Знакомое с детства предупреждение Корнея Ивановича Чуковского – «Не ходите, дети, в Африку гулять!» – ныне, в XXI веке воспринимается, как давняя сказка. Крокодилы там уже давно никого не пугают, а «бармалеев» развелось на Ближнем Востоке столько, что тот «страшный» герой детских стихов выглядит сегодня, как «злой, но забавный дядюшка» на фоне того, что творят бандиты-исламисты в Сирии или в Нигерии.
Большая беда африканского колониализма сменилась на короткую Эпоху радости от обретения независимости африканских стран и народов в 60-х годах ХХ века. А теперь новые опасности бросают вызов тем, кто желает вывести Африку на новый уровень социально-экономического развития.
Мы уже здесь писали как «Африка создала Зону свободной торговли», и это – просто революционный прорыв, цель которого – вывести Общий рынок стран самого богатого природными ресурсами, но самого бедного по уровню жизни людей континента на позиции лидера мирового развития XXI века. Помнится, лет 20 назад бывший в ту пору президентом Сенегала Абдулай Вад предложил на саммите Африканского Союза «План Омега», как вариант преодоления вековой отсталости африканских народов.
Теперь, как представляется, у объединенной Африки появился шанс реализовать-таки те наработки, что содержатся и в «Плане Омега», и в ряде других программ континентального развития. Благо, прямое постколониальное давление сейчас слабнет в связи с тем, что бывшие метрополии – Франция, Великобритания – заняты своими внутренними делами. Когда над тобой нависает Brexit, когда по Парижу носятся, поджигая город, толпы «желтых жилетов», истеблишменту явно не до судеб их бывших колоний, где, кстати, местные элиты уже привыкли к периодическим подачкам от «старших товарищей».
Поэтому, африканцы и предприняли – сначала революционный прорыв в форме создания «Зоны свободной торговли», а теперь, замахнувшись на штурм подобной высоты, задумались над словами классика: «Каждая революция чего-то стоит, если может себя защитить!» И в этом непростом деле им решили помочь китайские товарищи. В Пекине прошел «Китайско-африканский форум по вопросам мира и безопасности», организованный министерством обороны КНР.
Здесь надо отметить, что население Африки примерно 1,2 миллиарда человек, что на 200 миллионов меньше, чем официально в Китае, но ВВП всего континента в 2 триллионов долларов США составляет лишь седьмую часть от ВВП КНР в 14 триллионов. При этом из 54 стран Африки около 40 подписали документы о сотрудничестве в рамках китайского проекта «Один пояс – один путь», через который Пекин начал продвигать свои торгово-экономические программы по всей Евразии и в Африке.
Как информирует агентство «Синьхуа», в афро-китайском Форуме, прошедшем под девизом «Сотрудничество, взаимопомощь и поддержка», приняли участие офицеры и генералы вооруженных сил Китая, а также около 100 представителей из 50 африканских стран (то есть – почти все!), включая 15 министров обороны и начальников генеральных штабов, а также представители Африканского союза. Обсудили такие темы, как «китайско-африканские отношения», «китайско-африканское сотрудничество в области мира и безопасности», «ситуация с безопасностью на море в регионе». Гости познакомились с боевой подготовкой сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил Народно-освободительной Армии Китая (НОАК).
Китайские организаторы этой впечатляющей встречи – когда и где бывали подобные мероприятия? – отмечали, что «форум призван реализовать важный консенсус, достигнутый председателем КНР Си Цзиньпином и главами африканских стран, укреплять двустороннее сотрудничество в области безопасности и вывести его на новый уровень».
Инвестиционный портфель Пекина в Африке велик. Как отмечает известный американский исследовательский центр «Atlantic Council», за период с 2000 по 2014 годы Пекин предоставил африканским правительствам и государственным компаниям займов на общую сумму 86 млрд долл. В последнее время КНР выделила новые кредиты на примерно 60 млрд долл. и поддерживает свыше 2500 проектов практически во всех странах Африки. Американцы указывают: «сеть китайских инвестиций опутывает практически весь континент», а 75% общей суммы вложений сосредоточены в десяти странах – Нигерия, Алжир, ЮАР, Эфиопия, Демократическая республика Конго, Чад, Ангола, Нигер, Сьерра-Леоне и Камерун. Причем, примерно половина этих денег инвестирована в энергетическую и горнодобывающую промышленность.
Заметим, что именно Камерун, которому Китай недавно списал большую задолженность, сегодня стал ареной провокаций исламистов, за спиной которых явно прослеживается иностранный след – об этом мы писали в материале «Кто и зачем “раскачивает” Камерун?». Прямо или косвенно это бьет по китайским интересам.
Вот так выглядит структура китайско-африканского сотрудничества:
Да, Китай, вложивший с начала 2000-х годов в сотрудничество со странами Африки десятки, если не сотни, миллиардов долларов и отправляющий на реализацию там совместных проектов тысячи своих граждан, уже понимает, что эти проекты следовало бы защищать не только в финансовом и экономическом плане, но и, где надо, применять силу. Пока – используя силовые возможности местных правительств. Но, судя по тенденции развития ситуации, вопросы создания китайских военных баз на территории Африки – это завтрашний день.
Первая ласточка уже прилетела – в 2017 году Китай официально открыл свою военно-морскую военную базу в Джибути. Там уже расквартирована пара тысяч бойцов НОАК, но база может принять и 10-ти тысячный контингент. Военные эксперты полагают, что этот опорный пункт «в первую очередь позволит китайским ВМС нарастить свое присутствие в Индийском океане». Недавно появилась информация о том, что Китай расширяет здесь портовую инфраструктуру.
Впрочем, кое-кто из «доброжелателей» полагает, что база эта также «станет местом экстренной эвакуации китайских граждан из Африки». Хотя возможность вывоза граждан КНР с гигантских просторов материка через Джибути представляется, по меньшей мере, малореальной. Выглядят такие предположения, как будто западные «партнеры» уже пророчат китайцам «бегство из Африки», вспоминая свою собственную историю, когда они уносили отсюда ноги в «Год Африки» 1960-й. Ну, что ж, как у нас говорят, «по себе о людях судят».
А китайцы-то начали продвигать в Африку свою военную инфраструктуру. Недаром же министр обороны Кот-д'Ивуара Хамед Бакайоко (Hamed Bakayoko), выступая в Пекине с речью от имени африканских представителей, выразил надежду на то, что «Форум позволит укрепить двустороннее сотрудничество в области мира и безопасности с тем, чтобы обе стороны совместно поддерживали мирную обстановку в Африке». А с китайской стороны прозвучали слова высокопоставленного представителя министерства обороны: «Сталкиваясь с новыми проблемными ситуациями, все чаще стремления и интересы Китая и Африки в области мира и безопасности совпадают». Прозрачнее и не намекнешь…
Возможно, африканские исламисты скоро встретятся с китайским спецназом?
Китай видит в укреплении безопасности в Африке и ещё одну цель – гарантию реализации его глобального проекта «Один пояс – один путь», который стал самым важным направлением внешнеэкономической политики председателя КНР Си Цзиньпина. Прорыв китайских компаний и продвижение китайских товаров на новые рынки – это стратегия на десятилетия. КНР предлагает свой вариант экспансии, но не военно-политической, как это принято на Западе, а торгово-экономической, где «мягкость методов не отменяет твердость поступков».
Неслучайно же авторы интернет-ресурса «ChiAfrica» («Китай – Африка») прямо указывают: «Военное сотрудничество КНР с Африкой рассматривается, как важный шаг по обеспечению безопасности глобального китайского проекта «Один пояс — один путь», который подразумевает китайские инвестиции в инфраструктуру большого числа стран.
Сегодня китайские компании за рубежом тратят 10 млрд долларов в год только на одну безопасность. Выбор не очень богат: безопасность могут обеспечивать либо миротворцы ООН, либо размещенные в разных странах контингенты китайской армии, либо китайские и прочие лояльные Китаю частные военные компании, либо вооруженные силы тех стран, где работают китайцы и где есть экономические интересы Китая».
Какой вариант изберет руководство КНР – посмотрим…
Под форум в Пекине появились и напоминания о том, как «ходят слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану». Агентство «Синьхуа» в свое время открыло возможные адреса будущих баз ВМС КНР: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), Дакка (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания). Заметим здесь, что минимум семь из названных адресов – это африканское побережье.
Есть основания полагать, что китайцы выучили «ливийский урок», когда в 2011 году им пришлось срочно эвакуировать из Ливии десятки тысяч своих рабочих и инженеров в условиях НАТОвских бомбежек Джамахирии. Правда, янки и Ко открыли для китайцев «коридор», и расправа над Каддафи произошла уже после того, как граждане КНР покинули ливийскую территорию.
В ходе работы Форума по безопасности в Пекине было не так уж и много информации о происходящем в его кулуарах. СМИ сообщали, что Китай намерен и будет оказывать Африке «всестороннюю помощь в вопросах безопасности», что Пекин «хотел бы видеть от африканских стран гарантии безопасности китайских проектов». Обсуждались и возможности «временного или постоянного размещения китайских военнослужащих» в конкретной стране, «если Китай решит, что того требуют геополитические обстоятельства». Это уже – серьезная заявка.
Представители КНР работали и по теме продвижения китайского оружия на африканские рынки – сегодня у Китая есть перспективы продавать его в почти 40 стран Африки на основании заключенных соглашений. Пресса отмечала: с 2008 по 2017 годы Китай экспортировал в Африку оружия на 3 млрд долларов. Лондонский Международный институт стратегических исследований опубликовал не так давно доклад, в котором сообщал, что 70% африканских стран закупают китайское оружие. Удивляться не стоит – в Африке приобретали по дешевке и стрелковое оружие с Украины…
Со своей стороны, африканские военные хотели бы видеть от китайцев не только больше оружия, но и больше «адресных инвестиций». В Африке такое – нормально. Тем более, что руководство КНР уже… «намекнуло». В сентябре 2018 года председатель КНР Си Цзиньпин на открытии саммита «Китай-Африка» объявил, что Китай намерен «оказывать Африканскому союзу безвозмездную военную помощь».
В тот день китайский лидер также сказал, что его страна будет укреплять сотрудничество с африканским континентом в сфере борьбы с терроризмом, пиратством и другими вызовами: «Китай принял решение учредить Китайско-африканский фонд сотрудничества по вопросам мира и безопасности, поддерживать развитие сотрудничества Африки и КНР в области безопасности и миротворческой деятельности». НОАК в качестве «миротворцев»?
Си Цзиньпин назвал регионы Африки, куда будет нацелен «интерес Китая по борьбе с морским пиратством и терроризмом» – Сахель, Аденский залив, Гвинейский залив. Тогда же было объявлено, что Китай намерен поддерживать «Китайско-африканский форум мира и безопасности» в качестве площадки, «в рамках которой можно будет укреплять обмены и усиливать взаимодействие в этой сфере».
Вот этот Форум в июле 2019 года и состоялся. По его окончании прошла встреча африканских гостей с министром обороны КНР Вэй Фэнхэ, который заявил о том, что Китай и страны Африки «должны надлежащим образом реализовывать важные договоренности, заключенные между их лидерами», и «вносить вклад в развитие китайско-африканских всеобъемлющих отношений стратегического сотрудничества и партнерства». Сказано слово «стратегия», и это – важно.
На фоне этой беспрецедентной конференции в Пекине, явно имеющей военно-стратегическую компоненту, появились и сообщения о том, что «Россия и Китай проведут переговоры о заключении соглашения по военному сотрудничеству».
Вот так складывается сегодня новая военно-политическая реальность в Евразии и вокруг неё. Уже и Африку позвали в партнеры…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs