Музейное партнерство в действии: выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» доехала до Москвы

12:25 11.03.2019 Елена Рубинова,


У выставки «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», открывшейся в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина 5 марта, есть все шансы стать одной из самых посещаемых в нынешнем сезоне. Выставка странствует по миру уже третий год и ранее с успехом прошла в Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге и датском Орхусе, а вот российской публике впервые представлена  возможность ближе и в наиболее полном объеме познакомиться с этим уникальным и, возможно, наиболее важным периодом в британском искусстве XX века. Несмотря на тот факт, что монографическая выставка Бэкона проходила в Эрмитаже в 2014 году, а другие художники, которых относят к так называемой Лондонской школе, давно снискали мировую славу, в России прежде выставлялись только отдельные произведения Люсьена Фрейда, Франка Ауэрбаха и Леона Коссофа. Исправить такое положение и призвана настоящая экспозиция.

 

Люсьен Фрейд. Работы 1940-х и 1950-х годов

За последние годы в ГМИИ им. Пушкина в рамках партнерства с лондонским музеем состоялось уже несколько масштабных выставок. Именно с этого начал свое выступление на открытии экспозиции директор Tate Britain Алекс Фарквхарсон: «Проект является продолжением успешного сотрудничества ГМИИ имени Пушкина и музея Тейт — мы уже показывали в Москве творчество Тернера, Блейка и прерафаэлитов, а вот творчество британских художников XX века привезли впервые». И хотя маршрут выставки, которая стартовала летом 2016 года в музее Гетти в Лос-Анджелесе, насчитывает уже много городов, ее путь в Москву был сложным и долгим. Директор Пушкинского музея Марина Лошак рассказала, что считала для себя важной задачей показать Лондонскую школу с тех пор, как в 2015 году она пришла на свой нынешний пост, но осуществить задуманное оказалось непросто.«Моя первая командировка в качестве директора была в Великобританию. Это была большая поездка, не только в Лондон, но и в другие города и музеи. […] И коллеги спросили меня, с какой темы мы могли бы начать выставочное сотрудничество. У меня был список предложений, но я выбрала Лондонскую школу, потому что я уже тогда понимала, насколько важно, чтобы этот проект был в России, и что это выставка про человека, где бы и когда бы он ни жил».

Марина Лошак и Алекс Фарквхарсон на открытии выставки

В экспозицию вошло 80 живописных и графических произведений художников Лондонской школы, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р. Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены еще четыре художника: Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу, чьи методы работы, педагогические установки, а также обстоятельства жизни и творческой биографии позволяют причислить их к Лондонской школе. Все они развивали традицию фигуративной живописи, а не абстрактного и концептуального искусства, что было характерно для времени становления этих художников.

 

Фрэнсис Бэкон. Триптих – август 1972

Сам термин «Лондонская школа» с самого начала носил довольно противоречивый характер. В 1976 году его ввел в обиход один из художников, Р. Б. Китай, но многие историки искусства критиковали это понятие, и даже сам создатель термина относился к нему с иронией (своих коллег Р. Б. Китай определял не иначе как «сборище одиночек»). Художники не писали традиционного арт-манифеста и не провозглашали свое формальное кредо.  «В строгом понимании этого слова Лондонской школы не существовало — каждый художник развивал свой собственный стиль, но все они хотели не только изображать реальность, а стремились ее переделать. Всех их связывали либо узы дружбы, либо совместная художественная практика, либо преподавание — и все они жили в Лондоне в одно время»,подчеркивает Элена Криппа, куратор выставки и хранитель современного британского искусства галереи Тейт.  В центре их творчества были автобиографические мотивы и человеческое тело; многие работы художников посвящены теме его уязвимости и одновременно жизнеспособности.

 

Люсьен Фрейд. Девушка с котенком. 1947

Одной из основных линий в концепции выставки является искусство Люсьена Фрейда, внука классика психоанализа Зигмунда Фрейда. Мастерство этого художника, который великолепно передавал психологический портрет своих моделей, позволило искусствоведам именовать его «Энгром экзистенциализма». За время своей долгой и плодотворной карьеры он создал немало чувственных изображений своих родных и близких. Часто в своих работах ( например портрет жены художника Китти с собакой ) Фрейд прибегает к противопоставлению свойств меха и кожи. Художники Лондонской школы проявляли интерес не только к человеческому телу, их также  привлекал пейзаж, особенно пейзаж послевоенного Лондона.

«Безусловно, человеческое тело — основная тема их искусства. Но из работ некоторых художников, особенно таких, как Ауэрбах и Коссоф, мы узнаем и Лондон — город, израненный войной», — продолжил Алекс Фарквхарсон в своем приветственном слове на открытии экспозиции. И не столь важно, что именно мы видим на картине: послевоенный Лондон, который отстраивается заново, бассейн, в котором купаются жители города, или район Кэмден-Таун, где расположена студия художника, — все эти образы тесно связаны с личными историями и субъективным восприятием города, в котором живут авторы этих работ. Каждая из них превращается в своего рода экзистенциальный автопортрет. Произведения ныне здравствующих художников Фрэнка Ауэрбаха и Леона Коссофа занимают важное место в экспозиции.

 

Фрэнк Ауэрбах. Примроуз-Хилл. 1968.

Говоря об особенностях живописной техники художников Лондонской школы, позволявшей им передавать глубоко личные переживания со всей интенсивностью и напряжением, Элена Криппа отметила: «Эти художники развивали свою технику таким образом, что у нас возникает почти физическое желание дотронуться до поверхности картины. Выставка носит глубоко личностный характер и говорит о каждом из нас». 

 

Р. Б. Китай. Исаак Бабель скачет с Буденным. 1962

Майкл Эндрюс и Р. Б. Китай часто создавали образы на основе литературных источников, фотографий и работ других художников. Некоторые коллажи Р. Б. Китая могут быть особенно интересны российскому зрителю, поскольку художник использовал тематику советской и еврейской истории и литературы, тем самым отдавая должное своим корням (родившийся в Америке, он был потомком еврейских выходцев из России).

Великолепный экспозиционный дизайн Анны Каменских изменил некоторые залы музея, где проходит выставка, позволив наилучшим образом использовать музейное пространство и архитектурные особенности здания. По мнению гостей из Лондона, развеска сделала московскую экспозицию даже более выигрышной, чем на некоторых предыдущих площадках.

К выставке приурочена большая образовательная программа с участием российских и британских искусствоведов и специалистов  в области социальной антропологии, философии и визуальной культуры. 

Выставка продлится до 19 мая 2019 года.

 

Фото: предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина и Е. Рубиновой