Недавно президент Трамп, в свойственной ему спонтанной манере, предложил России и Китаю заключить новый договор о сокращении ядерных вооружений, причем не только стратегических, а вообще всех: «Мы хотим избавиться от ядерного оружия, мы все должны. Россия должна избавиться от него, Китай должен избавиться от него».[1]
Источник в Белом доме сообщил CNN, что президент США намерен заключить масштабное ядерное соглашение с Россией и Китаем, которое он рассматривает как потенциально главное достижение во внешней политике за время своего первого срока президентства. "Президент ясно дал понять, что, по его мнению, контроль над вооружениями должен включать в себя Россию и Китай, а также все оружие, все боеголовки, все ракеты", - сказал телекомпании собеседник в Белом доме, добавив, что на подобный шаг не решалась ни одна американская администрация.
Первый вопрос, который возникает в связи с этим: почему? С одной стороны, история американской внешней политики изобилует примерами масштабных, но далеких от практической реализации инициатив, связанных с ядерным разоружением: от «плана Баруха» до речи Барака Обамы в Праге о безъядерном мире, за которую тот даже получил Нобелевскую премию мира. Возможно, нынешний обитатель Белого дома тоже хочет войти в историю таким образом.
С другой стороны, есть и внутриполитические соображения. К предвыборной гонке готовится демократ Джо Байден, который еще в 2010 г. выражал приверженность США идее сокращения и уничтожения ядерного оружия. Можно предположить, что Трамп уже сейчас готовится к конкуренции с Байденом. Тем более что соцопросы явно свидетельствуют в пользу второго. Один из последних, проведенных в апреле, показал, что сейчас 43% американцев готовы поддержать Байдена на выборах 2020 г., а Трампа - 37%.[2]
Гораздо интереснее попытаться ответить на вопрос: зачем? США, по инициативе Д. Трампа, недавно вышли из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Сам он неоднократно скептически отзывался о договоре СНВ-3, срок действия которого истекает в 2021 г. Некоторые американские эксперты полагают, что единственная причина анонсирования новой потенциальной ядерной сделки с Россией и Китаем заключается в том, что администрация Трампа попросту не намерена продлевать этот договор.
Но, допустим, нынешняя американская администрация вполне искренна в своих намерениях. Осуществимы ли они? Возникает слишком много «но». Во-первых, в Москве считают выработку нового соглашения ошибочным и преждевременным шагом.
Во-вторых, Россия исходит из того, что никаких дальнейших сокращений стратегических ядерных сил (СЯС) не может быть без увязки их с ситуацией по ПРО, которую вопреки всему создают американцы и которая непосредственно влияет на уравнение стратегической стабильности.
На него влияет и целый ряд других аспектов и предпосылок, таких как новое высокоточное конвенциональное оружие, оружие на новых физических принципах, воздействие кибероружия на стратегическую стабильность и пр. Д. Трамп предлагает ликвидировать «целые классы» ядерных вооружений. Однако, помимо СЯС, вряд ли можно говорить сейчас о ликвидации тактического ядерного оружия (ТЯО), - даже на переговорах, где примут участие все ядерные державы, как "большая пятерка", так и "новые" ядерные страны.
Вообще состав предполагаемых участников нового ядерного соглашения – главный камень преткновения. Китай, чьи ядерные запасы в количественном отношении составляют менее одной десятой от США и России, вряд ли согласится присоединиться до тех пор, пока соответствующие показатели если не сравняются, то хотя бы станут соизмеримы. При этом Пекин наверняка поставит вопрос об участии в переговорах как минимум других членов «ядерной пятерки» - Британии и Франции, причем арсеналы этих стран, входящих в НАТО, должны быть учтены вместе с американскими. А как быть с другими официальными ядерными державами: Индией, Пакистаном и пр.?
Все вышеперечисленное означает, что будущий переговорный процесс будет длительным и исключительно сложным, - при том, что соответствующие предложения даже еще не готовы. Госсекретарь Майк Помпео сообщил конгрессу, что администрация Трампа еще не проработала график переговоров по новому варианту договора по СНВ и даже не обозначила в повестке дня перспективы заключения ядерной сделки с Китаем и Россией.
Во времена холодной войны даже подготовительный процесс к переговорам по ядерному разоружению мог длиться по 7-8 лет, а сами переговоры длились многие годы. А сейчас, когда еще больше «вводных», этот процесс может затянуться. А СНВ-3 прекратит свое действие уже в 2021 г.
Именно поэтому Владимир Путин и Дональд Трамп обсуждали недавно в телефонном разговоре вопрос о предлагаемом новом соглашении именно в увязке с продлением СНВ-3, которым нужно заняться уже сейчас. Возможно, потом можно будет двигаться к новому соглашению - набравшись терпения и готовности к взаимным уступкам. А пока «без решения упомянутых проблем на основе принципа равной и неделимой безопасности вряд ли можно серьёзно говорить о дальнейших практических шагах в области ядерного разоружения» - говорится в сообщении на сайте МИД РФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs