Англоязычная версия сайта «Православие», со ссылкой на информацию, полученную от источников в Иерусалимском Патриархате, опубликовала статью[1], в которой сообщается, что на Иерусалимскую Церковь оказывается серьезное давление в связи с конфликтом между Вселенским Патриархатом и Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.
Издание информирует о том, что несмотря на то, что согласия Иерусалимского Патриархата на прием и сослужение с «епископами» новой «церкви» пока нет, но на праздник Богоявления (19 января) делегация новообразованной ПЦУ планирует посетить Иерусалим. А чтобы Иерусалимскому Патриарху было сложнее расставить все точки над «i», и законно отказать самоприглашенным «гостям», в состав украинской делегации на праздник Крещения Господня, входит запрещенный в служении Священным Синодом канонической УПЦ бывший митрополит Александр (Драбинко) – единственный (не считая винницкого Симеона) канонический архиерей в «автокефальной» группе.
С сожалением нужно заметить, что Священный Синод Иерусалимского Патриархата, действительно до сих пор не делал официальных заявлений по поводу новообразованной украинской «церкви».
«Вполне возможно, что Драбинко посылают потому, что, как бывший иерарх канонической Церкви, он может хотя бы похвастаться каноническим посвящением в епископство, чего не может сделать большинство иерархов новой структуры, – указано в статье, – И поэтому они надеются, что он будет более приемлемым для иерархов Иерусалимской Церкви».
Автор публикации как бы ставит вопрос, пытаясь разглядеть худший вариант исхода этого поистине эпохального противостояния: «До сих пор Патриархат не дал согласия на прием и сослужение с представителями раскольников, хотя сложно сказать наверняка, каким будет решение из-за давления, оказываемого на Иерусалимскую Церковь с разных сторон, в том числе Константинополя, Израиля и Америки», ведь Иерусалим – это поистине святая Земля не только для Православных. На протяжении многих столетий именно для россиян Иерусалимский Патриархат ассоциируется даже не только со священными водами Иордана, где проповедовал Иоанн Креститель и принял Крещение Господь и Бог наш Иисус Христос, но и с ежегодными Пасхальными торжествами, когда Патриарх Иерусалимский принимает и раздает Благодатный Огонь в Великую Субботу. А Пасхальные Торжества не за горами.
Что же такое – Благодатный Огонь, схождение которого так восторженно встречают в храме Воскресения Христова и которого (не приведи Бог!) мы можем быть лишены.
Почти две тысячи лет Православные Христиане отмечают свой главный праздник – Пасху, Воскресение на третий день после распятия Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Особенные торжества происходят в храме Гроба Господня (Воскресения) в Иерусалиме, на месте где находилась его Гробница. Здесь Он воскрес, Первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. В наше время над Гробом мы видим Кувуклию – часовню, размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагающуюся прямо внутри Храма Гроба Господня, под его сводами[2].
Все, кто находятся внутри храма Воскресения в Великую Субботу становятся свидетелями схождения Благодатного Огня[3], которое остается необъяснимой тайной вот уже на протяжении многих столетий. Причем, что самое главное, огонь появляется только по молитве православного патриарха.
Считается, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества и последними минутами жизни для всех, кто будет находиться тогда в храме.
Первые упоминания о схождении Благодатного Огня накануне Пасхи Христовой есть у таких отцов Церкви как Григория Нисского[4] (скончался после 394 года) и историка Евсевия Кессарийского (339 год). Уже в V—VII веках древний обряд возжжения вечернего света был внесен в богослужение Великой Субботы в Иерусалимской Церкви. А начиная с IX века доподлинно извествуется, что обряд благословения вечерней свечи – не просто древний церковный обряд, но чудо схождения во время вечерни и литургии в храме Воскресения Христова Благодатного Огня[5].
Примечателен в описаниях тот факт, что лампады на (или над) Гробом, возжигаются сами, ибо в самом Гробе в этот момент никого нет: Патриарх и народ находятся снаружи. Об этом упоминает известный арабский юрист Ахмеда ибн аль Касса (умер в 936 году «Признаки киблы»): «В день Великой Субботы люди выходят из места гроба к скале, вокруг которой хоры; (с них) они смотрят на место гроба, все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует эмир и имам мечети. Правитель запирает дверь к гробу и садится у нее. Они все так остаются, пока не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренностей гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда. В руках его свеча, которую он зажигает от этого огня, а затем выносит. Он отдает ее имаму, тот несет эту свечу и зажигает лампады мечети. Донесение об этом пишут правителю, сообщая, что огонь спустился в такое время такого-то дня. Когда он сошел во время утренней молитвы, это служит у них приметой, что год не будет плодороден, но и не засушлив; если же сошел во время полдня, это указывает на год неурожайный»[6]. Об этом же упоминает и известный персидский историк Абу Рейхан аль-Бируни (972/973 — 1048): «В средине церкви Воскресения в Иерусалиме (находится) Гроб Христа, высеченный в одной (сплошной) скале со сводом; над гробом купол, поверх которого возвышается другой, большой; вокруг скалы — хоры, на которых помещаются мусульмане, христиане и все, кто приходит к месту гроба в этот день, преклоняясь пред Богом и молясь ему от полдня до вечера. Приходит му'аззин соборной мечети, имам и эмир города. Они садятся у Гроба, приносят лампады, которые ставят на Гроб. А он бывает закрыт: христиане до этого тушат свои светильники и лампады и остаются так, пока не увидят, что чистый белый огонь зажег лампаду. От нее зажигают лампады в соборной мечети и в церквах, а затем пишут в столицу халифата о времени нисхождения огня. По быстроте нисхождения и близости его к полдню заключают об урожае в этот год, по запаздыванию до вечера и удалению (от полдня) — о неурожае»[7].
Более позднее сообщение о том, что «зажигаются паникадила над гробом Божиим невидимо», принадлежит иеродиакону Сергиевской лавры Зосиме (1420)[8].
Митрополит Кессарии Каппадокийской Арефа писал в начале Х-го века к Эмиру дамасскому: «Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают - Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь»[9].
Среди наших современников весьма показательно свидетельство Архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко), бывшего с начала 1967 по 1968 годы секретарём Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в сане иеродиакона:
«— Вы видели, как сходит Пасхальный огонь?
— Да, я видел два раза. Тогда ещё был жив архиепископ Антоний (Завгородний). И когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнём, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в Кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жёг, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи.
— Огонь прямо на этом камне горит?
— На камне, и все лампады горят, и весь камень покрыт огнём.
А миру это всё равно! Как вы думаете, почему так получается, что люди так мало внимания уделяют этому ежегодному чуду?
Это надо видеть! Я тоже, если бы не видел, сомневался. Но я увидел сам, горит огонь, и мы умываемся. Сплошной камень, мрамор, и весь покрыт огнём. Ни копоти нет, ничего, просто горит огонь и всё»[10].
Прежде, чем мы перейдем к самой церемонии Великой Субботы, следует сделать важное замечание: совершает её только Православный Иерусалимский Патриарх. Случаи хитростью, подкупом или силой оспорить у него это право представителями других деноминаций бывали в истории, но лишь доказывали благодатность и истинность Веры Православной.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоначальники, почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви:
"Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.
Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…"[11]
Другой любопытный случай мы на ходим в описании капеллана Иерусалимских королей-крестоносцев, Фулька (Фульхерия Шартрского), который рассказывал, что «когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетивши св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Духовенство греческое и латинское уже несколько раз начинало петь "Господи помилуй!", несколько раз начинал петь и патриарх (латинский) над св. Гробом, небесное пламя не сходило ни на одну из св. лампад. На другой день, в самую Пасху, клир и народ собрались опять в церковь и опять не являлось св. Огня. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли крестным ходом, босыми ногами, в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь; при виде его полились обильные слезы, все возгласили: "Господи помилуй!" и поспешили возжечь свечи. Небесное пламя внезапно разлилось повсюду при звуке труб и пении псалмов и рукоплесканиях народа. Общею радостию оживился весь Иерусалим»[12].
Небезынтересно, что о безуспешных попытках римо-католического духовенства «получить» Огонь свидетельствовали их же единоверцы.
Но самым показательным для многих паломников, посещающих храм Гроба Господня явился случай 1579 г. Память и свидетельство о нем встречает паломника прямо у дверей храма. В те далекие годы священникам Армянской Церкви, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву их священников в Иерусалим съехалось множество их единоверцев, предвкушавших свое торжество и унижение Православных – их, во главе с Патриархом Софронием IV, удалили не только от Кувуклии, но и вообще из Храма.
Там, у входа в святыню, они и остались со скорбью молиться. Несмотря на все молитвенные подвиги Армянского Патриарха, который молился около суток, никакого чуда не последовало. А в это время молниевидный сноп Огня ударил точно в колонну у входа, рядом с которой стоял Православный патриарх, который и передал далее стоявшим рядом с ним единоверцам Благодатный Огонь.
"Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан". Один из турецких солдат, находившихся на анфиладах построек, прилегающих к храмовой площади, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее, воскликнул: "Единая вера Православная, и я - христианин", спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы.
Своими же единоверцами Анвар был казнен за исповедание христианства, а его следы, запечатленные в каменной плите площади, долгое время пытались заретушировать. В чем, однако, не преуспели, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.
Говоря об обычаях, мы подходим еще к одной важной составляющей святогробской жизни – в силу поликонфессиональности этого святого места, об его особом регламенте, или, иначе говоря, статус-кво. Ведь на территории Храма Гроба Господня расположено не только несколько действующих монастырей, включающих множество вспомогательных помещений, галерей - различные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям.
Например, церковь францисканцев и алтарь гвоздей — католическому Ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены, придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского и алтарь на западной части Кувуклии — Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон (как и общее руководство службами в Храме) принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
Служба в Великую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в соответствии со Статус-кво на Святых местах, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Во избежание недоразумений и ссор при совершении служб, была введена строгая регламентация, относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями, которые издавна участвуют в службе.
Во времена Османской Империи контроль и обеспечение безопасности осуществляли турецкие власти, сейчас — израильская полиция. А в «Календаре пасхальных служб в храме Гроба Господня», ежегодно издаваемом к Пасхе попеременно армянской и греческой патриархиями, прописываются все права, обязанности и действия священнослужителей в привязке ко времени.
Литания (церковная церемония) Благодатного Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется не в определенный календарный день, а согласно правилу, установленному на Первом Вселенском Соборе (325 г.), который постановил праздновать Православную Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, не ранее иудейской Пасхи и не одновременно с ней, как это и случилось во времена Спасителя.
В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Причем присутствуют не только Православные и даже не только христиане – среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов. Сам храм вмещает в себя до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
Как и в древности, накануне в храме тушатся все свечи, лампады и паникадила. На середине ложа Живоносного Гроба диаконом ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная Кувуклия, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, закрывается и опечатывается потомственными Хранителями ключей храма из арабско-мусульманской семьи Джауда Аль Гадийа (араб. جودة آل غضية), при этом право отпирать и запирать двери принадлежит другой мусульманской семье Нусайба (араб. عائلة نسيبة).
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга со свечами в руках. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь, скандируя: "Иля дин, иля виль эл Мессиа"[13].
Для нас, привыкшим к тихим, спокойным и размеренным, можно сказать «камерным» формам богослужения, видеть такое нестандартное поведение бывает весьма непривычно. Однако Господь, видимо, приемлет и такое, по-детски наивное и чистосердечное обращение к Богу. Когда Иерусалим находился под британским протекторатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх потребовал впустить арабов... И только тогда явился огонь!
И вот в Храм входит процессия, состоящая из православных и армян. В конце процессии идет православный Патриарх в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к Кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения Патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против Святого Живоносного Гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.
Когда Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию, его разоблачают, снимая митру, саккос, омофор и палицу и оставляя лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Это сейчас представляет собой «ритуальную», незначительную часть службы, а во времена господства османов, таким образом за патриархом осуществлялся «контроль» турецкими янычарами. Предстоятель был обыскиваем перед вхождением в Кувуклию, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Надеясь уловить православных на подлоге, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те, обнажив ятаганы, готовы были отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен.
Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание.
Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований. Не прося у Господа «совершения чуда», Патриарх лишь воспоминает о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: "Благоговейно приняв сей возжигаемый (εκκαιομένου) на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения". Иерусалимский Патриарх возносит молитву ко Господу, прося, чтобы Он обновил мир неизреченным Своим благоутробием и светом познания Своего просветил язычников, пребывающих во мраке, и чрез Своё сошествие во ад небесная, земная и преисподняя исполнил бы света; чтобы сей раздаваемый свет от светоносного Его Гроба верным послужил даром освящения, исцелением от болезней, демонам — ужасом, и чтобы Спаситель благословил и освятил благочестиво к нему прикасающихся и даровал бы им ходить во свете заповедей Его, как сынам света[14].
Все затихает, люди молятся, благоговейно ожидая сошествия Огня. А в разные годы томительное ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Бывший у Гроба Господня в начале XII-го века Игумен Даниил писал: «И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Ибо каждый заглядывает тогда в себя, и вспоминает свои грехи, и говорит каждый в себе: «Неужели из-за моих грехов не сойдет Святой Свет?» И так стоят все верные люди в слезах с сокрушенным сердцем»[15].
А первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного М. И. Якушев вспоминает о всполохах света за мгновения до схождения Благодатного Огня: «Как будто море отражает солнца лучики — и вот это очень похоже на эти отражения. Сначала я думал, что это вспышки (фотокамер), но, конечно, вспышки (фотокамер) — они очень яркие, а здесь непонятной природы свет. И вот эти яркие всполохи напоминали отражение солнца от морской воды. Но недавно, в последние годы, члены нашей делегации снимали вообще луч, который идёт аккурат через открытую точку (там сейчас она покрыта стеклом) с неба и идёт прямо в Кувуклию, в открытую часть… Наш друг, он сейчас посол в Италии, он стоял тогда в кафоликоне, мы стояли в другом месте и думали, что огонь выходит только из Кувуклии, а он говорит, нет, огонь пошёл одновременно из алтарной части кафоликона и из Кувуклии, и получается, он сошёлся в том месте, где аккурат Христос Спаситель, Вседержитель, Пантократор — где отмечен пуп земли. И вот там сошлись эти огни»[16].
В этом месте особенно хочется обратить внимание наших читателей на ту компанию, которая имеет место в последнее время в средствах массовой информации по дискредитации Благодатного огня. Основной тон и содержание всех этих т.н. разоблачений состоит в ссылках на самих Православных, будто бы отвергающих подлинность этого чуда, при этом продолжая «дурачить простой народ» (здесь и далее нами будут частично использованы выдержки из прекрасной статьи в защиту Благодатного Огня, опубликованной сайтом «Православие»[17])
Прежде всего скажем о наблюдаемых паломниками вспышках перед схождением Благодатного огня, поскольку это – один из первых аргументов скептиков. Они уверенно убеждают, что эти всполохи есть ни что иное, как вспышки фотоаппаратов. С ними можно было бы согласиться, если бы мы не знали древних описаний этого же явления. Посему их аргумент является первым же аргументом и для нас в защиту Огня – фотоаппаратов в древности не было!
Никита Клирик, посетивший Иерусалим в 947 году, пишет: «Архиепископ еще не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь исполненною неприразимым и Божественным светом, так что благочестивый народ передвигался то в правую сторону, то в левую… При таком неожиданном светоявлении все исполнены были изумления, да и самые безбожные агаряне были поражены и устыжены… в нынешнее время Божественное светоизлитие распространилось по всей церкви»[18].
Уже упоминавшийся нами Игумен Даниил, посетивший святые места в 1106–1107 годах, свидетельствовал: «Тогда внезапно и засиял святой свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое».
Кроме того, всполохи голубоватого света в храме, похожие на вспышки молний, зафиксированы и на видеопленку[19].
Немаловажен еще и тот факт, что первые 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – он совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." - писал более 400-от лет назад один из паломников.
К апологетике благодатности Огня относится и уже приводимое нами свидетельство Архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила (Стеблюченко).
Печально известный диакон Андрей Кураев, своими публикациями нерегулярно, но с завидным постоянством вносящий смущение в умы и веру Православным христиан, в вопросе благодатности Огня, в своем интернет-форуме, комментируя интервью[20] Иерусалимского патриарха Феофила III, написал: "Ни слова «чудо», ни слова «схождение» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог». Явное передергивание слов патриарха с попыткой донесения до умов читателей своего (ущербного и неверного) взгляда и понимания.
Что скрывается за словом «representation», которое отец Андрей оставил без перевода? Англо-русский словарь Мюллера дает следующие значения: «1) представление, изображение; 2) изображение; образ; 3) (часто pl) утверждение, заявление; 4) представление, спектакль; 5) представительство; 6) протест».
Видимо, отец Андрей понял это слово в четвертом значении – «представление как спектакль», однако это явно несообразная интерпретация, потому как тогда получится перевод: «Это церемония, которая является спектаклем, как и все другие церемонии Страстной седмицы», что подразумевает, будто Иерусалимский патриарх вообще богослужения Православной Церкви считает «спектаклями».
На самом деле видно, что патриарх употребил слово «representation» в его более употребительном значении, и в таком случае ничего «крамольного» в его словах нет: это, дескать, церемония, которая является образом, как и все другие церемонии Страстной седмицы… мы в этой церемонии являем образ того, как весть о Воскресении от Кувуклии разошлась по миру». К слову, «ceremony», тоже оставленное без перевода и просто транскрибированное отцом Андреем, имеет основное значение «обряд», а среди неосновных – «этикет, формальность» (по Мюллеру).
Особое место в своих выпадах против чудесности и благодатности Огня его противники отводят профессору Ленинградской Духовной Академии Успенскому, последовательному стороннику отрицания подлинности чуда схождения Благодатного огня и посвятившего этому специальное сочинение «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме», озвученное им в качестве актовой речи, произнесенной 9 октября 1949 года в ЛДА.
Главной и основой позицией профессора Успенского были не какие-либо неопровержимые факты, доказывающие обман, который, якобы, из века в век совершают Иерусалимские патриархи, а идея о том, что будто бы ежегодное явление чуда в одно и то же время несовместима с христианским учением. Он пишет: «Казалось бы дерзостью ждать свыше огня в определенный день, час и минуты; казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать знамения от гроба Христа, Божественное достоинство Которого засвидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников; наконец, кажется, было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от Того, Который для величайшего таинства евхаристии взял естественные плоды земли – хлеб и вино; однако, среди христиан восточных исповеданий – православного, армяно-григорианского, иаковитского и коптского – весьма широко распространено верование в сверхъестественное чудесное происхождение “благодатного огня”».
Повторим, именно это представление является основой тезой профессора Успенского в неподлинности чуда Благодатного огня. Профессору Ленинградской Духовной Академии следовало бы вспомнить Евангелие, которое приводит нам один из фактов регулярного чуда, совершавшегося в одном и том же месте – все как и в случае с Благодатным огнем: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5: 2–4).
Таким образом, мнение профессора о том, что будто бы «христианское сознание не может допустить чудесности появления огня в определенный день, час и минуту, ибо такое положение низводило бы самую христианскую религию на уровень так называемых естественных религий» - абсолютно несостоятельно! К тому же многим из нас известны и другие, новозаветные «регулярные» чудеса, происходящие в наше время и на наших глазах – это и течение реки Иордан в обратную сторону на праздник Богоявления, это и облако над Фавором в праздник Преображения, да и многие иные чудеса, совершающиеся в разных частях света в разные праздники.
Прочие аргументы профессора столь же натянуты и несостоятельны, что не достойны, на наш взгляд, и более достойного и серьезного обсуждения.
К слову сказать, косвенным подтверждением божественного знамения при схождении Благодатного Огня является тот факт, что совершается это знамение только накануне Православной Пасхи, которая, как известно, по причине следования каноническим правилам, в некоторые годы не совпадает ни с католической Пасхой, ни даже с армянской.
Не следует игнорировать также исторические факты косвенного подтверждения благодатности и чуда со стороны иноверцев. Если в наше время перед вхождением Патриарх и не подвергается обыску, то во времена господства Османской империи обыск был далеко не символическим. При этом смертная казнь грозила либо патриарху - «фокуснику», либо самой турецкой страже за нерадивое исполнение своих обязанностей. Маловероятно, чтобы имея множество завистников и даже врагов, при правлении враждебно настроенных к ним арабов-мусульман, турок, латинян, евреев, иерусалимские Предстоятели не были бы разоблачены в «световом шоу» за столько веков.
Весьма показателен при обсуждении этой темы и такой факт, рассказанный бывшим Начальником РДМ в Иерусалиме Архимандритом Исидором (Минаевым): «Я не задаюсь вопросом, кто возжег свечи: Бог, Ангел или Патриарх. Я получаю множество свидетельств от паломников, что и в обычные дни они видят огненные зарницы в храме Гроба Господня. И это не вызывает у меня недоверия. Храм Воскресения – это место, где в духовном плане постоянно «искрит». Моему сердцу близка одна подлинная история об арабском мальчике, у которого во время молитвы Патриарха сами собой загорелись свечи в руках (а стоял он на лесах, возведенных вокруг Кувуклии). И этот ребенок погасил свечи, потому что Патриарх еще не вынес Огонь. В его поступке я вижу такую духовную простоту и высоту, такое послушание Богу и Церкви, которое могут иметь только великие святые»[21].
Религиозный писатель и общественный деятель 19 века Сергей Нилус писал: «Как-то вскоре после пасхальных дней я, в числе нескольких вновь прибывших паломников, сопровождал Патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поставил так вопрос:
- Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в кувуклии?
Престарелый Архипастырь, не обращая внимание на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное):
- Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе.
Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет.
Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фитилём свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и - свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады. Предоставляю за сим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный вопрос»[22].
…Мгновение спустя весь храм оказывается пронизанным молниями и бликами. Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые греческим, а затем и армянским Патриархом. От их свечей Огонь возжигают православные арабы, разносящие огонь по храму и вне его.
Учредитель Фонда святителя Василия Великого К. В. Малофеев, неоднократно присутствовавший на церемонии схождения Благодатного Огня рассказывал: «Картинка с арабами выглядит ещё интереснее вживую. Собственно говоря, в той самой толпе в храме, в тот момент, когда ты получаешь огонь, это получается так: Патриарха из Кувуклии подхватывают дюжие алтарники арабы-христиане, и они его на плечах практически бегом быстро несут через строй /собравшихся/. И в этот момент те, кто стоят близко, они прямо от Патриарха зажигают свои свечи и передают тем, кто стоит сзади. Вот в этот момент ты зажигаешь свой огонь, ты стоишь в детском восторге, пытаешься умываться /огнём/… А одновременно следующая картинка после Патриарха, на которую ты поднимаешь глаза, это арабы, которые громко кричат, будем называть это кондаками и тропарями, но мне больше кажется похожим на футбольные кричалки. Более того, когда мне перевели люди, знающие арабский, это что-то типа „Христос наш! Он родился в нашей деревне!“. И в этот момент у них щенячий восторг: они скачут, громко топают, громко кричат, и ты к этому невольно присоединяешься. В нашем русском степенном, суровом, безулыбочном стоянии вдруг ты начинаешь присоединяться к этой мальчишеской радости, что, да, Христос наш, и Он родился в нашей тоже деревне. И вот мы все вместе начинаем это как-то кричать. Веселье, радость, все друг друга целуют, улыбаются… И так потихонечку это всё становится таким вселенским ликованием»[23].
В настоящее время гонцы-арабы, еще пока Патриарх находится в Кувуклии, получившие через специальные отверстия от него Огонь, разносят его по всему храму. Однако не все зажигают огонь от них, у некоторых он загорается сам. У кого-то обугливаются фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхивают светильники или пучки свечей. Один из свидетелей отмечал, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.
После того, как вышедшего из Кувуклии Патриарха уводят в алтарь, народ бросается прикладываться внутрь Гроба, свидетельствуя, что вся плита мокрая, как будто смочена дождем[24].
От этого Благодатного Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь доставляется в разные страны. На протяжении многих лет делегации Русской Православной Церкви привозят его и в нашу страну.
Касаясь вопроса чудес в христианстве, мы должны заметить, что в отличие от магических практик, совершение того или иного таинства (происхождение чуда) не зависит от какой-то определенной формулы или совокупности действий того или иного человека. Таинство (чудо) совершается исключительно Божественной силой, благодатью и властью и исключительно по Его воле. И католики, и представители Армянской Церкви, вполне грамотны, чтобы прочитать молитвы на схождение Огня. Но воля Господа в другом. Как еще один пример можно привести уже упоминавшегося нами Фульхерия Шартрского, который был участником I Крестового похода и священником короля Балдуина I, и пытался добиться схождения Благодатного Огня в Великую Субботу 1101 года, когда в церкви Воскресения богослужение совершалось только по римскому обряду – но это закончилась для участников неудачно. Несмотря на наличие параллельных чтений на греческом языке, усердное моление латинского патриарха и многократное «Кирие элейсон[25]» согласно "древнему обычаю", Благодатный Огонь обретен не был. Исторически засвидетельствовано, что схождение Благодатного Огня совершается только Православным Иерархом и только на Православную Пасху. Общеизвестно так же и древнее пророчество, согласно которому однажды Благодатный Огонь не сойдет. И не потому, что у Патриарха не окажется спичек или зажигалки, чтобы совершить «церемонию», «representation»!
Хотелось бы также напомнить, что в последние годы уже были случаи «несовершения» чудес на Иордане и на Фаворе. И, скорее всего, не потому, что что-то в церемонии «совершалось» не так. Причину, видимо, стоит искать в другом.
Развернувшийся на наших глазах константинопольско-украинский неканонический «сговор» и, как следствие, получение раскольниками «томоса», свидетельствует прежде всего об общем упадке веры и благочестия, потере благоговения и страха перед Господом и Канонами Его Церкви, долженствующими быть незыблемыми и бережно хранимыми.
Три случая знает наша история когда Благодатный Огонь не сходил: 1) в Великую Субботу 1101 года, когда Православные не были допущены Римо-католиками; 2) в Великую Субботу 1579 года, когда Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня; и 3) в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947), когда английский губернатор попытался запретить «дикарские» пляски православных арабов. Но все три случая произошли не по вине Православных христиан. Возвращаясь к началу нашего очерка, возьмем на себя смелость предположить, что причиной несхождения Благодатного Огня явится (однажды) исключительно общее оскудение святости и благодати в лоне Церкви Православной. Скорбью и болью будут наполнены наши сердца, когда древнее пророчество свершится по вине нашего отпадения в безблагодатность.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] http://orthochristian.com/118545.html
[2] Гроб Господень, или Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.
[3] Хотя греческие священнослужители употребляют слова не «Благодатный Огонь», а «Святой Свет» - άγιον φως.
[4] Говоря о нетварном Свете, который осветил Гробницу Христову, он пишет: " Сие виде Петр верил, видел же не точию чувственныма очима, но и высоким апостольским умом. Исполнен убо был Гроб Света, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя - чувственне и душевне. Аще убо свет праведным присно, яко-се есть писано, то кольми паче у Бога праведных"
[5] напр., «Итинерарий» Бернарда Монаха (ок. 870), письмо Арефы, архиеп. Кесарии Каппадокийской, эмиру Дамаска (X в.), сообщение араб. историка Масуди (X в.), рассказ клирика Никиты (947), «История» Радульфа (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101), Житие и хождение Даниила, игумена земли Русской (1106-1108) и др.- см. Bertonière. P. 40-45 (http://www.pravenc.ru/text/150073.html#part_4)
[6] http://www.btrudy.ru/resources/BT35/145_Pentkovsky.pdf (стр. 149)
[7] http://www.btrudy.ru/resources/BT35/145_Pentkovsky.pdf (стр. 150)
[8] http://www.holyfire.org/AvdulovskyFM_SviatiyOgon.htm#II
[9] http://palomnic.org/holly_fire/svidetel/
[10] http://www.pravoslavie.ru/guest/gavriil.htm
[11] http://www.dopotopa.com/i_greshnov_katoliki_i_blagodatniy_ogon.html
[12] Там же
[13] Нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог.
[14] Дмитриевский А. А. Церковные торжества на православном Востоке. Изд. Православного Палестинского общества, 1909.
[15] «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»
[16] https://www.youtube.com/watch?v=ACWMwzAEJtU&t=6m34s (с шестой минуты)
[17] http://www.pravoslavie.ru/put/080426153810.htm
[18] Пападопуло-Керамевс А.И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894. С. 10–11.
[19] http://www.holyfire.org/image/blist.mpg
[20] http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=759
[21] http://www.odinblago.ru/liturgika/beseda_o_blago_ogne/
[22] Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911, с. 183- 187.
[23] https://www.youtube.com/watch?v=wRt5jwIH5fk&t=58s
[24] Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991г.
[25] Господи помилуй (греч.)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs