ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Система контроля над вооружениями: распад или новое начало?

11:58 04.02.2019 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: liganews.net.

Соединенные Штаты Америки приостановили свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). 31 января 2018 года об этом объявил госсекретарь США Майк Помпео. Этому предшествовали неоднократные заявления администрации Дональда Трампа о том, что Москва не желает признавать, что ракета 9М729 комплекса «Искандер-М», развернутого у европейских границ, якобы нарушает условия этого документа, подписанного генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом в 1987 году.

В свою очередь Президент России Владимир Путин объявил, что Москва приостанавливает участие в ДРСМД до тех пор, пока в США «не созреют для равноправного содержательного диалога».

Накануне этого события в Москве состоялся круглый стол, который был посвящен перспективам сохранения существующей системы контроля над вооружениями. В нем приняли участие эксперты Российского совета по международным делам - известные ученые, специалисты в области российско-американских отношений.

Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что и для самого президента США, и для его ближайших сторонников сохранение Договора по РСМД не входило в число приоритетов. Политическое решение о выходе из режима соблюдения этого документа было предпринято далеко не вчера. Еще в конце 2018 года советник Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон недвусмысленно давал понять, что Вашингтон тяготится этим договором и не считает следование ему целесообразным в изменившихся условиях.

А.Кортунов предположил, что Белый дом волнует не столько мнимое нарушение Россией условий Договора по РСМД, сколько позиция Пекина, который изначально не присоединился к этому документу и использует все находящиеся в его распоряжении возможности для того, чтобы пополнить собственный арсенал ракетами средней и меньшей дальности. В то же время эксперт предположил, что в первые месяцы после выхода США из договора ничего экстраординарного на международной арене не произойдет. По его словам, в настоящий момент у Соединенных Штатов нет необходимых технологий для выпуска в нужных объемах ракет наземного базирования. Кроме того, вряд ли страны «старой Европы» (прежде всего Франция, Германия и Италия) согласятся с подобным стремительным изменением статус-кво, сложившегося после окончания холодной войны.

Позицию Андрея Кортунова отчасти развил научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов. Назвав позицию Белого дома «откровенно хамской», эксперт рассказал о беседе с Болтоном, которая состоялась во время визита советника Трампа в Москву в октябре 2018 года. По словам ученого, Болтон неоднократно пытался склонить его к поддержке позиции Соединенных Штатов по «китайской проблеме» и солидаризироваться с необходимостью сдерживания Пекина. Когда Рогов спросил его, какой резон России поддерживать позицию США, учитывая тот факт, что американцы лишь усиливают свое давление на Москву, тот не смог дать никакого вразумительного ответа. В то же время на вопрос российского коллеги: «Могут ли США дать гарантию, что они воздержаться от размещения своих ракет вблизи границ нашей страны?» американец отметил, что такого обещания он дать не может. Ответ получился более чем исчерпывающим, особенно если вспомнить некоторые подробности биографии самого Болтона. Именно этот человек, входя в 2001-2002 годах в состав команды президента США Джорджа Буша-младшего, был основным инициатором выхода Вашингтона из Договора по противоракетной обороне от 1972 года. Нынешние его действия отвечают тому же вектору: обеспечению США максимальной свободы действий при сохранении требований односторонних уступок со стороны России.

С.Рогов напомнил, что несколько дней назад была опубликована новая доктрина противоракетной обороны США. В ней говорится, что часть элементов разворачиваемой в Европе ПРО будет направлена непосредственно против России. «Таким образом, американские базы Aegis будут противостоять нашим межконтинентальным баллистическим ракетам», - подчеркнул американист.

С позицией Вашингтона солидаризируются его союзники в Восточной Европе. Например, о своей готовности разместить на своей территории элементы региональной ПРО уже заявила Польше. Вполне возможно, что примеру Варшавы последуют и страны Прибалтики. «Действительно, поначалу существенных изменений не произойдет. Однако пройдет несколько лет и мы увидим, что ситуация на континенте приобретет очень тревожный и опасный характер», - подчеркнул С.Рогов.

Выход Вашингтона из ДРСМД опасен еще и тем, что с этим договором в единую цепь связаны важнейшие элементы архитектуры современной безопасности. Заместитель директора Института США и Канады, генерал-майор запаса Павел Золотарев отметил, что под угрозой оказался Договор СНВ-3 – основополагающий двусторонний документ об ограничении и ликвидации стратегических наступательных вооружений. «Его срок заканчивается в 2021 году. Почти стопроцентная вероятность, что он не будет продлен», - заявил эксперт.

Вслед за СНВ-3 последует очередь Договора о нераспространении ядерных вооружений. «Пока мы с американцами обсуждали вопросы поддержания международной стабильности, в мире появилось три новых ядерных государства. Таким образом, и этот документ в условиях окончания холодной войны оказался неэффективным», - заявил П.Золотарев. Он также добавил, что возможное размещение США ракет средней дальности в Европе подрывает основы доктрины ответно-встречного удара, служившей до недавнего времени основой нашей национальной безопасности. Таким образом, может сложиться ситуация, при которой риск возникновения конфликта с использованием ядерного оружия резко возрастет.

Ситуация, сложившаяся в сфере контроля над вооружениями, усугубляется тем, что действующая администрация Белого дома практически недоговороспособна. Она практически не воспринимает доводы не только зарубежных визави, но и своего экспертного сообщества. В этих условиях Россия будет вынуждена отказаться от доктрины ответно-встречного удара в пользу упреждающих действий. Американцы, скорее всего, будут действовать аналогично. Это значит, что мир может столкнуться с кризисом, более опасным, чем Кубинский в 1962 году.

Наиболее категорично выступил председатель ПИР-Центра, вице-президент РСМД Евгений Бужинский. Он напомнил, что в 1987 году, накануне заключения Договора по РСМД, советское руководство уже сделало американскому руководству беспрецедентную уступку, уничтожив оперативно-тактические комплексы «Ока», имевшие дальность 400 км. «Излишне напоминать, что наша сторона ничего не выиграла от подобного шага», - заявил эксперт. По его словам, Париж, Берлин и Рим вряд ли пойдут на размещение элементов ПРО. В сложившихся условиях американцам придется разворачивать их на территории своих восточноевропейских союзников. Время подлета ракет до важнейших объектов российской инфраструктуры резко сократится, в результате чего Москва будет вынуждена изыскивать способ «дотянуться» до территории США. «Не исключено, что придется договариваться с никарагуанцами и кубинцами по этому вопросу», - подчеркнул Е.Бужинский.

Могут ли американские ракеты средней дальности появиться на Востоке? Вице-президент ПИР-Центра не исключил такой возможности, но отметил, что и здесь Вашингтон могут ждать определенные проблемы. Достаточно вспомнить, что размещение противоракетных комплексов THAAD в Южной Корее уже вызвало крайне раздраженную реакцию в КНР. Впрочем, эта задача может быть разрешена путем создания комплексов с дальностью в 4 тыс. км и их размещения на Гуаме или в Австралии. Есть, правда, наиболее простой вариант – осуществить подобное развертывание в Японии. Однако в России это будет воспринято как прямая угроза и, конечно, сразу же похоронит все попытки переговоров о заключении мирного договора между Москвой и Токио.

Со своей стороны, Россия может пойти на размещение ракет дальностью в 4 тыс. км на Чукотке. В то же время Е.Бужинский считает, что идти на эскалацию гонки вооружений сейчас было бы контрпродуктивно. Российские Вооруженные Силы располагают комплексами морского и воздушного базирования, которые по своим данным вполне сопоставимы или даже превосходят американские аналоги.

Андрей Кортунов подчеркнул необходимость купирования последствий выхода США из ДРСМД не только военно-техническими, но и политическими мерами. Для этого необходимо заменить двусторонний формат контроля над вооружениями на многосторонний, привлекая к нему не только Россию и США, но и другие страны, включая Китай. Огромное значение в сложившихся условиях приобретают контакты между военными разных государств и обмен информацией о вызовах и угрозах между ними.

«Никто не может быть заинтересован в снижении порога угрозы применения ядерного оружия до критического уровня», - подчеркнул эксперт.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати