальность, а не новый этап пути в сторону Азии. Иметь хорошие отношения, экономические связи с Востоком не означает отказываться от Европы… Из-за сближения с Россией, никто не вправе усомниться в нашем стремлении вступить в ЕС и наше членство в НАТО… Мы члены НАТО, мы поддерживаем превентивную политику и политику диалога Североатлантического альянса в отношении России. Но мы живем в этом регионе, и мы должны вести сбалансированную политику со своими соседями».[iii] Не правда ли, похоже на попытку оправдаться перед западными визави за «крен» в сторону Москвы?
Ему вторил пресс-секретарь турецкого президента Ибрахим Калын, который в статье, написанной для агентства Bloomberg заверил: утверждения о том, что Турция отдаляется от Запада и проводит политику, идущую вразрез с интересами НАТО, безосновательны.
Ну а сам Реджеп Тайип Эрдоган, накануне поездки в Нью-Йорк повторил тезис о готовности Анкары вернуться к рассмотрению возможности приобретения американских ЗРК Patriot на приемлимых для Турции условиях. США не могли не пойти навстречу: по информации телеканала Haber Turk, в Вашингтоне готовят новое предложение о поставках Турции ЗРК Patriot и истребителей F-35.
Американцы торопятся. Сирийская кампания привлекла внимание стран региона к российскому вооружению. Интерес к С-400 проявляют Ирак, Саудовская Аравия и Ливан. Тренд на диверсификацию источников поставок вооружений налицо. В этой связи обозреватель турецкой газеты Sabah Берджан Тутар признает: «Мир увидел, что системы ПВО стоимостью в триллионы долларов, проданные Саудовской Аравии США и европейцами, начиная с 70-х годов, оказались бессильными перед беспилотниками, чья цена 10 тысяч долларов». При этом аналитик напоминает, что аналогичные российские системы в январе 2018 года сбили все 13 дронов, атаковавших российские базы в Тартусе и Хмеймиме.[iv]
Уже на второй день работы Генасссамблеи главы внешнеполитических ведомств стран-участниц «Астанинской тройки» обсудили развитие ситуации в Сирии, прежде всего, в Идлибе и на северо-востоке страны.
Буквально накануне переговоров базирующаяся в Лондоне арабоязычная газета Asharq Al-Awsat со ссылкой на одного из помощников Эрдогана сообщила о готовновсти Турции самостоятельно провести в Идлибе военную операцию против джихадистов, по сути контролирующих провинцию. По мнению издания, необходимость решительных мер обусловлена тем, что экстремисты самим фактом своего существования дают повод для наступления на Идлиб сирийских войск и их союзников. А Анкара не хотела бы такого развития событий.[v] Впрочем, такой сценарий может быть и частью «дополнительных мер», согласованных президентами России, Турции и Ирана на их последней встрече в Анкаре. Если информация о возможной турецкой операции правдива, конечно.
Что до северо-востока Сирии, напомним: 7 августа военные Турции и США договорились о создании в Сирии т.н. «Центра совместных операций», после чего в Турцию стали прибывать американские военнослужащие для работы в этой структуре. Началось совместное патрулирование, целью которого было заявлено «выявление фортификационных сооружений террористов, мониторинг наличия террористов, а также тяжелого вооружения». Примечательно, что министр обороны Турции Хулуси Акар даже заговорил о намерении создать в зоне безопасности на северо-востоке Сирии совместные с США постоянные (Sic!) военные базы для патрулирования в этом регионе. Конечно, добавив, что Турция может сделать это и самостоятельно, если США продолжат затягивать переговоры.
Некоторые наблюдатели отмечают вероятность того, что Анкара и Вашингтон уже достигли компромисса в этом вопросе. Например, и.о. ректора Международного турецкого-казахстанского университета имени Ахмета Ясеви Дженгиз Томар прогнозирует: «Успешная операция на востоке Сирии позволит Турции обезопасить почти всю свою границу с Сирией. Кантоны террористов РПК будут блокированы, что устранит угрозу национальной безопасности Турции».[vi] Отметим, что процитированная статья опубликована на сайте Анатолийского агентства, транслирующего мнение официальной Анкары. Таким образом, «блокирование» курдских кантонов может означать признание Турцией их права на существование (конечно, под эгидой «старшего» партнера – Соединенных Штатов). Просто они должны быть «отрезаны» от территории Турции буферной зоной. Но не будем углубляться в спекуляции.
В Вашингтоне заявляют, что американское военное присутствие в Сирии диктуется, помимо борьбы с остатками запрещенного в РФ ИГИЛ, необходимостью сдерживать преимущественно курдские «Отряды народной самообороны» от нападений на турецких военных и от вылазок на территорию соседней страны. Но вот в Турции Вашингтону мало кто верит.Глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу посетовал на то, что Соединенные Штаты «тормозят» реализацию соглашения о зоне безопасности на северо-востоке Сирии. Министр отметил, что подход американской стороны к соглашению остается «неудовлетворительным», а предпринимаемые Вашингтоном шаги - «косметическими».
А свободный от дипломатических условностей авторитетный обозреватель газеты Cumhuriyet Мехмет Али Гюллер прямо утверждает, что основной целью Соединенных Штатов является «создание карликового курдского государства» к востоку от Евфрата, которое станет частью «американского коридора» от Персидского залива до Средиземного моря (в противовес гипотетическому «шиитскому коридору», который якобы выстраивает Иран – А.И.).
И Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы доверял всему, что говорят и делают в Белом Доме. Тем более, когда хозяином там является Дональд Трамп, с легкостью «назначаюший» и «увольняющий» союзников, раздающий обещания и без зазрения совести аннулирующий их. Наконец, уже сменивший столько советников и министров, как, наверное, никакой другой американский президент. «Мы завершили подготовку (возможного вторжения – А.И.) вдоль нашей границы. Мы не хотим противостояния с США, но мы не можем не замечать той поддержки, которую они оказывают террористическим организациям, - недавно признался турецкий лидер, - Я говорил Трампу, что они направляли тысячи грузовиков с оружием. Мы не могли это оружие купить за деньги, а вы передаете его бесплатно террористическим группировкам». [vii]
Должно быть, выступление Эрдогана с трибуны ООН, в котором он сделал акцент на необходимости перестройки системы международных отношений на основе принципа справедливости, не в последнюю очередь стало рефлексией на, мягко скажем, непоследовательную политику «стратегического партнера» в лице Дональда Трампа. Который, кстати, отклонил приглашение встретиться с турецким коллегой в нью-йоркском ресторане Cipriani.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs