ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Тернистая дорога на пути перемен в Судане

10:59 24.04.2019 • Павел Ломтев, журналист

Южно-Африканская Республика, Претория

Военный переворот в Судане 11 апреля поставил точку в истории тридцатилетнего правления Омара аль-Башира. Это шестой переворот, который вооруженные силы страны совершили с момента обретения страной независимости в 1956 году. Исторически двумя самыми известными восстаниями были «Октябрьская революция» 1964 года, результатом которой стало падение первого военного режима Ибрагима Аббуда, и так называемая «Апрельская интифада» в 1985 году, которая свергла второй военный режим Джафара ан-Нимейри.

Военные утверждают, что они встали на сторону народного восстания так же, как и во время 1985 года. Был сформирован «Переходный военный совет» и его лидеры утверждают, что они поддерживают возвращение страны к гражданскому управлению и многопартийной демократии. Однако всё ещё сохраняется значительный скептицизм по отношению к новой военной верхушке и это свидетельствует о крайне хрупкой общественно-политической обстановке в Судане.

Протестующие продолжают свою сидячую забастовку перед штабами армии, которая изначально началась с их требования к армии поддержать выступления против аль-Башира. Сейчас же они опасаются, что армия может использовать силу для того, чтобы остановить протестные акции, несмотря на то, что 19 апреля вышел указ Совета о готовности не вмешиваться в любые гражданские процессы. Продолжающиеся протесты однажды уже принудили Совет сменить своего лидера. И уже сейчас есть тревожные признаки того, что переход к гражданскому правлению не будет гладким.

Экс-президент Судана Омар аль-Башир

Существует реальный риск, что тенденция, которая возникла во время двух последних переходных периодов в 1964-1965 и 1985-1986 годах, повторится. В обоих случаях ключевые оппозиционные группы не участвовали в переговорах, что делало процесс переговоров провальным с самого начала. Другая опасность кроется в будущей роли военных - ключевым моментом станет то, как будут выстраиваться отношения между новым «Переходным военным советом» и гражданскими лидерами восстания. И такая картина тоже не нова для Судана. В 1985 году Абдеррахман ад-Дахаб стал председателем Переходного военного совета после того, как сверг президента ан-Нимейри во время военного переворота. После выборов он передал власть премьер-министру Садыку аль-Махди. Ад-Дахаб, как относительно не амбициозный, но политически консервативный деятель, играл на разногласиях между политическими партиями и трудовой интеллигенцией, а также между фракциями левых и исламистов в профессиональных профсоюзах. Результатом стало то, что восстание не смогло достигнуть целого ряда своих идей, направленных на общественные преобразования и прийти к решению проблемы гражданской войны на юге страны.

Таким образом, становится крайне важно, чтобы трудовая интеллигенция и другие политические силы не позволили тем же самым факторам, которые разделили их 1985 году, разделить их сегодня. Это может завести политический процесс в тупик или более того, привести к эскалации напряженности между военными и гражданскими силами в Судане.

События, которые произошли с момента свержения аль-Башира, говорят о том, что процесс еще не пришел к своему логическому завершению. Генерал-лейтенант Ахмед Авад ибн Ауф был назначен главой Переходного Совета. Однако, он был вынужден отказаться от должности на следующий день, поскольку протестующие посчитали его слишком близким к режиму аль-Башира. Генерал Абдель-Фаттах Бурхан возглавил Совет сразу пообещав, что искоренит последователей режима аль-Башира. Он так же пообещал передать власть в руки гражданских представителей после двухлетнего переходного периода. Бурхан, военный по профессии, никогда раньше не занимал политических постов. В вооруженных силах он был ответственным за суданскую часть совместных операций с коалиционными силами арабских государств в Йемене под руководством Саудовской Аравии. Он также имеет тесные связи со своим новым заместителем - Мохаммедом Хамданом Акка Хамдатом, который помог ему отстранить аль-Башира от власти. Хамдат же является руководителем т.н. «Сил быстрой поддержки», частной военной структуры, которая была частично интегрирована в военные службы и силы безопасности Судана. Многие считают, что это подразделение является обновлённой версией повстанцев-Джанджавидов, членом которых был сам Хамдат. Отмечается, что они ответственны за массовые акции насилия во время подавления правительством мятежей повстанческих группировок в Дарфуре в 2003 году.

Протесты напротив здания Генштаба вооруженных сил Судана

Таким образом, реакция лидеров повстанческих группировок Дарфура на прошлые заслуги Хамдата и его новый пост также может стать решающей в вопросе оценки эффективности любого переходного правительства под руководством Бурхана, ведь они способны вновь начать активные боевые действия и расшатать без того хрупкую стабильность в стране. Также важным моментом станет то, кто займет ключевые министерские посты в сложившейся ситуации и как на эти политические фигуры отреагирует население. В ходе ведущихся переговоров Совет уже потребовал, чтобы его представители получили посты в переходном правительстве, как в министерстве внутренних дел, так и в министерстве обороны.

Важным фактором в текущих суданских политических хитросплетениях будет являться и роль главных зачинщиков протестного движения и всей революции в стране, «Суданской профессиональной ассоциации» (Sudanese professionals association). Исторически сложилось так, что между влиятельными профсоюзами и политическими партиями произошло значительное смешение. Особенно, если учитывать, юристов, врачей и преподавателей университетов. В 1964 году многие из профессиональных рабочих, которые участвовали в первом переходном правительстве, были членами или симпатизировали суданской коммунистической партии. В 1985 году большая часть из них уже тяготела в большей или меньшей степени к политическому исламу. Сейчас же, в ходе восстания, представители профессиональной ассоциации в целом скрывали свои идеологические предпочтения. Но по мере того, как будет продвигаться политический процесс, и члены ассоциации будут принимать участие переговорах и постепенно добиваться включения в структуры переходного правительства, неизбежно появится много спекуляций относительно их симпатий, что также способно вбить клин противоречий.

Наконец, новому кабинету министров также придется столкнуться с новым моментом – необходимостью учета требований населения, которое теперь получило заметное женское представительство, по некоторым сведениям, их среди манифестантов оказалось около 70 процентов. Предыдущие переходные правительства состояли исключительно из мужчин. С учетом огромного количества женщин, которые присутствовали на улицах во время этого восстания и мощной фигуры лидера женского движения А.Салах, студентки Суданского международного университета в Хартуме, новому правительству будет крайне важно для охлаждения протестных настроений, учитывать важность включения в свой состав представительниц слабого пола. Кроме того, необходимо принимать во внимание и соблюдение паритета по «региональности» участников.

Как представляется, крайне важно, чтобы представители всех регионов Судана, и в особенности повстанческие группы, базирующиеся на юге страны, с которыми правительство ведет долгую, затяжную борьбу, смогли на равных войти в новое правительство, только так можно будет избежать эскалации напряженности и последующую дестабилизацию ситуации в Судане.

Версия для печати