ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Военные приготовления Китая глазами Петагона

11:12 13.05.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

На фоне экономического давления США на Китай Вашингтон нагнетает военное противостояние. "Китайские лидеры используют растущий экономический, дипломатический и военный вес для установления регионального превосходства и расширения международного влияния страны", - говорится в 136-страничном докладе Пентагона об оборонном потенциале КНР, подготовленном для Конгресса США.[1] Жанр таких документов хорошо известен, - в конечном счете, они призваны убеждать Конгресс в необходимости увеличения ассигнований на военные нужды.

Но необходимости обоснованности суждений в таких документах при этом никто не отменял. Как с этим обстоит дело с нынешним докладом? По его прочтении возникает впечатление, что текст изобилует броскими выводами и прогнозами, далеко не всегда подкрепленными фактическими доказательствами.

Вот, например, американское оборонное ведомство ожидает рост численности китайских военных баз за пределами территории КНР. По мнению американских экспертов, усиление китайского военного присутствия за рубежом обусловлено необходимостью обеспечения безопасности своих экономических начинаний, таких как Инициатива Пояса и Пути (ИПП).

Однако, при этом в настоящее время у Китая есть только одна военная база, расположенная за пределами китайской территории, - в Джибути (которую сама китайская сторона называет не базой, а пунктом материально-технического снабжения). И есть еще прогнозы относительно создания китайской военной базы в Пакистане. И, собственно, все.

Помимо этого экспертов Пентагона беспокоит китайское стратегическое планирование, которое, как они считают, связанно с укреплением военно-технического потенциала. В частности, речь идет о стратегии «Сделано в Китае-2025», которая призвана обеспечить независимость страны в развитии ключевых высокотехнологичных отраслей промышленности. Вышеупомянутая стратегия, упоминаемая вместе с ИПП, по мнению авторов доклада, «порождает опасения относительно истинных намерений Китая». Но и здесь, как говорится, хотелось бы поподробнее.

Хотя выглядит документ солидно, много цифр, таблиц и графиков. Например, на с. 95 приводится пересчитанная в американских долларах сводная таблица официальных оборонных расходов Китая и других стран в 2018 г. В частности, китайский военный бюджет прошлого года оценивается в 170,4 млрд. долл. (российский – в 43,8 млрд. долл.).

В представленном Конгрессу докладе его авторы анонсировали две новые «специальные темы». Первая из них – «Операции влияния». Американские военные эксперты обвиняют Пекин в проведении операций по оказанию влияния на СМИ, представителей бизнеса, академических и политических кругов в Соединенных Штатах и других стран «с целью создания благоприятной среды для достижения Китаем своих стратегических целей в области безопасности». Чем такое «влияние» отличается от обычных инструментов проецирования «мягкой силы», которое активно практикуют прежде всего сами США, и почему его надо ставить в военно-стратегический контекст, в докладе опять же не объясняется.

Вторая специальная тема – «Китай в Арктике». Ей посвящена всего одна страница доклада, с выводом том, что расширение китайской активности может привести к усилению военного присутствия Пекина в арктическом регионе. Мотивировка (в одну фразу на с. 114) такая: «Гражданские научно-исследовательские работы Китая в Арктике могут привести к усилению в регионе китайского военного присутствия, что в свою очередь, может означать, что китайские вооруженные силы могут развернуть силы своего подводного флота в Арктике как средства сдерживания ядерного нападения».

Вот такая «доказательная база». Но это не помешало Госсекретарю США М. Помпео сослаться на нее как доказательство «угрозы со стороны Китая и России» в своей речи на министерской встрече Арктического совета в Финляндии.

Общее впечатление от чтения доклада Пентагона – все прогнозы сопровождаются условными оборотами и оговорками типа ‘probably’. Но, как показывает совсем недавняя история, от ‘probably’до ‘highly likely’ – порой всего один шаг…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2019. URL: https://media.defense.gov/2019/May/02/2002127082/-1/-1/1/2019_CHINA_MILITARY_POWER_REPORT.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати