ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Новая программа обороны Японии: реакция соседей

12:23 20.12.2018 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

18 декабря японское правительство приняло новую Программу обороны Японии и дополняющий ее Промежуточный план подготовки сил обороны Японии, в которых предусмотрено увеличение военного бюджета страны на 10% в ближайшие 5 лет. Планируются значительные структурные преобразования сил самообороны, реконструкция существующих военных кораблей и превращение их в авианосцы, масштабные закупки новой военной техники и многое другое.

В силу исторических причин, связанных с ролью Японии во Второй мировой войне, ее деятельность в военной сфере и безопасности вызывает пристальное  внимание соседних азиатских стран и международного сообщества в целом. В частности, Китай неизменно требует от Японии строгого соблюдения ее политических обязательств в отношении исключительно оборонительного характера своей  военной деятельности.

Вот и сейчас новая японская программа вызвала достаточно сильную реакцию в Пекине. И не удивительно - содержание документа во многом касается Китая, в нем выражается «серьезная обеспокоенность» тенденциями развития деятельности Китая в сфере военного дела и безопасности. Под предлогом роста «китайской угрозы» предлагается усилить потенциал Сил самообороны Японии в военно-космической и информационной сферах, создать структуры, способные вести боевые действия за пределами страны.

В Пекине заметили и то, что в течение следующих пяти лет оборонный бюджет страны составит рекордную для военного бюджета сумму, эквивалентную 243 млрд. долларов. Ранее изменения в японскую программу обороны могли вноситься раз в 10 лет и реже, однако в последние годы процесс обновления программы заметно ускорился.

Официальный представитель МИД КНР сделала по этому поводу заявление, в котором говорится, что содержание документов в относящейся к Китаю части превратно толкует оборонное строительство Китая и его военную деятельность, допускает фальшивые суждения в их отношении. В связи с этим китайская сторона выразила резкое недовольство и категорические возражения и сделала Японии строгое представление[1].

А вот кто точно будет доволен новой программой обороны Японии, так это американский военно-промышленный комплекс. Можно ждать выгодных заказов: в плане подготовки сил обороны Японии предлагается внедрение в ближайшие пять лет наземных противоракетных комплексов Aegis, а для реконструируемого авианесущего флота предусмотрено использование в качестве палубной авиации малозаметных истребителей с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35B.

А что же Россия? В Москве наверняка внимательно следят за планами размещения в Японии комплексов ПВО Aegis ashore, особенно в контексте американских угроз выйти из ДРСМД и разместить свои ракеты средней и малой дальности в Восточной Азии. Американские системы ПВО в Южной Корее и Японии рассматриваются Россией и Китаем как дестабилизирующий элемент в системе региональной стратегической стабильности. В Москве считают, что подобные системы, также размещенные в Польше и Румынии, являются элементами будущей глобальной системы ПРО, которую создают Соединенные Штаты для достижения опять же глобального стратегического превосходства.

Россия также рассматривает планы японских военных приготовлений в контексте возобновившегося японо-российского диалога о заключении мирного договора и о судьбе южной части островов курильской гряды. В Москве ожидают учета российских озабоченностей по поводу нарушения стратегического баланса в регионе.

Тем временем Япония выразила России протест из-за строительства казарм для военнослужащих на Курильских островах Итуруп и Кунашир, и, по словам министра иностранных дел России С. Лаврова, не выражает готовности признать итоги Второй мировой войны при подготовке двустороннего мирного договора.

Ситуация с военными приготовлениями и планами оборонного строительства в Восточной Азии становится более нестабильной. Последние решения Токио в этой области выглядят по меньшей мере странными на фоне российско-японских переговоров по региональным вопросам. И в этой связи назревает вопрос о создании региональной системы мер транспарентности и военного доверия по различным категориям вооруженных сил и вооружений. Туда следует включить и размещаемые в регионе «оборонительные» системы ПВО театра военных действий, учитывая их особый, потенциально дестабилизирующий характер.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати