Польша выходит на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона

09:49 07.07.2014 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Вслед за другими европейскими странами Польша ищет выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Самым крупным торговым партнером Польши в АТР является одно из самых маленьких азиатских государств – Сингапур. Важное стратегическое положение и крепкие экономические связи с другими странами АТР делают Сингапур привлекательным местом для среднего и крупного предпринимательства. Настолько, что польские эксперты советуют Варшаве открыть в этой стране Польский дом – организацию, которая бы работала на благо добрососедских отношений между Сингапуром и Польшей, и благоприятствовала приходу польских фирм на сингапурский рынок (1).

В 2012 г. товарооборот между Сингапуром и Варшавой составил $1,3 млрд.  Польша покупает там в два раза больше ($810 млн.), чем продает ($488 млн.), но налицо положительный рост: в первый квартал экспорт вырос на 45%, что говорит о перспективности данного направления. Сингапурский капитал присутствует на финансовых рынках Польши, а также в строительстве гостиничных комплексов и мусороперерабатывающих заводов. Сравнительно внушительное экономическое присутствие Сингапура наблюдается в масштабах всего Европейского Союза, и не удивительно, что Польша, как один из активных членов Союза, стремится к расширению сотрудничества с этим государством. За последние два года премьеры обеих стран, Дональд Туск и Ли Хсиен Лунг,  провели две насыщенные встречи – в 2012 г. в Сингапуре и в 2013 г. в Варшаве (1).

Чем Сингапур привлекает польских предпринимателей? Политической и экономической стабильностью, здоровым финансовым климатом и инвестиционной открытостью. Для поляков Сингапур – это ворота на рынки АТР, который обещает стать одним из самых перспективных в ближайшем будущем.

Чтобы занять там свое место под солнцем, польским компаниям придется немало потрудиться. Сингапурский рынок не вакантен. Десятилетиями там обретаются американские, германские, французские фирмы и корпорации, которые за этот период успели сделать себе имя. Польскому бизнесу еще только предстоит проделать этот путь.

Одновременно необходимо работать на увеличение объемов инвестиций из Сингапура в польскую экономику, а также наращивать сотрудничество в других сферах (образование, культура и т.д.).

Политика Польши в АТР отличается комплексным подходом, когда идет развитие отношений сразу с несколькими региональными партнерамию. Для иллюстрации: Варшава активизировала диалог с Австралией. 1 июля 2014 г. в польской столице состоялся, при поддержке Польского института международных дел, польско-австралийский стратегический форум (2). В рамках мероприятия обсуждались не только экономические вопросы. Затрагивалась также военно-политическая тематика.

Еще одним направлением, привлекающим польскую дипломатию, являются польско-индийские отношения. В последнее время Индия демонстрирует стойкую заинтересованность в углублении сотрудничества с Вашингтоном (на фоне амбиций Пекина в регионе), что отвечает интересам Польши. Как самый активный союзник Соединенных Штатов в Европе, Польша стремится к углублению отношений с Индией. В 2012 г. товарооборот между Варшавой и Нью-Дели составил 1,17 млрд. евро, что не исчерпывает потенциала двусторонних отношений. Для ЕС Индия – девятый по объему товарооборота партнер. Польша старается быть заметной и в европейской политике, и в европейской экономике. Теперь Польша стремится проникнуть на ранее новую для нее почву – в АТР, в т.ч., через активизацию польско-индийских отношений. Здесь польских инвесторов ожидает та же проблема, что и в вопросах проникновения польских товаров на сингапурский рынок – необходимость продвижения товаров польских марок.

Польские товары не знакомы большинству индийцев, и эту ситуацию Варшава намерена исправлять. В 2012 г. Варшава и Нью-Дели достигли договоренностей о совместной реализации почти сорока проектов в сфере кинематографа. В 2013 г. стороны договорились об облегчении процедуры выдачи деловых виз. В университетах индийских городов Колката и Манипал учреждены Азиатские центры изучения Центральной Европы, а в Нью-Дели появился Институт польской культуры (ранее такой центр был открыт в Токио) (3).

Этим учреждениям придется немало потрудиться, чтобы познакомить индийцев с Польшей и ее культурой. Согласно социологическим данным, 25% индийцев считают Польшу невлиятельным членом европейского сообщества. 64% заявили, что не видят Польшу в качестве лидера в будущем. 54% полагают, что польско-индийские отношения в годы холодной войны находились на более высоком уровне, чем сейчас.  35% жителей Индии не смогли назвать ни одного польского культурного деятеля (3).

Стратегические отношения между Нью-Дели и Варшавой не получают должного развития в силу геополитической логики. Польша не может предложить индийцам то, что им нужно. А нужно им содействие в продвижении индийских интересов в Европе (если таковые будут), и игра против Китая – главного конкурента Нью-Дели в регионе. Играть против Поднебесной в составе коллективного Запада Польше иногда приходиться, но со стороны Варшавы было бы слишком опрометчивым отказываться от такого выгодного экономического партнера, каким является Пекин.

Польша – один из самых активных торговых партнеров Китая в Центрально-Восточной Европе, как в экспорте, так и в импорте. Объем польских инвестиций в Китае достигает $170 млн., а китайских в Польше – около $140 млн. (данные за 2010 г.). В 2012 г. в Польше открылись филиалы крупных китайских банков Bank of China и ICBC (4).

АТР – новый для Варшавы регион. Нельзя сказать, что она обладает достаточным дипломатическим опытом, который бы позволил ей сразу выдвинуться в ведущие партнеры азиатско-тихоокеанских государств. Польша пока ищет свою нишу на рынках АТР, налаживая сотрудничество с наиболее перспективными странами. Учитывая, что АТР никогда ранее не являлся для Варшавы приоритетным, успехи, которые польская дипломатия делает на этом направлении, достойны похвалы.

 

 

1)       “Singapur- brama do Azji dla polskich firm” (PISM, biuletyn №82, 2014)

2)        “Lazos positivos entre Polonia y Australia” (Polska Viva, julio 2, 2014)

3)       “What does India think about Poland?” (PISM, biuletyn №15, June,2013)

4)       “Wymiana gospodarcza Polska – Chiny” (Biuro Pomorskie w Chinach, 4.02.2014)

Ключевые слова: Польша

Версия для печати