ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Американские войска и базы в Восточной Азии: торг уместен?

11:52 14.03.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Как сообщила на днях The Washington Post, Дональд Трамп хочет заставить союзников платить полную стоимость за размещение американских военных на своей территории плюс 50%. Если это произойдет, некоторым странам, таким как Южная Корея, Германия и Япония, возможно, придется платить за базирование американских военных в пять раз больше, чем сейчас.[1]

Как отнесется к этому Германия – особый разговор, тем более что администрация Трампа не оставляет попыток добиться от своих союзников по НАТО увеличения расходов на оборону до уровня 2% ВВП. Но в Восточной Азии ситуация и сложнее и (для Сеула и Токио) тревожнее.

Причем, прежде всего, именно для Республики Корея. Только что южнокорейская администрация завершила затяжные, изнурительные переговоры со своим американским союзником об условиях размещения американских военных на своей территории, которые продолжались 10 раундов. В ход шли любые аргументы - от утечек в южнокорейскую прессу до американских угроз пересмотреть свою позицию по двустороннему Соглашению о зоне свободной торговли (KORUS FTA). Южнокорейские СМИ сообщали о том, что в декабре 2018 г. Трамп потребовал от корейцев увеличить сразу в полтора раза их расходы и платить теперь более 1 триллиона 400 миллиардов вон. Сеул же заявил, что "наш народ не поймет, если цифра будет выше 1 триллиона вон", а потому "потолок" предложений Южной Кореи - 999,9 миллиарда вон (около 890 млн. долларов).[2]

В итоге стороны сошлись на сумме почти в млрд. долл. (в прошлом году Сеул потратил на эти цели 860 млн. долл.). Срок действия этого соглашения - один год, в последующем стороны смогут его продлевать. Если по сумме на уступки пришлось пойти Вашингтону, то в вопросе срока действия соглашения уступила Южная Корея, согласившись с предложением США о сокращении срока с 5 лет до 1 года.

Но это было не все. В начале марта 2018 г. президент Трамп сообщил в своем твиттере, что не хочет проводить совместные военные учения с Южной Кореей, поскольку решил сэкономить деньги, а также потому, что снижение напряженности в отношениях с КНДР – «это хорошая вещь». Прекращение совместных учений или сокращение их интенсивности также может подразумевать сокращение численности американских военнослужащих, базирующихся в Южной Корее.

Возможно, американский президент разыгрывает при этом незамысловатую двухходовку: посулить Пхеньяну на переговорах о денуклеаризации возможное сокращение численности американских войск на Корейском полуострове, а Сеул такой возможностью припугнуть, чтобы тот был уступчивее на переговорах.

В Японии тоже есть своя история переговоров с администрацией Трампа об условиях размещения американских войск и баз. После прихода Д. Трампа к власти многие в Японии опасались того, что новый президент, который ранее обещал пересмотреть союзнические отношения с Японией и Южной Кореей, если они не увеличат расходы на содержание у себя в стране американских военных баз, может пойти на вывод американских войск с Окинавы.

Осенью 2016 г. один из лидеров японской парламентской оппозиции и руководителей «Специального парламентского комитета по проблемам Окинавы и северных территорий» сказал автору (как мне кажется, несколько преувеличивая проблему): ««Если американцы уйдут с Окинавы и из Филиппин, их место тут же займет Китай. И тогда китайцы будут полностью контролировать нас». При этом он заметил, что Япония компенсирует до 70% расходов на содержание американских баз, в то время как Южная Корея – не более 25%.

И администрация Мун Чжэ Ина, и кабинет С. Абэ мечутся между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, они видят потребность в американских войсках для отражения потенциальной угрозы со стороны Китая и КНДР (частично и России). С другой – необходимость объяснять электорату эти крайне непопулярные среди местного населения расходы.

Вот, например, результаты проведенного в конце февраля 2019 г. на Окинаве референдума: против сохранения американской военной базы выступили 72,2% жителей префектуры при явке в 52,48%, сообщила телерадиокомпания NHK.[3] Итоги референдума могут спровоцировать очередной виток напряженности между центральной японской властью и администрацией префектуры: с одной стороны, кабинет С. Абэ не может игнорировать точку зрения местного населения, а с другой - официальный Токио вряд ли может позволить себе пойти на осложнение отношений с Вашингтоном.

И дело здесь не только в деньгах, а в напористой (и порой бесцеремонной) манере американского президента вести переговоры и торговаться так, что это не оставляет выбора для партнера. Для восточноазиатских союзников Вашингтона это грозит «потерей лица» и ослаблением внутриполитических позиций.

В годы холодной войны им было проще смириться с американским военно-политическим доминированием для отражения казавшихся очевидными угроз. А сейчас японские и южнокорейские налогоплательщики все настойчивее спрашивают, куда идут их деньги: для обеспечения национальной безопасности или для продвижения американских интересов в регионе.

И если в настоящее время в Сеуле и Токио не видят альтернативы размещению американских войск на своей территории, то в среднесрочной и долгосрочной перспективе такая ситуация чревата существенным ослаблением стратегической связки Вашингтона, Сеула и Токио.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Версия для печати