ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Иранский Кондор долетел до «Ласточкиного гнезда»

12:35 26.09.2019 • Аида Соболева,

Иранский режиссер Кондор Шекари был одним из участников Международного телекинофорума «ВМЕСТЕ», который прошел в этом году уже 19-й раз и снова в Ялте. Это место выбрал для форума его основатель – безвременно ушедший в 2015 году экс-спикер Госдумы Геннадий Селезнев.  Жителей солнечной Ялты не удивить  встречами со звездами кино и телевидения, так как Черноморское побережье Крыма в бархатный сезон является излюбленным местом для гастролей знаменитостей. Но Телекинофорума «Вместе» ялтинцы ждут с особенным чувством, ведь этот фестиваль отличают подчеркнутый демократизм, бесплатный вход на все мероприятия, возможность  обсудить с любимыми актерами, режиссерами, сценаристами актуальные вопросы общества. Здесь никого не волнует, в костюме, какого бренда на красную дорожку вышли актеры Александр Михайлов, Сергей Никоненко, Андрей Стоянов, певцы Заур Тутов, Анна Аверина. Главное, что они снова приехали и снова порадуют своим живым голосом собравшихся во дворце культуры «Юбилейный», в зале «Хрустальный» гостиницы «Ялта-Интурист» или прямо под открытым небом – со сцены на многолюдной вечерней набережной.

Телекинофорум проходил с 6 по 12 сентября 2019 года, и за это время было организовано  около 30 просмотров документальных и игровых телевизионных фильмов, более десяти пресс-конференций, круглых столов и диспутов. Среди обсуждаемых тем были такие: «Как вернуть литературу в кино?», «Кино о войне: развлечение или правда?», «Кино и телевидение как рассадник пошлости и невежества», «Какой месседж направляет своему зрителю современное документальное кино?»

Телекинофорум «Вместе» проходит при поддержке Союза журналистов России, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Правительства Москвы, а также Госсовета и Правительства Крыма. Директор Телекинофорума – Анатолий Усов, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, видный общественный деятель, много лет возглавлявший секретариат Председателя Государственной Думы РФ.  Наша беседа проходила уже после завершения Телекинофорума, в аэропорту, в ожидании рейса «Симферополь-Москва».

– Анатолий Дмитриевич, в этом году Телекинофорум снова прошёл на земле Ялты, уже в 19-ый раз. Чем отличался нынешний Телекинофорум от предыдущих, по составу участников, по составу стран-участниц, и какие у вас ожидания на следующий Телекинофорум?

– Нынешний «Телекинофорум», конечно, отличается, в первую очередь, политической обстановкой, которая сложилась вокруг Крыма. Если раньше на «Телекинофорум» приезжали кинематографисты более чем из 30 стран, то сейчас вот вся эта обстановка несколько повлияла на наших зарубежных участников. Тем не менее, в этом году приняли участие представители 15-ти стран. В прошлом году 12, в нынешнем 15, и я думаю, что в следующем мы выровняем нашу ситуацию по сравнению с прошлогодними.

Потом давайте ведь так считать, что в основном-то политики занимаются санкциями, изоляциями и так далее. А творческим людям в первую очередь надо общение, нужен обмен опытом, нужны дискуссии. И смотрите: в этом году уже работы дали на конкурс представители Испании, Португалии, Аргентины, Индии, Ирана, Белоруссии, Эстонии, Словакии и других стран. То есть, постепенно все начинают понимать бесперспективность такой политики, а творческие люди – в первую очередь. В этом году более ста работ было представлено на конкурсы! Конкурсы у нас, вы знаете, со своей спецификой – это в основном телевизионные фильмы и телевизионные программы, чем мы отличаемся, собственно говоря, от других подобных  кинофестивалей.

– Телекинофорум называется «Вместе». Что вложено в это название? Кто должен быть вместе?

– Вы знаете, каждый человек может по-своему трактовать, что значит «вместе». Вместе против чего-то или вместе за что-то. Изначально, конечно, вместе против зла, против террора, против войны, против каких-то санкций, ограничений и так далее. Или за то, чтобы вместе добиваться каких-то результатов. Каких результатов? Конечно, в первую очередь, обеспечения счастливой спокойной жизни населения нашего, обеспечения возможности контактировать, дружить, обмениваться опытом и так далее. Поэтому это универсальный такой девиз – «Вместе». Сегодня немножко, или не немножко, другая ситуация в мире или в Крыму, которая была, когда задумывался Телекинофорум. Поэтому кто-то говорит: «Да, мы вместе с Россией». А кто-то говорит: «Мы вместе с нашими коллегами по профессиональному цеху», кто-то ещё что-то может сказать.

 

Все, кто приезжает в Ялту, из какой бы страны они ни были, знают, что в этом городе жил выдающийся русский писатель Антон Павлович Чехов. Здесь в 1898 году он купил участок,  на котором годом позже по его эскизу был возведен дом. Как известно, Чехов призывал каждого «возделывать свой сад» и сам делал это в буквальном смысле – своими руками посадил вокруг дома большое количество разнообразных деревьев со всего мира. 30 процентов из них, даже плодовые, сохранились до наших дней. Конечно же, участники Телекинофорума побывали в Доме-музее Чехова, где он написал пьесы «Вишневый сад», «Три сестры» и целый ряд так называемых «ялтинских» рассказов, среди которых знаменитая «Дама с собачкой».

Набережную Ялты уже 15 лет украшают воплощенные в бронзе фигуры – изящная дама с забавной собачкой у ног и стоящий чуть поодаль Чехов, устремивший на даму задумчивый взгляд. Скульптурная композиция «Чехов и дама с собачкой»  является символом Телекинофорума и, в многократно уменьшенном виде, ее главным призом. Авторы этой композиции – скульпторы Геннадий и Федор Паршины, отец и сын. Они традиционно являются почетными гостями Телекинофорума. Геннадий Паршин в этом году отметил свое 85-летие. Мне удалось поговорить с Геннадием Алексеевичем перед церемонией закрытия Телекинофорума.

– Скажите, вот когда Вы проходите мимо этого памятника, вы испытываете к нему какие-то «отцовские» чувства?

– Во-первых, я смотрю, сколько народу вокруг него собирается! До 12 часов Ялта спит, после 12 просыпается и уже в три, в четыре, в пять там уже очереди стоят. И я просто смотрю и думаю, кто как фотографируется. Мне просто интересно уже наблюдать эти сцены какие-то. Кто-то в обнимку, кто-то как-то по-другому, вплоть до того, что вдруг 40 детей появляются, облепляют это все, как муравьи, и фотографируются.

– То есть, памятник уже живет своей отдельной жизнью от Вас?

– Да. Работа над ним в 1999-м началась. Это уже…двадцать лет прошло, оказывается, а мне кажется, что только-только начали делать его. Окончательно поставили в 2004 году.

– То есть, 15 лет он стоит и 20 лет живет как идея?

– Да. Но сама мечта поставить здесь что-то красивое родилась еще полвека назад. Я ведь помню эту набережную еще с начала 60-х годов, когда приезжал сюда отдыхать с женой. Набережная была совсем другая, здесь ничего почти не было. Просто пустой берег. В день открытия Телекинофорума нас оставили наедине с публикой, которая собралась вокруг памятника, и часа два нас с сыном засыпали вопросами. Местные женщины несколько раз сказали нам: «Мы ваш памятник полюбили, этот памятник – наш символ города».

– Спасибо, вам огромное, за этот памятник.

 

Талантливые скульпторы Геннадий и Федор Паршины создали и еще одну достопримечательность приморского города – памятник  Александру Ханжонкову (1877 – 1945), пионеру российского кинопроизводства и основателю Ялтинской киностудии. Памятник сделан так, что можно сесть на бронзовую скамейку рядом с Ханжонковым и мысленно поделиться с этой легендарной личностью своими творческими замыслами. Многие верят, что в этом случае они обязательно сбудутся. А в планах создателей памятника – поставить рядом еще и королеву немого кино Веру Холодную, покорившую за свою короткую, 25-летнюю жизнь, миллионы сердец.

Компания «Русская бронза», на средства которой построены упомянутые памятники, является партнером Телекинофорума с момента его основания, и все призы, что получают создатели лучших фильмов, изготовлены в ее цехах. Разнообразные статуэтки отлиты по авторским эскизам специально для каждой конкурсной номинации Телекинофорума.

В этом году главная премия была присуждена телесериалу «Медное солнце» (режиссер Карен Оганесян).  Иранские фильмы стали участвовать в конкурсе Телекинофорума с 2015 года, никогда не оставаясь незамеченными. Первой иранской «ласточкой» на берегу Ялты был снятый на границе с Сирией игровой фильм Аббаса Рафеи «Звуки моей родины», где шла речь о любви мусульманина и христианской девушки, похищенной накануне свадьбы боевиками ДАИШ. Фильм был удостоен специального приза за мужество в освещении темы борьбы с терроризмом. В 2018 году иранский режиссер и продюсер Мохаммад Ганефард увез в Иран Гран-при Телекинофорума, полученный за документальный фильм «Тайная вечеря» – о жителях древнего сирийского городка Маалула, пережившего нападение боевиков.

В нынешнем, 2019 году, в конкурсной программе Телекинофорума было сразу два иранских документальных фильма, оба созданных сценаристом и режиссером Кондором Шекари. Первый фильм назывался «Песнь Галеша» – о музыкальных традициях 40-тысячной народности, живущей на северо-востоке Ирана. Второй  фильм назывался «Стервятник» – так переводится на русский язык слово «Каркас», название горной гряды вблизи Натанза в провинции Исфахан. Документальный фильм «Стервятник» был отмечен специальным призом жюри с формулировкой «За гуманизм в век технократии».

34-летний режиссер Кондор Шекари, закончивший Институт радио и телевидения в Тегеране, в фильме «Стервятник» попытался привлечь внимание к проблеме экологии. Он показал, как многолетняя добыча в промышленных масштабах гранита из массива горной гряды Каркас приводит к целой цепочке экологических бедствий: от постоянных взрывов образуются трещины в домах жителей горных деревень, портится качество артезианской воды, из окрестностей исчезают животные и птицы, погибают деревья, болеют люди. Сразу после показа фильма в ялтинском кинотеатре «Сатурн» я поинтересовалась мнением пришедших на него зрителей:

– Мне это было очень необычно, ведь мы же ничего не знаем об Иране практически, кроме того, что он под санкциями жестко находится. Как я поняла из фильма, экологическая проблема там происходит. И люди, которых показал Кондор, мне были очень близки. Они благородные, красивые, думающие, переживающие. Я любовалась людьми, их реакциями человеческими. Я уж не говорю о совершенно потрясающей природе, о съемках. Это было поэтично. Я не увидела телевизионного формата, чего я не люблю, я увидела именно документальное кино. То есть, через музыку, через пейзажи, через какие-то паузы, через людей, какие-то взгляды. Я высоко оцениваю эту картину! – сказала Елена Дубкова, режиссер из Екатеринбурга представившая на Телекинофоруме свой документальный фильм «Санитар» о нелегком пути к признанию писателя Артемия Ульянова.

– Меня зовут Владимир Бокун. Я режиссер и сценарист из Белоруссии, директор Студии исторических фильмов. Я здесь представляю и свою работу – фильм «Жанин» о репатриантах из Франции, послевоенная история. И вот зритель фильма Кондора об экологии Исфаханских гор.

– Ну и как вам этот фильм Кондора Шекари?

– Ну, прежде всего, я считаю, что эта проблема касается не только Ирана, но и всего мира: отношение человека и природы. Как найти золотую середину в этом отношении? Как уйти от этого варварского подхода к природе, где, в первую очередь,  речь идет о какой-то сиюминутной прибыли, сиюминутных доходах? В первую очередь говорят об экономическом эффекте, а на самом деле оказывается, что этот эффект несоизмерим с потерями, которые несет природа и человечество, и восстановить это потом уже невозможно. Где найти эту золотую середину, чтобы и природе не нанести вред и ущерб, и вместе с тем обеспечить людей материалами для жизни? Это ведь тоже необходимо и мы от этого все равно никуда не уйдем.

– А скажите как режиссер – понравились ли вам в фильме какие-нибудь режиссерские ходы или звуковое оформление, видеоряд?

 – Фильм очень поэтичен в изобразительном плане. Какие виды гор!  Это не просто горы. Режиссер нам показывает и рассказывает, что эти горы имеют свою историю, имеют свои традиции для людей, которые там живут, имеют ценность не только материальную, но и духовную. Это удалось передать. Вот эти красивые кадры, это настроение…  Я спросил – он снимал этот фильм более двух лет. И это видно по фильму. Ведь всегда заметно, когда ты приехал на место, быстренько, в спешке,  что-то отснял: вот горы, да, вот эти объекты, вот людей можно снять… А здесь, посмотрите, какие портреты людей!  Это действительно художественные портреты, эти крупные планы, эти мудрые женские глаза, эти испещренные морщинами мужские лица. Это все очень сильно. Это остается, это запоминается. И большое спасибо режиссеру за то, что он смог это показать.

Иранский режиссер принял участие не только в творческой, но и в спортивной программе Телекинофорума –  в традиционном футбольном матче между командой Телекинофорума во главе с народным артистом РФ Сергеем Никоненко и командой Правительства Республики Крым, капитаном которой был опытный футболист Александр Кебало, зам.начальника Управления Министерства топлива и энергетики РК. Игра была очень напряженной и долго складывалась в пользу крымчан. Однако произошло чудо – и со счета 3:1  в первом раунде команде Телерадиофорума удалось отыграться, завершив матч вничью со счетом 4:4.

Свои впечатления от пребывания на крымской земле и участии в Телекинофоруме гость из Ирана режиссер Кондор Шекари высказал на наш микрофон:

Для меня это был незабываемый опыт общения с российскими кинематографистами. Я благодарю Бога, что мой фильм был отобран для конкурсного показа, и я получил приглашение приехать сюда. Я посмотрел несколько хороших фильмов и лучше познакомился с культурой России. Должен признаться, я впервые в своей жизни оказался на берегу Черного моря.   На меня  большое впечатление произвел город Ялта – с его прекрасным климатом, чистыми улицами, на которых ощущается дух искусства и истории.  Я рад, что смог посетить дом Чехова – его рассказы я читал еще в детстве в переводах. Я увидел красивый замок на скале – «Гнездо ласточки», побывал в парке Массандра, где много необычных деревьев и почти у каждого из них есть своя история и особая энергетика. Мне захотелось сделать фильм о Ялте и, вообще, о Крыме, чтобы о нем больше узнали у нас в Иране. Я надеюсь, что все получится, и я опять приеду сюда. Еще раз от всего сердца благодарю организаторов этого Телекинофорума!

 

Председатель Оргкомитета Телекинофорума «Вместе», Почетный президент Союза журналистов РФ Всеволод Богданов так ответил на мой вопрос, чем ему запомнится прошедший в сентябре 2019 года «Телекинофорум»:

Он отличался удивительным взаимопониманием, дружелюбием, каким-то желанием выслушать друг друга. Мы собирались, рассказывали о каких-то нерешённых проблемах, вопросах, и самое главное, как сделать, чтобы прекратить эту обстановку напряженности в мире?

Вот я с большим удивлением смотрел, что приехало много людей, которые уже приезжали, и им снова надо общаться. Приехали из Ирана, даже сами темы, с которыми они приехали – это экология, причём это красивый фильм, глубокий, интересный! Я думаю, что отцы глобализации ошибаются, когда думают, что вот они сейчас решат, кого они назовут какими-то людьми высшего сорта, скажут, кому какое место, где кому стоять, перед кем снимать шляпу, а остальные все будут слушаться. Это большая ошибка.

Поэтому мы решили 20-ый форум, который будет проходить в 2020 году, посвятить теме «Кто мы, живущие на Земле сегодня, что мы сегодня получили в наследство от предыдущих поколений, и что мы сделаем для наших детей и внуков?». Он будет посвящен людям, которые нужны обществу, которые стремятся что-то объяснить, что-то сделать полезное, проложить какие-то пути-дороги между странами, между отношениями в мире. И это Ялта! Когда мы говорим об Иране, нужно вспомнить, что итоги мировой войны, последней, подводились в Иране, а потом в Ялте. То есть наши связи заложены даже местами, исторически. Очень симпатичные люди приехали, и можно было общаться, и это обнадёживает в отношении будущего, - сказал Всеволод Леонидович.

Действительно, Ялта в 1945, как и Тегеран  в 1943,  стала местом  встречи мировых лидеров, подводящих итоги последней, хочется верить, мировой войны. В феврале 2020 года будет отмечаться 75-летний юбилей Ялтинской конференции и кадры хроники этой исторической встречи в Ливадийском дворце мы, возможно, увидим на следующем Телекинофоруме в конкурсной программе.  И, конечно же, увидим фильмы, посвященные юбилею Великой Победы над фашизмом, в которую Иран тоже внес свою лепту, предоставив свою территорию для помощи союзников СССР по ленд-лизу.

Возможно, среди читающих эти строки, есть те, кто создает свои фильмы и телепередачи, и захочет принять участие в юбилейном, ХХ Телекинофоруме. Его двери всегда открыты для тех, кто хочет вместе создавать разумное, доброе, вечное.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати