ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Сергей Лавров подвел итоги переговоров со своим иранским коллегой

19:33 08.05.2019 •

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели с Министром иностранных дел Иранской Республики Иран М.Д.Зарифом содержательные переговоры, рассмотрели состояние двусторонних отношений. У нас регулярный контакт на политическом уровне, включая высший. В прошлом году президенты двух стран встречались четыре раза. Сейчас на повестке дня стоит подготовка очередной трехсторонней встречи в формате «Россия-Иран-Азербайджан», которая на этот раз должна пройти в Российской Федерации.

У нас интенсивные межпарламентские обмены. Укрепляются связи между регионами двух стран, развиваются контакты между соответствующими министерствами и ведомствами, включая внешнеполитические. Мы заинтересованы в дальнейшем продвижении наших отношений во всех областях. Во внешнеполитической области одним из приоритетов является дальнейшая координация усилий по борьбе с террористической угрозой, в том числе по линии правоохранительных ведомств. Сотрудничаем также по тематике обеспечения интересов граждан России и ИРИ, которые находятся на территории друг друга.

Между нашими странами неплохо развивается торгово-инвестиционное сотрудничество. Конечно, ему мешают нелегитимные санкции, которые США вводят в одностороннем порядке в обход Совета Безопасности ООН и добиваются их экстерриториального применения. Мы подтвердили нашу приверженность тому, чтобы продвигать двустороннее экономическое сотрудничество и искать эффективные пути, которые были бы неподвластны этим неприемлемым и нелегитимным американским ограничениям.

У нас неплохо реализуется целый ряд перспективных российско-иранских проектов. Мы высоко оценили деятельность двусторонней Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которая в очередной раз соберется в следующем месяце в Иране. Договорились подготовить солидный пакет договоренностей по значимым вопросам к этому заседанию.

Только что мы подписали протокол, который позволяет упростить условия поездок отдельных категорий граждан России и Ирана, прежде всего предпринимателей, которые теперь будут получать визы в облегченном порядке на основании прямых приглашений заинтересованных организаций. Это будет способствовать развитию контактов между людьми.

У нас была очень обстоятельная беседа по различным аспектам международной проблематики, включая ситуацию в Сирии, Ливии, Йемене, Ираке, Афганистане, Венесуэле и всему, что сегодня происходит вокруг этих государств. По всем этим вопросам у нас общие подходы. Наиболее подробно говорили о сирийском урегулировании, где благодаря усилиям «астанинской тройки» в последние полтора года наметился реальный прогресс в продвижении на политическом треке. Мы согласовали шаги, которые позволят в ближайшее время создать Конституционный комитет и начать переговоры, в пользу которых высказались участники Конгресса сирийского национального диалога, созванного в прошлом году по инициативе России, Ирана и Турции.

Особое внимание уделили ситуации, которая складывается вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию обстановки вокруг иранской ядерной программы (СВПД), который был одобрен четыре года назад, летом 2015 г. единогласно утвержден резолюцией СБ ООН. Год назад США объявили о выходе из этой договоренности, что явилось грубейшим нарушением и самого СВПД, и резолюции СБ ООН, которая является обязательной для исполнения не только всеми членами Совета, но и членами ООН. Ситуация, которая сложилась по вине США, сегодня вызывает очень большие сложности, как для выполнения обязательств, взятых участниками этой сделки перед ИРИ, так и для общей обстановки в отношении режима нераспространения ядерного оружия. Это особенно неприятно в канун очередной Обзорной конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая должна состояться в следующем году.

Сегодня мы были проинформированы о шагах, которые были объявлены вчера руководством ИРИ. Шаги были предприняты на основе положений, содержащихся в СВПД в том виде, каком он был одобрен СБ ООН. Мы подтвердили свою приверженность этому Плану и этой резолюции, договорились работать со всеми остальными участниками СВПД, кроме США (которые вышли из этой договоренности), чтобы они неукоснительно выполняли взятые на себя обязательства, как они обязались это сделать в ходе двух встреч министров иностранных дел европейской «тройки», России и Китая в сентябре и июле прошлого года. Подчеркну, там были взяты конкретные обязательства. Россия привержена их полному выполнению. Рассчитываем, что и наши коллеги, прежде всего европейцы, которые вызвались найти решение проблемы, созданной американцами, выполнят свои обещания.

Мне кажется, что встреча была очень полезной. Вопросы обсуждались серьезные. Ситуация непростая. Тем более необходимо как можно чаще консультироваться и ориентироваться на международное право, в том числе на резолюцию Совета Безопасности ООН, одобрившую СВПД.

Вопрос (задан обоим министрам, перевод с персидского): Вопрос относительно решения Республики Иран о приостановке некоторых добровольных мер в рамках СВПД. Какие практические шаги намерены предпринять Россия и Иран? Как Вы думаете, насколько в этой сложной ситуации можно спасти СВПД?

С.В.Лавров (отвечает после М.Д.Зарифа): Я считаю, что единственным практическим шагом, который необходимо предпринять, чтобы урегулировать ситуацию вокруг СВПД, является убеждение всех остающихся участников этого Плана в том, что им надо выполнять свои обязательства.

СВПД – это очень сложная конструкция. Она создавалась не один месяц, а больше года. В этой конструкции все предельно сбалансировано. Поэтому когда американцы вышли из этой договоренности, она стала весьма хрупкой. И все это прекрасно понимали. По крайней мере, дважды в прошлом году министры иностранных дел остававшихся в СВПД государств, встречались, как я уже сказал, и взяли на себя торжественное обязательство сделать все, чтобы СВПД выполнялся, даже несмотря на выход из этого Плана американцев.

Будем убеждать прежде всего наших европейских партнеров, что они должны выполнить свое обещание. Вы знаете, они вызвались создать механизм, который позволит не зависеть от американской системы в банковских транзакциях. Такой механизм создан, но, насколько я понимаю, он гораздо менее эффективен и всеохватен, чем планировалось. Для Ирана важно, чтобы этот механизм позволял экспортировать иранскую нефть. Мы этот акт поддерживаем. Это абсолютно законное требование, которое закреплено в СВПД. Но даже ограниченный механизм, созданный европейцами, пока так и не начал работать. Мы призываем их к тому, чтобы сделать выводы из нынешней ситуации и начать выполнять свои обязательства в полном объеме. Будем этому всячески способствовать.
К сожалению, пока некоторые наши европейские коллеги в разговорах о ситуации вокруг Ирана пытаются выдвигать идеи, которые не имеют ничего общего с Совместным всеобъемлющим планом действий и напоминают попытку отвлечь внимание от неспособности наших европейских партнеров полностью выполнять СВПД. Мы будем призывать их (и уже не раз это делали) все-таки сконцентрироваться на выполнении всего того, что закреплено в СВПД и одобрено Советом Безопасности ООН.

Вопрос (перевод с персидского): Какие практические шаги будет предпринимать Россия, и какое послание будет адресовано оставшимся членам СВПД, чтобы этот документ был сохранен в качестве политического достижения?

С.В.Лавров: Будем добиваться того, чтобы все остающиеся участники СВПД четко, в полном объеме выполняли свои обязательства как по самому Плану и резолюции 2231 Совета Безопасности ООН, так и в отношении тех обязательств, которые были взяты на встрече министров иностранных дел европейских стран, Китая и России в июле и сентябре прошлого года.

Вопрос: Есть ли сейчас необходимость собраться министрам иностранных дел «пятерки» и Ирана для обсуждения сложившейся ситуации или может быть требуется провести экстренное заседание СБ ООН?

Советник Президента США по национальной безопасности Дж.Болтон заявил, что США направят авианосную группу в район Персидского залива. Может ли это привести к дальнейшей эскалации? Как Москва оценивает подобные намерения?

С.В.Лавров: Насчет того, чтобы собрать министров иностранных дел в рамках Совместной комиссии, учрежденной в соответствии с СВПД и резолюцией СБ ООН, то, конечно, мы будем проводить консультации в этом формате. Не уверен, что с самого начала это потребует министерского уровня, но консультации нужны.

Не вижу никакой необходимости созывать Совет Безопасности. Он принял резолюцию 2231, которую никто не отменял. США нарушают ее грубейшим образом. Можно потребовать их возвращения в СВПД, но это будет чисто пропагандистская акция. Мы все понимаем, что этого не произойдет. Администрация в Вашингтоне была предельно конкретна по поводу своих намерений.

Нагнетание эскалации в регионе, намерения США посылать свои авианосцы в район Персидского залива и в целом усиливать там свое военное присутствие, намекая на готовность применить силу – к сожалению, это уже стало манерой поведения наших американских коллег (будь то на Ближнем Востоке, в Персидском заливе или в отношении Венесуэлы). Это все прискорбно. Позавчера, встречаясь с Госсекретарем США М.Помпео в Финляндии, я призвал его по всем проблемным вопросам пользоваться инструментами дипломатии, а не угрозами, строго руководствоваться международным правом, положениями Устава ООН, которые требуют мирного урегулирования споров. Но для этого нужно иметь вкус к дипломатии, который сейчас присутствует не у всех. Будем продолжать добиваться диалога, нацеленного на поиск компромиссов, баланса интересов. Это единственный путь. Навязывание своих подходов всем и вся – это контрпродуктивная и тупиковая позиция.

Вопрос: Как новая ветка напряженности между США и Ираном повлияет на ситуацию в Сирии? С одной стороны, Вашингтон поддерживает там некие курдские сепаратистские силы, с другой – требует вывести иранские войска не только из Сирии, но и ограничить влияние Ирана в регионе вообще.

С.В.Лавров: Что касается вопроса о влиянии нынешней напряженности на ситуацию в Сирии, то всё в этом мире взаимосвязано. Мы слышим регулярные заявления США о необходимости прекратить какое-либо иранское влияние не только в Сирии, но и в регионе.

То, что это нереалистично и не имеет каких-либо шансов считаться серьезной политикой, – очевидно всем. Любая крупная страна, такая как Иран, Саудовская Аравия или другая, которая обладает каким-то весом в своем регионе, заинтересована в том, чтобы оказывать влияние на процессы, происходящие вокруг нее. Главное, чтобы это влияние оказывалось легитимно, в соответствии с международным правом и транспарентно.

Присутствие Ирана, как и Российской Федерации, в Сирийской Арабской Республике основано именно на этих принципах. Нам было направлено приглашение законного Правительства САР. Мы вместе с нашими иранскими коллегами оказываем содействие САР в преодолении террористической угрозы. Достигнуты серьезные успехи, но не все ещё завершено. Вы знаете, какая ситуация в Идлибе, где окопалась «Джебхат ан-Нусра» под новым названием «Хейат Тахрир аш-Шам», которая не просто контролирует там обстановку, но и осуществляет оттуда обстрелы позиций сирийской армии и населенных пунктов. Недавно была обстреляна российская военно-воздушная база «Хмеймим». Конечно, они получили и будут получать ответ, но это гнездо террористов надо выкорчевывать.

Мы с турецкими коллегами подписали соответствующий меморандум, и наши военные активно занимаются его осуществлением. Обращу внимание тех, кто периодически поднимает тревогу по поводу того, что происходит в Идлибе, действий сирийской армии и тех, кто её поддерживает: в этом меморандуме нет ни слова о том, что террористов нужно оберегать. Напротив, в нем подтверждается решимость участников меморандума бороться с террористами.

Ситуация на восточном берегу Евфрата тоже не может не тревожить. Там находятся иностранные войска и спецназ, которые оккупировали часть САР. Их никто туда не приглашал, они там находятся незаконно и пытаются разыгрывать еще и курдскую карту, как это происходит на территориях, контролируемых американцами и их союзниками из числа воюющих «на земле» формирований.

Мы убеждены в необходимости решения курдского вопроса в полном соответствии с уважением территориальной целостности и суверенитета всех государств, где проживают курды. Мы убеждены, что курды в Сирии должны иметь свои права как народа, который имеет свою давнюю историю и который жил в Сирии на протяжении многих веков. Необходимо, чтобы эти места обитания курдов так и оставались их национальным достоянием.

Сейчас мы наблюдаем попытку американцев расселять курдов на территории, где всегда жили арабские племена. Это плохой процесс. Это прямой путь к сепаратизму и расчленению Сирии. Мы надеемся, что дела США и тех, кто им помогает «на земле», включая наших французских коллег, не будут расходиться с их словами, которые они регулярно торжественно произносят, о том, что они уважают суверенитет, территориальную целостность и независимость САР.

Ситуация не простая. Нам удалось, как мы не раз говорили, запустить Астанинский процесс – Россия, Иран и Турция. В этом формате было сделано больше, чем в каком-либо другом, в отношении деэскалации и сокращения террористической угрозы, расширения гуманитарной помощи и, что особенно важно на нынешнем этапе, подготовки политического процесса.

Тем странам, которые критикуют порой «астанинский формат» за слишком близкие отношения с Правительством САР и требуют как можно скорее начать переговоры в Женеве, я бы посоветовал не препятствовать завершению работы над формированием Конституционного комитета. Этот Комитет мог бы начать свою деятельность уже в декабре прошлого года, однако несколько западных стран (о них хорошо известно), потребовали не делать этого и попытались затянуть работу. Сейчас мы вместе с нашими ооновскими коллегами преодолеваем эту обструкцию, которую учинили несколько западных стран. Надеюсь, что нам это удастся, прежде всего в рамках «астанинского формата» и в контактах с руководством ООН.

 

сайт МИД России

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати