ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Китай-Европа: «сбалансированное партнерство» или «системная конкуренция»?

11:11 02.04.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Недавний визит Председателя КНР Си Цзиньпина в европейские страны Средиземноморья вызвал оживленные отклики европейской прессы. Китайского руководителя, отправившегося с государственными визитами в Италию, Монако и Францию, даже назвали «Марко Поло наоборот», который явился в Европу, чтобы открыть мир Китаю и китайским товарам.[1]

Итоги визита неоднозначны и наверняка заставят глубже задуматься и гостей, и организаторов. С одной стороны, визит китайского лидера в Италию завершился ощутимыми и конкретными результатами - присоединением третьей по размеру европейской экономики к китайской Инициативе Пояса и Пути. Стороны подписали меморандум о взаимопонимании, в котором говорится о сотрудничестве в развитии автомобильных и железных дорог, мостов, гражданской авиации, портов, сферы энергетики, а также о сотрудничестве в сфере инвестиций.

Желание Италии сотрудничать с Китаем вызвало обеспокоенность в США и ЕС, так как участие в проекте "Один пояс - один путь" дает Китаю доступ к таким секторам инфраструктуры этой входящей в G7 страны как телекоммуникации и порты. Из-за этой обеспокоенности Италия и Китай даже были вынуждены сократить число подписываемых документов.

Теплый прием китайского высокого гостя со стороны право-популистского и евроскептического правительства Италии стал неким вызовом для руководства Евросоюза, поскольку поставил под сомнение «солидарность» внутри альянса, о которой так любят говорить в Брюсселе.

Поэтому в Париже Председателя КНР ждали уже другие встречи. Как пишет Le Monde, Эммануэль Макрон, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер устроили 26 марта четырехстороннюю встречу с Си Цзиньпином. Их цель состояла в том, чтобы изложить ему новую стратегическую хартию в отношении Китая, принятую Еврокомиссией еще 12 марта, и "прояснить двусмысленность Китая и его обширной программы "новых шелковых путей", распространяемой по всей планете». Пекин там описывается как "системный соперник, поддерживающийся альтернативных моделей управления" и "экономический конкурент, стремящийся к технологическому лидерству".[2]

Э. Макрон заявил своему китайскому визави о стремлении установить с КНР «сбалансированное партнерство». Такой подход отражает требования Еврокомиссии согласовывать в дальнейшем инфраструктурные проекты стран-членов ЕС с Китаем (вплоть до права вето для Брюсселя). Еврокомиссия выступает также за более жесткий контроль над передачей Китаю новых технологий.

В Брюсселе уже достаточно давно обсуждают вопросы торгового баланса между Китаем и ЕС, влияния промышленной политики Китая на конкуренцию на международном рынке, а также возможные вызовы со стороны инновационного потенциала Китая. Еврокомиссия планирует повторно внести предложение об ограничении участия в открытых тендерах для стран, которые дискриминируют европейские предприятия на своем внутреннем рынке.

В рамках пересмотра своей промышленной политики ЕС установил механизм защиты европейских предприятий, включая контроль за прямыми иностранными инвестициями, который начнет работать в апреле 2019 г. До 83% прямых инвестиций из Китая в страны Евросоюза, сделанных в 2018 г., будут подвергнуты проверке.[3]

В ходе визита Си Цзиньпина лидеры ЕС подчеркнули: для их согласия присоединиться к китайскому проекту «Один пояс и один путь» Китаю предстоит открыть свой рынок для товаров из ЕС. Они исходят из того, что на переговорах о торговле и рынках сбыта отдельные страны-члены слабее, чем Евросоюз целиком.

Таким образом, ЕС рассматривает предложения Пекина присоединиться к его Инициативе Пояса и Пути в общем контексте европейско-китайских отношений, повестка которых уже изрядно осложнена европейскими опасениями. Но при этом в Брюсселе, похоже, не хотят увидеть (или стараются не потерять контроль над странами-членами) очевидного смысла китайской инициативы, построенной на принципе взаимного выигрыша: потенциальный участник сам, без какого-либо понуждения, определяет характер и степень участия в ней своими интересами и потенциальной выгодой.

И еще один вывод вполне очевиден. Буквально недавно страны ЕС наблюдали «со стороны» на американо-китайскую торговую войну, развязанную администрацией Д. Трампа. Но сейчас европейская торгово-экономическая политика в отношении Китая начинает все больше походить на американскую: в торговле и экономике Европа прибегает к жестким требованиям, вынуждая Китай принять их условия, чтобы не лишиться доступа к европейскому рынку.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати