Сенатор провела «круглый стол» на тему «Механизмы совершенствования проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ при получении иностранными гражданами разрешительных документов в Российской Федерации»
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова провела «круглый стол» на тему «Механизмы совершенствования проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ при получении иностранными гражданами разрешительных документов в Российской Федерации».
В мероприятии участвовали члены СФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественной палаты РФ, Федеральной палаты адвокатов, общественных организаций, научного сообщества.
Людмила Бокова отметила, что основу социокультурной адаптации иностранных граждан составляет изучение русского языка, культуры, основ законодательства, истории. «Совет Федерации неоднократно выступал инициатором предложений по адаптации и интеграции иностранных граждан, законодательного регулирования миграционных процессов», - указала сенатор.
Людмила Бокова напомнила, что закон о проведении комплексного экзамена был принят в 2015 г. В настоящее время сдавать комплексный экзамен должны три категории иностранных граждан – те, кто хочет получить патент, соискатели разрешения на временное проживание и на вид на жительство в РФ.
«Были разработаны тесты, сформирована инфраструктура, где сдают экзамен. На сегодняшний день тестирование проводят более тысячи государственных и негосударственных вузов. В ряде регионов сформированы миграционные центры. В 2018 г. свыше двух миллионов человек сдали экзамен при получении патента и на временное проживание. 270 тыс. человек получили гражданство РФ, они также сдавали экзамен», - сказала законодатель..
По словам Людмилы Боковой, в этой сфере остается ряд проблемных моментов. «Прежде всего, это критерии выбора организаций, которые проводят экзамен. Зачастую в отсутствие такого порядка это создает неравные условия. Имеются различия в форме и содержании федерального и регионального экзамена, а также заметные различия между регионами», - сказала сенатор.
Людмила Бокова подчеркнула, что нужно установить единый порядок проведения экзамена и единые критерии отбора организаций, которые его проводят. Важно усилить государственный контроль за проведением комплексного экзамена, особенно в негосударственных образовательных организациях.
«Наряду с развитием механизмов тестирования крайне важна системная работа по сохранению пространства русского языка», - подчеркнула она.
На заседании выступили проректор по дополнительному образованию Российского университета дружбы народов Анжела Должикова, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова, врио ректора Псковского государственного университета Марина Махотаева, заведующая кафедрой «Русский язык» филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Марфа Тарабукина.
Участники совещания обсудили законопроект о внесении изменений в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отметили, что там предложен практически реализуемый механизм гармонизации федерального и регионального экзамена в части обеспечения единых организационных и методических принципов проведения экзамена. Вместе с тем, законопроект содержит ряд положений, которые требуют более тщательного изучения.
В проекте рекомендаций по итогам обсуждения отмечается, что за период функционирования системы проведения комплексного экзамена выявлены ряд положений действующего законодательства, требующих дополнительного правового регулирования. Необходимо создать систему эффективного контроля за проведением экзамена на региональном и федеральном уровнях. Требуется нормативное закрепление дифференциации уровней сложности в зависимости от правового статуса, на который претендуют иностранные граждане.
Совету Федерации рекомендовано продолжить мониторинг реализации законодательства в сфере проведения образовательных процедур в отношении иностранных граждан, прибывающих в РФ.
Правительству предложено проработать вопрос о внесении в действующее законодательство нормы, освобождающей иностранных граждан с серьезными ограничениями в возможностях здоровья от подтверждения владения русским языком, знания истории и основ законодательства (инвалидов 1 категории).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs