Фото: rusvst.ru.
В Институте Европы Российской академии наук состоялась V Ежегодная конференция по безопасности «Стратегическая автономия Европейского союза: цели и средства, проблемы и перспективы», организованная при участии Ассоциации европейских исследований (АЕВИС) и Центра Мартти Ахтисаари (CMI). В деятельности форума приняли участие ученые, эксперты и должностные лица из России и государств-членов ЕС, а также их стран-партнеров.
Стратегическая автономия и оборонная политика ЕС
Директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН, вице-президент АЕВИС Алексей Громыко проанализировал перспективы Глобальной стратегии ЕС, принятой в 2016 году и направленной на достижение стратегической автономии, содействие мира и безопасности внутри и вне границ Европейского союза. В частности, он отметил, что интерес к идее создания единой европейской армии испытывают в странах-лидерах Европейского союза – Франции и Германии. В последнее время он особенно возрос. Лидеры ЕС не могут не учитывать, что после прихода в Белый дом президента Дональда Трампа им сложно рассчитывать на безусловную поддержку со стороны США. 6 июня 2018 года, выступая на сессии Европейского парламента в Страсбурге, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что создание общих вооруженных сил ЕС показало бы что на континенте невозможна война. Однако выполнение подобной задачи – длительный процесс, связанный с проведением в жизнь грамотной культурной стратегии.
В июне 2017 года на саммите Европейского союза в Брюсселе представители стран Балтии, и прежде всего Литва и Эстония, выступили за создание на территории Европы так называемой «военной шенгенской зоны». Ее целью, по замыслу инициаторов, должно стать оперативное перемещение войск по территории континента с запада на восток. Для достижения этого результата необходимо образовать Постоянное структурированное военное сотрудничество (Permanent Structured Cooperation, PESCO) и учредить Европейский оборонный фонд. Предложение нашло поддержку у Европейской комиссии и 25 стран-участниц ЕС.
В то же время и в Берлине, и в Париже понимают, что интеграция европейского военно-промышленного комплекса и усиление его конкурентоспособности по аналогии с ВПК Соединенных Штатов – задача не одного десятилетия. Однако первые шаги предпринимаются уже сейчас. В частности, 12 апреля 2018 года на заседании германо-французского совета министров обороны было принято решение о разработке проекта нового боевого самолета – истребителя шестого поколения, над созданием которого будут трудиться ведущие авиастроительные концерны Европы. Первый полет новой машины состоится не ранее 2040 года.
Одновременно руководство Североатлантического альянса работает над проектом размещения вооруженных сил на границах с Российской Федерацией. Этот замысел был предложен Пентагоном и в целом одобрен на встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе 7-8 июня 2018 года.
Новый план известен под названием «Четыре по 30». Согласно замыслу, он предусматривает создание в НАТО 30 мотопехотных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к применению в течение 30 дней. Подобные подразделения должны стать дополнением к оперативным силам быстрого реагирования и объединенной группе повышенной готовности НАТО, образованным по решению саммита НАТО, прошедшего в Уэльсе в 2014 году. Логистический центр командования НАТО будет размещен в Ульме (земля Баден-Вюртемберг, Германия).
В июне 2018 года Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Европейской комиссии Федерика Могерини на конференции Европейского оборонного агентства предложила заложить на 2021-2027 годы заложить семилетний оборонный бюджет, направленный на развитие стратегической самостоятельности Европейского союза. Сумма в 13 млрд. евро будет направлена на поддержку инвестиций в передовые технологии и оборудование, включая беспилотные летательные аппараты и зашифрованное программное обеспечение.
Значительную опасность для стран Евросоюза представляют террористическая угроза и проблема беженцев из стран Ближнего и Среднего Востока. По данным Европола, число совершенных радикальными террористами террористических актов удвоилось с 2016 года (количество преступлений – с 13 до 23, погибших в них людей – с 30 до 62). Тем не менее, нарратив «российской угрозы» остается по-прежнему очень актуален и мешает взаимодействию Москвы и Брюсселя.
Диалог России и Европы неизбежен
Тезисы Алексея Громыко развил программный директор Центра Мартти Ахтисаари Вилле Брюммер. По его словам, для выхода из сложившегося положения необходим комплексный подход. Противоречия между Россией и Европейским союзом не могут быть поняты в отрыве от общемировых тенденций, подробного их анализа. Необходимо учитывать и те изменения, которые произошли в последние годы во внутренней и внешней политике ряда стран. «В начале 2000-х годов многие проигнорировали те тенденции, которые сейчас в полной мере дали о себе знать, - отметил эксперт. – Поэтому в долгосрочной перспективе даже вполне очевидные и предсказуемые события стали для многих сюрпризом».
Что необходимо сделать для того, чтобы вывести из кризиса отношения между Россией и ЕС? Ответу на этот вопрос было посвящено выступление директора Департамента Общеевропейского сотрудничества МИД России Андрея Келина. По словам дипломата, прошедшее 6-7 декабря 2018 года в Милане заседание Совета министров иностранных дел стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) показало, что в Европе уже четвертый год не спадает внешнеполитическая напряженность. На континенте пахнет если не грозой, то серьезным конфликтом. Для того, чтобы предотвратить такую перспективу, необходимо возвратиться к тем принципам, на которых изначально создавалась ОБСЕ. Причина обострившихся в Европе противоречий – неправильная архитектура безопасности, в основе которой лежат интересы НАТО. В итоге расширение Североатлантического блока на восток привело к консервации разделительные линий на континенте, что имеет неприятные последствия не только для Европы, но и для имеющего стратегически важное значение Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как подчеркнул А.Келин, Россия последовательно защищает на международной арене принципы единой и неделимой безопасности на Европейском континенте. Положительным итогом прошедшего заседания СМИД ОБСЕ российский дипломат назвал возобновление диалога Министра иностранных дел России Сергея Лаврова с коллегами в Европе: Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности в Еврокомиссии Федерикой Могерини, а также министрами иностранных дел Франции и Германии.
А.Келин отметил, что вопрос стратегической автономии ЕС восходит к давней дискуссии о европейской идентичности, начавшейся еще в 1940-х годах. В 1952 году шесть стран Европы – Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург - подписали договор о Европейском оборонительном сообществе. Однако по ряду причин он так и не вступил в силу.
Со своей стороны Москва стремится к сотрудничеству с Брюсселем по ряду важнейших вопросов. В частности, Российская Федерация взаимодействует с ЕС по вопросу о Всеобъемлющем плане действий по иранской ядерной проблеме. Во время своего визита в Париж 11 ноября 2018 года Президент России Владимир Путин оценил стремление Европы к самостоятельности как в целом положительную тенденцию в условиях многополярного мира. В то же время наша страна критикует расширение НАТО, которое скорее свидетельствует о стремлении США сохранить свою гегемонию и мало соотносится с самодостаточностью европейских стран. «Подобная практика может затрагивать не входящие в альянс страны, размывая тем самым их нейтральный статус. Если раньше опасений не было, то теперь мы будем внимательно следить за происходящими процессами», - отметил А.Келин. Взаимодействие и сотрудничество в районе Африканского Рога. Нынешнее состояние дел на Ближнем Востоке диктует сотрудничество с целью кризисного урегулирования. В то же время интенсивность политического сотрудничества с ЕС отстает от объемов российско-европейского товарооборота.
Выступления российских представителей вызвали интерес у представителей дипломатического корпуса стран Европы. Посол Франции в России Сильви Берман выразила сожаление по поводу кризиса в отношениях Брюсселя и Москвы, поскольку в Париже Россия рассматривалась как важный элемент безопасности в Европе. На повестке дня находятся важнейшие вызовы, связанные с цифровизацией в экономике, а также кибербезопасностью. Тем не менее, по словам г-жи Берман, Европа и дальше будет полагаться в вопросах обороны на тесное сотрудничество с США, поскольку у Брюсселя довольно ограниченные ресурсы, препятствующие конкуренции Старого и Нового света на равных. Конечно, формирование нового Европейского фонда обороны – это крупнейший прорыв, однако переоценивать его значение не стоит. Вместо создания отдельной европейской армии необходимо укрепить и развивать механизмы совместного сотрудничества и консультаций, а для этого необходимо постоянно контактировать друг с другом. Еще в 2008 году Россия предложила подписать Договор о европейской безопасности. Вероятно, возможно было бы вернуться к обсуждению этого вопроса.
Со своей стороны Посол Германии в России Рюдигер фон Фрич отметил, что стремление к стратегической автономии ЕС не предполагает замены НАТО другой структурой. Оно направлено на формирование наиболее рационального способа использования наличных ресурсов. Германский дипломат выразил сомнение в будущем многополярного мира, которое рано или поздно меняется . «Можно с уверенностью сказать, что полицентризм в своей основе провалился, - заявил он. – Наш подход предполагает скорее мультилатерализм, который позволяет нам избегать противоречий в отношениях со своими партнерами».
Особое значение для Евросоюза сохраняют отношения с Китаем. Последние обладают значительным потенциалом и одновременно представляют собой серьезный вызов. «В наших интересах найти область совместного сотрудничества, не подрывая трансатлантического партнерства», - отметил Рюдигер фон Фрич.
Посол Италии в России Паскуале Террачано отметил, что само формирование Европейского союза рассматривалось поначалу как основа формирующегося нового полюса, своеобразный антидот против однополярного мира, сформировавшегося после окончания холодной войны. ЕС должен был поддерживать закон и порядок на континенте и способствовать международному сотрудничеству. так или иначе возникает ограничение в определенных областях. Однако, как показали дальнейшие события, Брюсселю также пришлось изживать определенные иллюзии. Он недостаточно учитывал тот факт, что Россия - европейская страна с сильным евразийским компонентом идентификации. Упорство в их отстаивании привело к тому, что в опасности оказалась важнейшая основа безопасности на континенте – Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (ДРСМД). По этому вопросу неизбежно предстоит вести диалог с Москвой. Итальянский дипломат согласился со своим германским коллегой, что отношения с Китаем – крупнейший вызов для всех стран-участниц ЕС, поскольку эта страна совершенно очевидно стремится к мировому лидерству и совершенно точно не будет участником договора РСМД. Почему бы в таком случае не подумать о заключении нового договора, ограниченного исключительно Европой?» - отметил он.
Что ждет систему контроля над вооружениями?
Научный руководитель Института США и Канады Сергей Рогов выразил глубокий скепсис по поводу перспектив создания европейской армии. Он напомнил, что после распада СССР была предпринята попытка создать объединенные вооруженные силы СНГ, однако она потерпела неудачу, поскольку Содружество оказалось для этого слишком рыхлым государственным образованием. В Европейском союзе слишком сильны противоречия между его старыми и новыми участниками, причем последние, с целью повышения собственного статуса, занимают все более проамериканские позиции и втягивают в противостояние с Москвой Брюссель. Основная сложность в том, что США стремятся получить максимальную свободу рук во внешнеполитических делах, ведя дело к выходу из основных международных договоров, направленных на контроль над вооружениями и избегают любых многосторонних переговоров. В свою очередь, Брюссель старается избегать публичных разногласий с Соединенными Штатами по острым вопросам, стремясь продемонстрировать трансатлантическое единство. В результате произошел полный развал сложившейся системы безопасности в Европе. «Через восемь месяцев, если не произойдет чуда, Договор РСМД прекратит свое существование, а еще через пару лет при сохранении прежних тенденций мы можем получить кризис, более мощный чем Кубинский», - заключил ученый.
Директор Центра международных исследований Андреа Марджелетти отметил, что в настоящее время перспектив создания единых вооруженных сил объединенной Европы нет. «У нас, по факту, нет европейского правительства, - заявил он. - ЕС – это группа государств. Как можно воевать, если нужно договариваться с более чем 20 государствами? Зачем нужны вооруженные силы, если нет политической воли их создать? Сейчас проблемы нелегальной миграции ближе Западной Европе, чем гипотетические русские танки Т-80».
Депутат Европейского парламента от Латвии Мирослав Митрофанов отметил, что в настоящее время происходит потеря управляемости социальными и политическими процессами в ЕС. Ярким примером могут служить массовые выступления во Франции и Бельгии, вызванные глубоким разочарованием европейцев собственными политиками и осознанием того, что новые поколения уже не будут жить лучше, чем их родители.
М.Митрофанов считает, что основное противоречие внешней политики Европейского союза заключается в разрыве между стремлением к стабильности и одновременным навязыванием своим партнерам ценностей, которые те по разным причинам не готовы принять. Можно даже говорить о своеобразном мессианстве Брюсселя. Об этом свидетельствует и позиция ЕС по поводу «арабской весне», о которой ныне не слишком принято вспоминать, ибо социальные перевороты на Востоке дали эффект, совершенно обратный демократизации и экономическому прогрессу.
Двойственность позиции ЕС во внешней политике постоянно дает о себе знать. М.Морозов привел яркий пример. В отличие от арабского Востока, где Брюссель поддерживал противников существовавших режимов, в Средней Азии и Монголии поддержка оказывается прежде всего силам, заинтересованным в стабильности существующих режимов. Это не удивительно: в ЕС понимают значение афганского фактора и вынуждены считаться с наркоугрозой для европейского континента. В то же время в отношении России права человека оказываются на первом плане по сравнению с остальными вопросами. Более того, риторика ряда стран ЕС, прежде всего государств Прибалтики и Польши прямо направлена на навязывание НАТО агрессии против России. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку достаточно любой искры, чтобы произошло непоправимое.
Разумеется, не могли на конференции обойти кризис на востоке Украины. Известный политолог, Директор Института стратегических исследований «Новая Украина» (Киев) Андрей Ермолаев был в своих выводах более чем категоричен. «После событий, произошедших в Керченском проливе, Россия и Украина оказались на грани фронтального столкновения и войны наши страны находятся на грани фронтального столкновения. То, с чем мы сейчас имеем дело – это не холодная война. Это кризис, вызванный наступлением эпохи национального прагматизма, противопоставить которому можно элементы гражданской гуманитарной дипломатии и возврат к принципам Хельсинкских соглашений, может быть, на базе ОБСЕ», - отметил он.
По словам А.Ермолаева, основной опасностью конфликта между Киевом и Москвой становится кардинальное изменение психологии людей. «Нужно признать: Донбасс действительно еще до 2014 года был беременен социальной революцией. Игнорирование этого факта новой властью в Киеве привело к трагическим последствиям. Однако сейчас необходимо прекратить конфликт, в ходе которого в этом регионе уже выросло поколение, которое не видело ничего, кроме войны. В противном случае мы рискуем однажды не узнать страны, в которых живем», - отметил политолог.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs