Руководство Европейского союза усиливает давление на Сербию с тем, что заставить ее двигаться исключительно в русле евроинтеграции, фактически отказавшись от развития отношений с Россией и интеграционными проектами на евразийском пространстве. В настоящее время в эпицентре этих усилий оказалось намерение Белграда подписать соглашение о создании зоны свободной торговли со странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
О предстоящем 25 октября подписании соглашения новый посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко заявил по итогам своей встречи с сербским президентом Александаром Вучичем. По его словам, «для Белграда реализация документа ознаменует собой совершенно новый этап присутствия на пространстве Евразии, выход на рынок, емкость которого составляет свыше 182 миллионов потребителей, а совокупный ВВП - более 1,9 триллиона долларов США». «В перспективе Сербия может стать одним из звеньев пространства между ЕС и ЕАЭС», - подчеркнул он. [1]
Неудивительно, что заявление российского дипломата изрядно переполошило Евросоюз. Собравшиеся на днях в Хельсинки министры иностранных дел стран-членов ЕС призвали Сербию отказаться от подписания соглашения о свободной торговле с ЕАЭС, объявив, что оно противоречит планам Белграда по вступлению в ЕС. «Вы не можете одновременно двигаться по нескольким направлениям. Если ваша ориентация на Европу серьезна, тогда принимайте решения, которые вас приближают к ней. Чего не скажешь об этом решении», - так прокомментировал намерение Сербии укреплять взаимодействие с ЕАЭС глава внешнеполитического ведомства Словакии Мирослав Лайчак.
Одновременно в канцелярии Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини напомнили, что, хотя в настоящее время Сербия может заключать соглашения с любыми странами, в ходе переговоров о вступлении в Евросоюз она «обязалась на момент вступления выйти из всех договоров о свободной торговле». [2]
Руководство Сербии оперативно отреагировало на заявление глав внешнеполитических ведомств стран-членов Евросоюза, со своей стороны прозрачно обвинив Брюссель в затягивании переговоров по сербской заявке. «Когда придет момент вступления Сербии в Евросоюз, мы должны будем уважать все его решения и не сможем иметь соглашения о свободной торговле с другими странами. Но это будет в момент вступления, а до него не рукой подать», - подчеркнул в этой связи сербский министр иностранных дел Ивица Дачич.
Как известно, обнародованная в 2018 году новая стратегия расширения ЕС предусматривает что Сербия сможет вступить в его ряды не раньше 2025 года (на этот же срок Брюссель ориентирует и Черногорию). Правда, в распоряжении руководства ЕС имеется дополнительный рычаг воздействия на Сербию – переговоры по так называемой «31-й главе» переговорной программы, предусматривающей согласование сторонами внешней и оборонной политики. Теоретически она может быть задействована для того, чтобы заставить Сербию не только отказаться от подписания соглашений с ЕАЭС, но и присоединиться к антироссийским санкциям. Однако в Брюсселе должны понимать, что подобные действия способны иметь обратный эффект и усилить в сербском обществе евроскептические настроения и стремление переориентировать национальную внешнюю политику с Запада на Восток, – в том числе в направлении России.
«Небольшая Сербия находится на геополитическом перекрестке. Несмотря на все то зло, которое нам причинили западные центры власти, мы, по понятным причинам, стремимся выстроить с ними возможно хорошие отношения. Мы находимся в той зоне, где их военно-политическое и экономическое влияние преобладает. Они способны создать нам массу проблем и в будущем, то есть от их позиции в значительной мере зависят наши экономические перспективы. Тем не менее все это не означает, что мы можем допустить, чтобы в нас видели беспомощную добычу», - весьма справедливо отмечает в этой связи белградское издание «Печат»: «Мы не должны оставлять попыток расширить собственные геополитические и экономические перспективы на других меридианах. Напротив. Мы должны работать над этим еще интенсивнее. Нам не нужны конфликты с Западом, но при этом мы не можем приносить в жертву свои жизненно важные интересы, которым вот уже несколько десятилетий угрожают именно западные силы. И нет никаких гарантий, что они прекратят этим заниматься».
«Вместо того, чтобы, опираясь на другие меридианы, использовать любую возможность набираться сил, а также укреплять свои непосредственные позиции в отношениях с Западом (ведь только так нас будут воспринимать всерьез и с большим уважением), мы зачастую, как загипнотизированные, вглядываемся в Запад, наивно ожидая, что однажды он нас «помилует» и чем-нибудь вознаградит. Так из-за иллюзий мы нередко упускаем из виду самые разные выгодные возможности, которые помогли бы нам укрепить собственную позицию в других регионах. Пришло время отнестись к этому более внимательно», - делает вывод сербское издание и напоминает: «В последние год-два в Сербии много говорилось о сотрудничестве с ЕАЭС, то есть зоной экономической и иной интеграции России и ее союзников с постсоветского пространства. Сегодня эта зона по тем или иным причинам также притягивает все больше стран, которые находятся за пределами бывшего СССР. После нескольких лет интенсивных переговоров наша страна пришла к соглашению с ЕАЭС, которое позволит нашей стране беспрепятственно реализовывать 99,5 процентов производимых ею товаров на рынке со 180 миллионами потребителей (в ближайшее время этот рынок, судя по всему, будет стремительно расширяться)». [3]
Следует также учитывать тот факт, что уже в ближайшие недели Европейский союз намерен провести в Париже саммит, посвященный еще одному болезненному для Брюсселя и Белграда вопросу, – косовскому. Предполагается, что президент Сербии Александар Вучич и лидер Косово Хашим Тачи в присутствии президента Франции Эммануэля Макрона и федерального канцлера Германии Ангелы Меркель подпишут соглашение о нормализации отношений. А учитывая, мягко говоря, неоднозначное отношение к этому документу сербских политиков и общественного мнения, можно ожидать, что в орбиту геополитического торга будут вовлечены и другие аспекты сербской внешней политики.
Вплоть до последнего времени президенту Вучичу в целом удавалось сохранять многовекторность системы национальных приоритетов. Однако данный подход, согласно имеющейся информации, вызывает растущее раздражение как в руководстве ЕС, так и особенно в Вашингтоне, где полны решимости заставить Белград заключить сделку в американских интересах – военно-политических, энергетических и финансовых. Помимо Косово и ЕАЭС, от Сербии потребуют отказаться от сотрудничества с Россией в энергетической сфере – в том числе от участия в проекте сооружения газопровода «Турецкий поток».
Как подтвердил недавно заместитель председателя правления ПАО «Газпром», начальник его департамента 623 Олег Аксютин, российская часть трубопровода уже «готова на 99%. Сейчас идут заключительные пусконаладочные работы». Одновременно, по его словам, заинтересованные европейские страны расширяют собственные газотранспортные системы для поставок газа по системе этого газопровода. «Соответствующие работы в Сербии идут полным ходом. Болгары провели тендер, сейчас уже окончательно определяются, кто будет исполнителем работ в рамках реконструкции системы. Ну и Венгрия тоже подключилась к этому вопросу», - отметил Олег Аксютин. [4]
Понятно, что подобное развитие ситуации вызывает раздражение в Брюсселе и Вашингтоне. И, вероятно, сербскому руководству уже в ближайшее время предстоит более четко определяться со своими подлинными и мнимыми союзниками.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://twitter.com/ABocanHarcenko/status/1163845348386902016
[2] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4079625
[3] URL: http://www.pecat.co.rs/2019/08/zanemareni-istocni-forum/
[4] URL: https://www.vestifinance.ru/articles/122616
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs