Министр иностранных дел КНР Ван И посетил Польшу с официальным визитом по случаю 70-летия установления дипломатических отношений между странами. Главной темой переговоров с президентом Польши Анджеем Дудой, премьер-министром Матеушем Моравецким и руководителем МИД Яцеком Чапутовичем в рамках заседания Польско-китайского межправительственного комитета было дальнейшее развитие польско-китайского экономического сотрудничества (1).
Польско-китайский межправительственный комитет учреждён в 2012 г., но это было только второе его заседание. Активизация усилий в этом направлении показывает степень заинтересованности Пекина и Варшавы в углублении двусторонних связей. С 2011 г. Польша и КНР являются стратегическими партнёрами, в 2016 г. достигнуто соглашение о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве.
В первом квартале текущего года на треть (35,5%) вырос экспорт из Польши в Китай (2). Китай занимает двадцатую строчку в списке импортеров польской продукции, поднявшись сразу на три позиции, но при этом он уже занимает вторую – в списке экспортёров товаров в Польшу. В первом квартале 2019 г. импорт из КНР в Польшу увеличился на 13,4%, достигнув $33,5 млрд. Заметно вырос туристический поток из Китая в Польшу – 150 тыс. туристов в 2018 г. (четырёхкратное увеличение за несколько лет).
Как было заявлено, Пекин и Варшава считают эти показатели недостаточными и готовы работать над их ростом. Польская сторона полагает главным вызовом для дальнейшего развития экономических отношений несбалансированную торговлю - $2,5 млрд. польского экспорта в Китай на фоне $33 млрд. китайского импорта в Польшу выглядят как серьезный торговый перекос. Как результат, Пекин согласился уравновесить свой экспорт в Польшу наращиванием импорта из Польши. В первую очередь, сельскохозяйственно-животноводческой продукции – одной из ведущих экспортных отраслей польской экономики.
Реакцию Варшавы на экономический рост Китая можно назвать запоздалой. Такие страны Европы как Италия, Греция, Венгрия, Черногория, Хорватия пошли на экономическое сближение с Поднебесной гораздо раньше. Задержка со стороны Польши объясняется давлением Вашингтона. США не рады приходу китайского капитала в Европу и видимым экономическим креном своих европейских союзников в сторону Китая.
Но мировая политическая и экономическая конъюнктура не позволяет более Польше сохранять проамериканскую отчуждённость. Развитие отношений Китая с соседями Польши, Россией и Германией, заставляет Польшу искать своё место в формирующейся новой геоэкономической конфигурации Европы. В 2018 г. товарооборот между Германией и КНР составил €200 млрд. (в 2016 г. было €170 млрд.). Почти треть всего товарооборота КНР – ЕС приходится на Германию, причём между двумя странами заметно сокращается разрыв между импортом из Китая и экспортом в Китай. В 2016 г. он составил €18 млрд., в 2018 г.- €13 млрд.(3). Варшава настороженно воспринимает внешнеторговые успехи Берлина, ожидая внешнеполитического укрепления позиций Берлина в Европе. Дальнейшее промедление со стороны Польши в вопросе сотрудничества с КНР означало бы согласие с амбициями Германии быть ведущим торговым партнёром Пекина в ЕС. Дешёвый импорт Германией продукции из КНР мог также привести к сокращению импорта из Польши, т.е. причинить польской экономике прямой ущерб.
В этих условиях Польша стремится занять позиции регионального лидера Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) с опорой на Соединённые Штаты. Такая Европа по своему геополитическому рисунку должна быть, по замыслу Варшавы, менее «немецкой» и менее континенталистской. Но на ЦВЕ приходится всего 5% китайских инвестиций в Европу. Делая заявку на лидерство в регионе, Польша неизбежно уступает здесь Германии, а ЦВЕ как регион – Западной Европе, которая после подписания Берлином и Парижем Аахенского соглашения 22 января 2019 г. воспринимается в политическом смысле как франко-германский альянс (4).
Франко-германское сближение всегда виделось из Варшавы нежелательным сценарием. Выход Берлина на передовые позиции в торговле с одной из самых бурно растущих экономик мира тем более нежелателен. Углубляя отношения с Пекином, Польша старается предотвратить негативный для себя сценарий.
Географически Польша расположена на сухопутном отрезке китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь» и теоретически может служить воротами для импорта из КНР в Европу через территорию Таможенного союза (Казахстан – Россия – Белоруссия). Главным получателем китайской продукции через Польшу будет Германия, что могло бы способствовать росту взаимозависимости польской и германской экономики и автоматическому повышению значимости Польши для дальнейших экономических успехов Германии.
Основными целями Польши в отношениях с КНР являются увеличение экспорта польских товаров на китайский рынок (задача-минимум) с возможностью их ре-экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (амбициозная задача-максимум); привлечение китайских инвестиций; достижение положения, при котором Польша сможет выступать дополнительным транспортно-логистическим узлом проекта «Один пояс, один путь»; предотвращение ситуации, при которой Германия займёт позицию приоритетного торгового партнёра Пекина.
1) http://archiwum.radiopolsha.pl/6/136/Artykul/428437
2) https://kresy.pl/wydarzenia/gospodarka/polska-zwieksza-eksport-poza-europe/
3) https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Artikel/Aussenwirtschaft/laendervermerk-china.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs