ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Формула власти Зеленского

11:27 07.09.2019 • Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым

Президент, которого не ждали, успешно для своей политической силы переформатировал парламент и благодаря парламентскому большинству назначил новое правительство. Теперь быстро штампуются законы, которые касаются выполнения предвыборных обещаний президента Украины Владимира Зеленского.

Все это технология власти, но только публичного уровня. Решающее влияние на ситуацию в Украине и ее внешнюю политику будут оказывать непубличные процессы взаимодействия групп влияния во власти. Именно ход этих процессов покажет, Зеленский ли сосредоточил в своих руках беспрецедентный властный ресурс в виде большинства в парламенте, правительства, областных и районных администраций, силовых структур (пока под вопросом его позиции в армии и МВД). Так, проект изменений в Конституцию - №1014 - усиливает полномочия президента, позволяя ему единолично назначать глав Национального антикоррупционного бюро и Госбюро расследований, а также преобразовывать эти ведомства. 

Сформировавшая в Верховной Раде большинство фракция «Слуга народа» представляет из себя «акционерное общество». По мнению украинских экспертов основными акционерами являются глава МВД Арсен Аваков и олигарх Игорь Коломойский. Кроме того, их совместным проектом является депутатская группа «За будущее», состоящая из внефракционных депутатов. Как будут использовать депутатскую группу, можно судить по голосованиям по президентским проектам, поданным в парламент в первый день его работы. Так, за направление в Конституционный суд уже упомянутого законопроекта №1014, о единоличных полномочиях президента по назначению глав специальных силовых структур - НАБУ и ГБР - проголосовали 282 депутата, не голосовала контролируемая Аваковым и Коломойским группа «За будущее». То есть возможны сценарии имитации партийной дисциплины во фракции «Слуга народа», но истинное отношение «акционеров» к законопроектам будет показывать реакция депутатской группы. В ходе голосования за упомянутый законопроект проявили себя и другие «акционеры» парламента: не голосовала фракция Святослава Вакарчука «Голос» (условные «акционеры» - Запад, по требованию которого и создавалась система антикоррупционных органов, чья независимость будет под вопросом в случае прямого влияния президента на руководство этих органов). Против голосовали «Оппозиционная платформа» (Виктор Медведчук, Юрий Бойко) и «Европейская солидарность» (Петр Порошенко), по той же самой причине - не хотят усиления влияния Зеленского на силовые структуры. 

«Акционер» Аваков остаётся в новом правительстве. Он имеет влияние на несколько десятков депутатов как упомянутой внефракционной группы, так и в рядах «Слуги народа». Он стал политическим партнером Коломойского, которому нужен дружественный силовой и политический ресурс главы МВД. Зеленскому же не нужны акции националистов в любом формате ни сейчас, пока он формирует власть, ни потом, в ходе правления. Условие Авакову было выдвинутое следующие - убрать националистов с улицы и приструнить их, министр также «не должен препятствовать выходу из своего подчинения Нацгвардии и передачи ее под начало президента. А это не только бывшие внутренние войска, но и находящиеся на Донбассе добровольческие соединения, которые входят в состав НГУ».[i] 

 Отношение силовых ведомств с националистами отдельная история. И МВД и СБУ обзавелись в своё время «штурмовыми отрядами» вооруженных благодаря АТО националистов, что создаёт для выполнения президентских условий трудности: «...реализовать задачу по борьбе с радикалами, мешает тесная смычка силовиков с националистическим активом за последние пять лет. Поэтому сперва нужно провести внутреннюю люстрацию полиции, а уж после - реанимировать дела против наиболее буйных радикалов (...) И вот эта задача для Арсена Авакова, который сам формировал такой кадровый состав полиции, будет потруднее всех остальных. По сути, министру предлагают возглавить "контрреволюцию" в одном из главных постмайданных ведомств». 

«Акционер власти» Коломойский также обладает значимыми ресурсами: группы как внутри «Слуги народа», так и в других депутатских объединениях, контроль СМИ, мощный финансовый ресурс. Эти ресурсы он намерен усиливать на фоне того, что есть уязвимая позиция, которая может ослабить его влияние на президента Зеленского. У Коломойского проблемы в отношениях с США, которые прямо говорили как о «необходимости снижения влияния олигархов на украинскую власть», выражали неудовольствие назначение главы офиса президента адвоката олигарха, а доверенное лицо, адвокат и друг Дональда Трампа Рудольф Джулиани даже отменил в связи с этим фактом визит в Украину. 

Это ослабляет Коломойского по отношению к президенту Зеленскому, который, если проникнется технологиями власти в макиавеллистом смысле, должен рано или поздно использовать эту уязвимость Коломойского в своих интересах, для повышения степени независимости от олигарха. 

Слабость Коломойского будет использоваться не только Зеленским, но и другими тяжеловесами украинской политики Виктором Пинчуком, Сергеем Левочкиным (контролирует телеканал «Интер» и является одной из ключевых фигур «Оппозиционной платформы»), Ринатом Ахметовым, чьё влияние на политику несколько снизилось, после раскола «Оппозиционного блока» и провала на выборах контролируемой им части некогда единой оппозиции. 

Каждая из упомянутых фигур давно строила отношения с Вашингтоном, которые сохраняются, даже несмотря на то, что Вашингтон приносил в жертву, как это было после «оранжевой революции», когда была реализована реприватизация «Криворожстали» и предприятие было отобрано у вступивших на этом проекте в партнёрство Пинчука и Ахметова. После была история отношений Ахметова с Полом Манафортом, которая, впрочем, больше ударила по Трампу, чем по украинскому олигарху. Одним словом, упомянутые персоны имеют опыт лоббирования в вашингтонских кабинетах, публичных претензий, как к Коломойскому им не высказывалось, судьба Дмитрия Фирташа, который пять лет сопротивляется экстрадиции в США в австрийском суде - им не грозит. 

В конструировании новой системы украинской власти Зеленский пользуется забытыми политическими артефактами - основанием для законодательных инициатив является референдум 2000 года. Изменения в Конституцию Украины могут быть внесены исключительно парламентом и результаты референдума 2000 года так и не были имплементированы из-за противодействия депутатского корпуса. На том референдуме граждане Украины поддержали все вынесенные на него вопросы, а именно:

  • «Президент Украины может также досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если Верховная Рада Украины в течение одного месяца не смогла сформировать постоянно действующего парламентского большинства или в случае неутверждения ею на протяжении трех месяцев подготовленного и поданного в установленном порядке Кабинетом министров Украины государственного бюджета»

  • Согласны ли вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины и изъятием в связи с этим части третьей статьи 80 Конституции Украины: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы»

  • Согласны ли вы с уменьшением общего количества народных депутатов Украины с 450 до 300 и связанной с этим заменой в части первой статьи 76 Конституции Украины слов «четыреста пятьдесят» на слово «триста», а также с внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство

  • Поддерживаете ли вы необходимость формирования двухпалатного парламента на Украине, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и способствовала бы их реализации, и внесение соответствующих изменений в Конституцию Украины и избирательное законодательство?».

Ещё в июне, до парламентских выборов представитель президента Украины в Верховной Раде Руслан Стефанчук высказался за введение двухпалатного парламента, ссылаясь на поддержку граждан этой идеи на референдуме 2000 года.[ii] 

На первое заседание нового украинского парламента 31 августа Зеленский внёс законопроект №1017 о введении пропорциональной избирательной системы и сокращении количества депутатов с 450 до 300. Говоря об этих изменениях Зеленский сослался на референдум 2000 года.[iii] 

Под инициативами Зеленского - мощная основа в виде состоявшего референдума. В этом стремится показать истинность утверждения того, что он «слуга народа», так как референдум является формой народовластия. Только один из вопросов - касающийся права президента распускать парламент, если в установленные сроки не будет сформировано большинство, не превратился (пока?) в законодательную инициативу. С одной стороны понятно - президентская партия имеет большинство в парламенте, с другой стороны, если бы большинства не было, такие полномочия президенту бы очень пригодились, но сомнительно, чтобы их поддержал парламент без президентского большинства. К тому же, как говорил сам Зеленский - «возможно все», а значит возможно и то, что он останется на должности президента дольше, чем будет существовать нынешний парламент. Возможны и новые выборы, в результате которых партийная структура парламента может измениться не в интересах действующего президента. 

Все указанные законопроекты были проголосованы для подачи в Конституционный суд, так как касаются внесения изменений в Конституцию. После положительного решения Конституционного суда, парламент должен голосовать за внесение изменений в основной закон, для нужно конституционное большинство - голоса 300 депутатов. То есть, гарантии того, что все решения законопроекты, требующие внесения в конституцию, будут приняты - нет.

Отмена депутатской неприкосновенности - важная составляющая формулы власти Зеленского. В составе фракции «Слуга народа» есть представители ряда олигархов и влиятельных персон, что создаёт несколько центров влияния. Для Зеленского - это вопрос управляемости фракции и по мнению украинского эксперта Сергея Слободчука одной неприкосновенностью дело не обойдется: «У новой власти есть интерес «с двойным дном» по части неприкосновенности: играя на публику они хотят показать, что выполняют свои лозунги. Если говорить о закулисной задаче, то отмена неприкосновенности – это составная «мышеловки» для этой ВР, чтобы сделать парламент полностью управляемым. Еще один элемент – это, например, закон о незаконном обогащении. Давайте вспомним, что Зеленский обещал во время выборов, что новая власть примет закон о незаконном обогащении. И вот есть закон о депутатской неприкосновенности, есть закон о незаконном обогащении, которые практически делают любого человека, заполнившего декларацию, преступником, которого можно брать прямо сейчас, апеллируя к тому, что он подал неверные данные о себе. Кто там будет разбираться, что на самом деле это оппозиционный депутат, что таким образом просто борются с оппозицией и т. д.».[iv] 

У Зеленского два явных варианта создания формулы власти - повышение собственного политического веса, или слуга, но не народа, а олигарха, или олигархов. Но даже в случае нежелания или неспособности Зеленского отдаляться от Коломойского, политическая игра заставит его взаимодействовать с другими влиятельными персонами, и обеспечивать баланс интересов.

Задач у Зеленского много: контроль парламента, силовых структур, правительства, легитимация решений через формы народовластия - референдум, сохранение народной любви благодаря нестандартному для украинской политической традиции пиару, на основе мирового антиэлитного тренда, стремительность в принятии решений. Власть в его руках сосредоточена серьезная, в пору согласно украинской традиции, обвинить его в «узурпации власти», но это пока не происходит. Важной составляющей формулы Зеленского будут усилия на международном фронте, которые, при соответствующем намерении, позволят ему стать более самостоятельной фигурой во внутренней политике, но могут принести стране экономические проблемы (сотрудничество с МВФ), или позволят оставить след в истории - если будут реализованы предвыборные обещания по установлению мира на юго-востоке Украины и выполнены Минские соглашения.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Версия для печати