Польша рассматривает Китай как важного экономического партнера, и выступает за углубление польско-китайских торговых отношений.
На такой шаг Варшава идёт, презрев собственное идеологическое кредо о преступности коммунистического режима. В условиях турбулентности современного мира и его экономической составляющей, Польша готова всячески развивать деловые контакты с экономическим гигантом, где установлен "преступный" коммунистический режим.
В 2014 г. была запущена железнодорожная артерия, соединившая китайскую провинцию Хунань с Германией. Польша рассматривает это как шанс увеличить импорт своих товаров в Азию. На данный момент по этой ветке Китай поставляете свою продукцию на европейские рынки.
Варшава всерьёз намерена увеличить долю своей продукции, транспортируемой по данному пути. Объём годового торгового оборота между провинцией Хунань и Польшей уже вырос на 30%. Эксперты считают в перспективе вполне реальным рост на 100-200%, если учесть, что КНР для Польши - второй после Германии импортёр (12,7%).
Экспорт же польской продукции в Поднебесную минимален. По словам доктора экономических наук Сильвестра Шафажа, Польша занимает приблизительно 80-е место в первой сотне экономических партнёров Пекина.
Смещению Польши в конец списка способствовала недальновидная политика властей после падения социалистического строя. С 1989 г. Варшава делала ставку на США и ЕС, проморгав политический и экономический подъем Китая. В итоге, Варшава хочет занять в повестке дня Китая хотя бы то место, какое она занимала в советские времена.
Польские предприниматели стремятся изменить ситуацию. Подписан договор о сотрудничестве в области железнодорожных грузоперевозок между одной из самых крупных польских транспортных фирм "Loconi" и провинцией Хунань.
"Loconi" планирует перенести с дорог на рельсы 20-30 тыс. грузовиков (1). Это первый случай, когда польской фирме удалось обойти конкурентов из Германии и Чехии в деле сотрудничества с КНР. Теперь многие пророчат Польше роль "окна в Европу" для Китая.
Определенные шансы на это у Польши есть. Пекин реализует долгосрочный и масштабный проект "Экономического пояса Великого шелкового пути". Данный проект свяжет в единый транспортно-коммуникационный каркас страны Большой Евразии и Европы (63% населения Земли) (2).
География Польши позволяет ей претендовать на роль "окна в Европу", но для этого необходимо сделать польское звено китайской внешней торговли более заметным и весомым.
Польский институт международных отношений (PISM) ещё в 2013 г. провел подробный анализ перспектив польско-китайского экономического сотрудничества (по следам участия тогдашнего президента Бронислава Коморовского в китайско-польском экономическом форуме) (3).
Согласно исследованию, 45% польских фирм заявляли о той или иной форме присутствия Китая в их секторе деятельности. 10% компаний намеревались расширить связи с Китаем в течении ближайшего года, 14% - в течении 2-3 лет.
62% польских фирм, работающих в Китае, не прибегали к помощи государственных учреждений. Это говорит о высоком уровне частной инициативы, когда польский бизнес готов действовать на свой страх и риск. При этом 88% всех конфликтных ситуаций с китайскими партнёрами были решены посредством переговоров, не повлёкших юридических осложнений.
Варшаву не устраивает однобокость китайско-польской торговли. Товары идут, в основном, из Китая в Польшу, а не наоборот. Не случайно президент Анджей Дуда, сменивший Б. Коморовского, посетил в ноябре 2015 г. Пекин, где заключил ряд соглашений с китайской стороной о сотрудничестве в сфере туризма, банковского сектора экономики и инфраструктуры. А. Дуда заявил, что Варшава хочет видеть Пекин в качестве стратегического партнёра.
Пока же Китай может предложить Польше больше, чем Польша ему. В то время, как Варшава заинтересована в экспорте продукции животноводства на китайский рынок, одна из крупнейших польских торговых сетей "Бедронка" объявила о новой странице своей деятельности - увеличении импорта китайских товаров не только в Польшу, но и на рынки США, Бразилии и др. стран.
Это может вытеснить из данного сектора экономики польских поставщиков, о чем экономисты говорят совершенно открыто. Уже сейчас большинство сельскохозяйственной продукции на полках польских магазинов - китайского происхождения, и есть тенденция к увеличению её доли. Польский производитель не всегда в состоянии предложить более конкурентную цену на свою продукцию.
Интенсификации польско-китайских торговых отношений способствует заинтересованность Пекина в нескольких европейских площадках для проникновения на рынки ЕС, и конкуренция стран-кандидатов на роль таких площадок (Германия, Чехия, Польша, Венгрия). В такой ситуации Польша не останется без китайского внимания.
У европейцев нет исторических претензий к Китаю, которые бы отягощали экономическое сообщение с Поднебесной. К тому же, Пекин в своей политике руководствуется принципом миролюбия и не увязывает экономическое сотрудничество с идеологией. Вашингтон же идёт на более тесное сотрудничество лишь со странами, двигающимися в фарватере американской внешней политики.
XXI век показал, что позиция Пекина оказалась более проницательной и эффективной. В условиях нарастающего политического давления США на страны Европы последние могут увидеть в Китае альтернативу американскому диктату. К Польше это не относится (Варшава традиционно считается ставленником Вашингтона в Европе), но Польша не может пренебрегать открывающимся перед ней возможностями. Даже если это не понравится Соединённым Штатам.
2) http://dergachev.ru/geop_events/010516-01.html#.Vy_k8NS42rW
3) http://www.pism.pl/files/?id_plik=14594
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs