В вопросах внешнеполитических приоритетов Европейского союза наметилась существенная подвижка, касающаяся проблемы статуса Косово. Впервые в истории этой организации одна из стран-членов ЕС рассматривает вопрос отзыва признания самопровозглашенной независимости сербского края. Объявленную в 2008 году косовскую независимость на сегодняшний день так и не признали пять государств Евросоюза – Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия (в том числе в силу существующих у них самих сепаратистских движений или тенденций). Но уже в самое ближайшее время к этому лагерю может присоединиться Чехия – не имеющая проблем с сепаратизмом, но зато все последние годы обремененная внутриполитическим расколом и поиском национально-государственной идентичности в рамках ЕС.
О том, что власти Чехии обсудят вопрос об отмене признания независимости Косово, заявил на днях премьер-министр страны Андрей Бабиш после встречи с президентом Милошем Земаном. «Мы это обязательно будем решать на координационной встрече по внешней политике, где будут председатели обеих палат парламента, министр внутренних дел и министр иностранных дел», - подчеркнул он, добавив, что аналогичное обсуждение пройдет и в кабинете министров. «Я сам не могу принимать решения за правительство, это будет предметом некоторого обмена мнениями», - подчеркнул глава кабинета, ранее дававший понять, что лично он не видит оснований для того, чтобы чешское правительство изменило позицию по признанию Косово. [1]
О своем намерении обсудить с высшими должностными лицами республики возможность того, чтобы Чехия перестала признавать Косово независимым государством, Милош Земан заявил в ходе недавнего визита в Сербию. [2]
Тот факт, что проблеме признания Чехией независимости Косово, состоявшегося более 10 лет назад – в мае 2008 года – будут посвящены сразу два обсуждения в самых представительных внутричешских форматах, свидетельствует о важности и актуальности указанного вопроса именно на современной чешской политической сцене. В свое время премьер-министр Чехии Мирек Тополанек подчеркивал, что признание косовской независимости поможет достигнуть стабильности в регионе в долгосрочной перспективе и будет способствовать развитию демократических процессов в Косово. [3]
Однако за прошедшее время в Европе произошли существенные изменения, которые и подвигли нынешние чешские власти вернуться к обсуждению вышеуказанного вопроса. Согласно имеющейся информации, вопрос о Косово и для президента, и для правительства Чехии остается одним из факторов опасного для судеб государства внутриполитического раскола. Последние как минимум полтора десятилетия национальный кабинет министров традиционно занимал по ключевым внешнеполитическим вопросам откровенно прозападные, пронатовские и проамериканские позиции, в то время как глава государства придерживался более взвешенного курса. Тот же Милош Земан неоднократно удостаивался в этой связи обвинений в пророссийской ориентации в том, что касается присоединения Крыма или отношения к балканским проблемам.
Пока в Евросоюзе в целом сохранялось единство, а евроатлантическая солидарность никем в Европе или в США не ставилась под сомнение, внутриполитические дебаты в Чехии носили скорее схоластический характер, - тем более что реальные полномочия президента в стране значительно ограничены в сравнении с функциями премьер-министра. Однако приход к власти в Белом доме Дональда Трампа и последовавшее вслед за этим ухудшение отношений Вашингтона и Брюсселя, намерение Великобритании (ключевой европейской союзницы государств Центральной и Восточной Европы) выйти из состава Евросоюза, а также нарастание противоречий между Западом и Востоком Европы заставляют Чехию и ее соседей по региону по-новому выстраивать систему национально-государственных приоритетов в сфере внешней политики, и в том числе пытаться преодолеть внутренние расколы и проводить курс, в большей степени отвечающий национально-историческим традициям. С этой точки зрения дискуссия относительно судьбы инициированного США и руководством ЕС и НАТО «косовского проекта» объективно выступает в качестве важного элемента подобной повестки.
Как справедливо напоминает в этой связи сербское издание Blic, «Косово, интеграция в НАТО, географическое положение, шаткий мир… Сербия является средоточием всех этих проблем. Отчасти - в ЕС, отчасти - перед его дверьми. Сербия окружена странами НАТО, но не совсем…» «Современный мир многополярен. То есть существует множество значимых сил со своими интересами (США, Китай, Россия, Индия, ЕС, Иран и другие). В подобном мире Сербии балансировать труднее, так как сила и влияние рассредоточены по всему миру, а не сконцентрированы вокруг Европейского союза или НАТО», - подтверждает сербский политолог, директор неправительственной организации «Новый третий путь» Дмитрий Милич. [4]
Однако у проблемы статуса Косово имеется и существенная общемировая составляющая. В последние два-три года наметилась тенденция сокращения числа государств, ранее признавших самопровозглашенную косовскую независимость. В их числе ряд государств Центральной и Южной Америки, а также Африки, которые традиционно ориентируются в своей внешней политике на глобальный геополитический расклад, - в том числе Коморские острова, Доминика, Суринам, Либерия, Сан-Томе и Принсипи, Гвинея-Бисау, Бурунди, Папуа - Новая Гвинея, Лесото, Гренада. [5]
Намерение руководства Чехии вновь вернуться к обсуждению вопроса о статусе Косово находится в русле данной глобальной тенденции переосмысления многих проблем, которые ранее казались априори решенными. И есть серьезные основания предполагать, что одними Балканами изменения в политических приоритетах Чехии и Европы в целом не ограничатся.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[2] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d806bfd9a79471c565c8288
[3] URL: https://www.rbc.ru/politics/21/05/2008/5703cc9d9a79470eaf76ab64
[5] URL: https://interaffairs.ru/news/show/23821
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs