Госдума РФ приняла в третьем окончательном чтении закон о «суверенном интернете». В соответствии с законом будет создана национальная система маршрутизации интернет-трафика, главная задача которой обеспечение надежной работы российского сегмента интернета в случаях сбоев или целенаправленного масштабного внешнего воздействия.
Документ был подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США. Так, в подписанном Президентом США документе декларируется принцип «сохранения мира силой», Россия же напрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании нашей страны, как «угрозы мировой безопасности». «В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов», — говорится в пояснительной записке к закону.
С технической стороны российские провайдеры должны будут установить у себя некие «технические средства противодействия угрозам», которые им выдаст Роскомнадзор, чтобы централизованно фильтровать и при необходимости отключать входящий и исходящий из страны интернет-трафик.
Закон активно обсуждался на разных площадках ведущими специалистами в IT-сфере и сфере зашиты информации и прав потребителей. На пресс-конференции, прошедшей в МИЦ «Известия» состоялась пресс-конференция интернет-омбудсмена — представителя уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере интернета Дмитрия Мариничева, который выразил своё отношение к закону о «суверенном интернете». «Цель и назначение этого закона всем понятны. О них написано в пояснительной записке и об этом много говорили. Государство хочет упорядочить информационные потоки в интернете и подчинить их своей системе норм и правил. Вопрос в другом: будет ли работать этот закон и не даст ли его принятие обратного эффекта?» - отмечает омбудсмен. По его словам, централизация управления не снижает риски, а наоборот — создаёт новые угрозы, причём колоссального масштаба. Надёжную, распределённую систему это делает слабой и уязвимой. «В работу системы будет внесён человеческий фактор, а это очень опасно. Представьте себе, что всем интернет-трафиком будет управлять один человек. А вдруг его завербовали те же западные спецслужбы? Он нажмёт пару клавиш и устроит в стране техногенную катастрофу. Во всем мире наоборот существует тенденция ухода от человеческого фактора, чтобы снизить риски. Ещё один момент касается того, что при введении фильтрации трафика это негативно скажется на производительности всех отечественных глобальных систем: на проверку информации будут уходить колоссальные вычислительные ресурсы. Проще говоря, Россия останется на том же уровне, на котором мы находимся сейчас, а весь мир уже планирует запускать 5G и 6G сети. Но чтобы эти стандарты работали нормально, то фильтрующее оборудование должно обладать ещё более высокими стандартами производителями. Если это удасться сделать отечественным технологом, то мы будем впереди планеты всей. Но лично я скептически смотрю на такие перспективы», - заключил Д. Мариничев.
По словам Д. Мариничева закон о «суверенном интернете» нельзя рассматривать с точки зрения реалий сегодняшнего дня. В зависимости от многих внешних и внутренних факторов: от политики различных государств, от технологических прорывов и общего вектора развития информационной среды закон может в будущем как сыграть на пользу стране, так и стать тормозом для ее развития.
Отвечая на вопрос «Международной жизни» об основных причинах принятия закона Д. Мариничев сказал: «Я думаю, главные причины все-таки внешние. Это реакция России на действия отдельных стран, в частности США. Интернет – это один из механизмов ведения гибридной войны. Россия в этом смысле пытается защититься».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs