ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Зеленский берет на вооружение «формулу Штайнмайера»

11:53 13.09.2019 • Денис Батурин, политолог

После обмена пленными, активизации работы контактной группы и стимулировавших эти процессы телефонных разговоров президентов России и Украины есть признаки активизации Минского процесса. Со ссылкой на информированный источник в Государственной Думе РФ в СМИ появилась информация о том, что до конца октября текущего года может состояться саммит «нормандской четверки».

Динамика событий в отношении урегулирования ситуации на юго-востоке Украины такова, что проведение саммита в ближайшее время имеет высокую степень вероятности.

Об этом говорят и слова Владимира Зеленского после встречи с Президентом Финляндской Республики Саули Ниинисте 12 сентября. Он заявил о стремлении Украины к высокой динамике в рамках минского процесса, и, что самое главное, о возможном качественном прорыве в установлении мира на Донбассе: «Мы настаиваем, чтобы эта встреча [глав государств «Нормандской четвёрки - Д.Б.] состоялась именно в сентябре. (...) Формула Штайнмайера и все пункты Минских договоренностей будут рассматриваться, и решение будет приниматься лидерами четырех стран. Как я уже сказал, мы должны обсудить все пункты Минских договоренностей».[i]

Активность в отношении Минских соглашений и нормандской четверки проявляет президент Франции Эммануэль Макрон, который явно стремится на пьедестал европейского лидера на фоне уходящей с поста канцлера ФРГ Ангелы Меркель. В конце августа на саммите G7 в Биаррице, Макрон заявил не только о «деградации капитализма», но также анонсировал на сентябрь встречу в "нормандском" формате на уровне глав государств и правительств.[ii]

Самым значимым подтверждением подготовки к саммиту стали заявления президентов России и Украины по итогам их последнего телефонного разговора, который состоялся 7 сентября, после обмена удерживаемыми лицами. Обе стороны упомянули подготовку к саммиту «нормандской четверки»:

- «В ходе обмена мнениями относительно перспектив организации саммита «нормандской четверки» Президентом России отмечена необходимость продолжения всесторонней подготовительной работы с тем, чтобы очередная встреча в этом формате была результативной и реально способствовала выполнению имеющихся договоренностей на высшем уровне, прежде всего минского «комплекса мер»».[iii] 

- «...президенты двух стран договорились в ближайшее время обсудить дату проведения встречи в Нормандском формате. Кроме того, речь шла о дальнейших шагах в рамках Минского процесса для урегулирования конфликта на Донбассе».[iv]

8 сентября состоялся телефонный разговор президентов России и Франции, который также касался «нормандского формата»: «В ходе обсуждения перспектив разрешения внутриукраинского конфликта акцентирована безальтернативность минского «Комплекса мер» как основы урегулирования. Подтвержден взаимный настрой на продолжение конструктивной совместной работы в рамках «нормандского формата».

Президент России отметил целесообразность тщательной подготовки повестки дня очередного саммита «нормандской четверки», а также проработки тех решений, которые могут быть одобрены лидерами по итогам такой встречи.

В данном контексте обращено внимание на необходимость выполнения Киевом договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч на высшем уровне в Париже и Берлине в 2015-м и 2016 годах, включая разведение сил и средств на согласованных участках линии соприкосновения и закрепление в письменном виде «формулы Штайнмайера».[v]

Самым важным в последнем заявлении президента Украины является упоминание «формулы Штайнмайера», и это при том, что при прежнем украинском президенте упоминание формулы приравнивалось к государственной измене. А сейчас, судя по наблюдаемой синхронности упоминания формулы Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским, речь идёт о согласованной позиции. 

О «формуле Штайнмайера» президентом России заявлено не просто как о каком-то желаемом ориентире, а о том, что эта формула должна стать одной из документальных основ урегулирования ситуации на юго-востоке Украины. Напомним содержание формулы[vi]:

• Украина принимает отдельный закон о местных выборах на территории ЛНР/ДНР и они проводятся с участием мониторинговой миссии;

• ОБСЕ признает их демократическими;

• Верховная рада вносит изменения в конституцию об особом статусе Луганской и Донецкой областей. Им предоставляют расширенные права: оставить за собой полицию, прокуроров и так далее, но в украинском правовом поле;

• Принимается закон об амнистии;

• После этого Россия передает контроль за российско-украинской границей.

Президент России выдвигает максимальные требования - документальное закрепление и реализация «формулы Штайнмайера». Для Киева принятие этой формулы по сути перечеркивает всю предыдущую политику по отношению к Донбассу и является решением очень непростым. Далеко не всех устраивает такой подход и на Западе, там затевали переворот на Украине в 2014 году не для того, чтобы теперь признать свою несостоятельность в этом вопросе. Поэтому Владимир Путин и выдвигает максимальные требования, в рамках выполнения которых документальное закрепление «формулы Штайнмайера» стало бы серьёзным заделом на будущее.

В чем причины активности президента Зеленского на минском направлении и его готовности к серьёзным политическим рискам в случае реализации «формулы Штайнмайера»? Основная установка Зеленского на данном этапе – демонстративное «очищение» от политики Порошенко.

Порошенко шёл по проторённой прозападной и националистической колее украинской политики, которая существовала и развивалась несмотря на все революции и майданы. Ее сопутствующими характеристиками были коррупция, как бонус за завоевание власти, реализация интересов олигархов в сфере экономики, и, как неизбежное следствие, популизм в сфере политики на фоне антироссийской риторики. В этом образе Украина стала токсичным государством даже для своих партнеров. И все это на фоне вмешательства в выборы президента США (игра на стороне Клинтон), противоречий с Польшей по поводу некоторых страниц истории периода Второй Мировой войны и глухого раздражения в результате репутационных потерь руководства Франции и Германии из-за невыполнения Киевом Минских соглашений, гарантом выполнения которых они выступили. Отношения с Россией при Порошенко на всех фронтах строились на принципе «страна-агрессор», закреплённом в законе.

Зеленский отличается от Порошенко в своих намерениях: это и стремление к миру, а не милитаризм, и политические реформы, и выполнение предвыборных обещаний (закон об импичменте, снятие депутатской неприкосновенности и др.), и готовность идти на переговоры с Россией. 

Но у Зеленского есть известные ограничения внутри страны и за ее пределами. И он их наверняка осознает: сильна инерция взращённого на деньгах олигархов и в пекле АТО национализма, а также - выпестованная за прошедшее время однозначность вектора на евроинтеграцию во внешней политике. Он вынужден действовать, не переходя эти «красные линии». По крайней мере – в ближайшем будущем.

Но время играет на его стороне. Как в отношении последовательности принимаемых решений по выполнению предвыборных обещаний, что вызывает одобрение украинских граждан, так и в отношении ещё вчера казавшейся бесперспективной в своём разрешении проблемы конфликта на юго-востоке Украины. Любое улучшение отношений с Россией, факты прекращения военных действий на юго-востоке страны или наведение порядка в стране будут восприниматься многими положительно как на Украине, так и на уставшем от этой проблемы европейском Западе.

Ещё недавно казалось, что «формула Штайнмайера» - может быть только ориентиром на будущее, но едва ли будет реализована в ближайшее время, так как инерция и сила сопротивления на Западе в сочетании с антироссийски настроенными политиками внутри Украины не оставляли этому шанса. Однако сейчас президент Украины сам заявил о формуле, как составляющей минского процесса. И это явное изменение позиции Киева по этому вопросу. Но силы противодействия минскому процессу никуда не делись, и они будут действовать как внутри Украины, так и вовне. И все таки ситуация изменилась – налицо и усилия президента Макрона, и нынешние заявления президента Зеленского. Будем надеяться, что дорогу осилит идущий…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати