Введение в политический оборот термина «Индо-Тихоокеанский регион» указывает на растущую экономическую и стратегическую роль Индии в меняющейся геополитической картине мира. Само появление термина ставит Индию в центр этой конструкции, периферийное присутствие Индии в Азиатско-Тихоокеанском регионе остаётся в прошлом.
Конечной целью стратегии Индии в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) является создание подвижной системы геополитических противовесов в условиях растущего влияния Китая и вызванного этим усиленного внимания к региону со стороны США и других западных стран.
Первоначально Нью-Дели уделял приоритетное внимание прибережным зонам Бенгальского залива, Аравийского и Южно-Китайского морей с перспективой создания цепочки дружественных государств от Аденского залива до восточной оконечности Южно-Китайского моря.
В этой связи вполне предсказуемо Индия перешла к стратегическому партнёрству с государствами, находящимися на крайних полюсах этой дуги – Оманом и Филиппинами. Индия активно сотрудничает с Оманом в военной сфере. Офицеры ВМФ Индии инструктируют Королевский флот Омана, индийские ВВС используют оманские аэродромы для дозаправки, вооружённые силы обеих стран регулярно проводят совместные учения (1).
С Филиппинами Нью-Дели придерживается подобного же формата сотрудничества. Корабли индийских ВМС и береговой охраны частые гости на Филиппинах, обе стороны сотрудничают в военной логистике и борьбе с терроризмом. Манила и Нью-Дели подписали более сорока соглашений о сотрудничестве в различных областях экономики (2).
Учреждённая в 1995 г. Ассоциация стран Индийского океана (IORA) была проявлением стремления Индии объединить прибрежные государства в единый политико-экономический партнёрский союз.
Членами IORA являются государства от Ирана вдоль восточного побережья Африки до ЮАР, Мадагаскара и расположенных рядом островных государств и государства Южной и Юго-Восточной Азии, от Бангладеш через Таиланд, Малайзию, Сингапур, Индонезию до юго-западной части Тихого океана (Австралия, Новая Зеландия) (3).
Индия выступает за свободу мореплавания и торговли в Индийском океане, но при этом заинтересована в ограничении политического влияния стран, расположенных вне региона и не разделяющих общих политических и экономических интересов региональных игроков. Речь о Китае. IORA - это гибкий инструмент консолидации региона, куда «чужаки» допускаются на правах собеседников и партнёров для диалога.
Наряду с прибрежными зонами Индийского океана индийская дипломатия стала уделять больше внимания островным государствам в Тихом океане. Отношения с ними Нью-Дели рассматривает в рамках политики «расширенного соседства». Развитие отношений с обоими ансамблями государств, прибрежными и островными, позволяет на практике проявить геополитическую предметность понятия Индо-Тихоокеанского региона.
Индия не имеет постоянного военного присутствия в южной части Тихого океана, но по геополитическим соображениям заинтересована в этом. Необходимым условием для осуществления этого вектора усилий является расширение зоны действия индийских ВМС за счёт использования Андаманских и Никобарских островов в качестве «баз подскока» в восточном направлении. В этом случае необходимо также углубление сотрудничества и по линии военной дипломатии. Пока же постоянные дипломатические миссии Индии присутствуют только в Папуа-Новой Гвинее и на Фиджи, но без военных атташе.
Стратегическая логика требует от индийского руководства углубления партнёрства со следующими странами и международными коллективными структурами:
- США, Австралией, Японией (в рамках Четырёхстороннего диалога Quad) и Новой Зеландией;
- Чили как фланговым государством южной части Тихого океана, «примыкающего» к Французской Полинезии через Чилийское море (политико-юридическое понятие, обозначающее принадлежащие Чили воды Тихого океана);
- Францией, отталкиваясь от согласия Парижа предоставить индийцам возможность использования французских военных баз в Тихом океане;
- Передовой группой меланезийских государств (MSG) в составе Фиджи, Папуа-Новой Гвинеи, Вануату, Соломоновых островов и Индонезией (ассоциированный член), усиление переговорных позиций которой расширит дипломатическое присутствие Индии в Меланезии;
- Форумом сотрудничества Индии с островными государствами Тихого океана (FIPIC);
-Ираном, как шиитским государством, в связи с растущим влиянием Пекина в суннитском Пакистане (Китай инвестирует в пакистанский порт Гвадар, Индия – в иранский порт Чехбехар) (4);
- Фиджи, учитывая многочисленность местной индийской диаспоры, динамику фиджийско-китайских отношений, а также активную внешнюю политику Фиджи и совпадение политического курса Индии «смотри на Восток, действуй на Востоке» (Look East, Act East) с курсом Фиджи «смотри на Север» (Look North);
В пользу Индии тот факт, что из четырнадцати островных государств южной части Тихого океана пять состоят в свободной ассоциации с западными державами – о-ва Кука и Ниуэ в ассоциации с Новой Зеландией, Маршалловы о-ва, Палау, Федеративные Штаты Микронезии – с США. Тем более что Веллингтон и Вашингтон поддерживают усиление роли Индии в этой точке планеты.
На текущую перспективу перед индийским руководством стоит задача увеличения финансовой помощи тихоокеанским островным государствам и достижение договорённостей о совместной экономической деятельности. На данный момент объёмы помощи, предоставляемой Индией, невелики, в то время как помощь Китая по объёмам превзошла помощь, оказываемую Новой Зеландией, почти сравнялась с финансовыми вливаниями из США и уступает только Австралии.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/26_Oman_November_2017.pdf
2) https://thediplomat.com/2018/01/the-philippines-strategic-relationship-with-india/
3) https://www.cfr.org/expert-brief/us-indo-pacific-strategy-needs-more-indian-ocean
4) https://thediplomat.com/2019/01/india-doubles-down-on-chabahar-gambit/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs