фото: Суманеев Юрий
В последние годы ситуация в сфере туризма в России остается нестабильной. С одной стороны наша страна провела целый ряд спортивных, научных и культурных мероприятий мирового уровня. Успешность их проведения признали даже жесткие критики современной России. Люди, посетившие эти мероприятия, особенно Олимпиаду в Сочи 2014 и Чемпионат мира по футболу 2018, открыли для себя гостеприимную и современную Россию. Данные социологических опросов показали, что большинство зарубежных туристов были приятно удивлены уровнем сервиса, ценами и безопасностью, не говоря уже о радушии россиян. С другой стороны, из-за событий 2014 года на Украине, последовавших за ними антироссийских санкций и травли нашей страны на всех уровнях со стороны Запада, многие потенциальные туристы, в том числе и деловые, сегодня с осторожностью относятся к посещению нашей страны. Большинство людей искренне верят властям и СМИ своих стран; в свою очередь СМИ и власти охотно пользуются авторитетом, репутацией и силой закона, используя все это как инструменты влияния на общественное мнение для достижения политических целей.
Учитывая эти и многие другие обстоятельства, руководство России уже не первый год вносит коррективы в действующее миграционное законодательство и реализует ряд других мер для того, чтобы облегчить визовый режим для иностранных граждан, не ослабив при этом национальную безопасность. Один из механизмов, призванный к реализации данных мер - введение электронных виз. По этому поводу в Совете Федерации состоялся расширенный «круглый стол» с участием представителей различных комитетов, министерств и ведомств, представителей профильных организаций и бизнеса в сфере туризма. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев во вступительном слове обратил внимание участников на то, что: «К вопросу усовершенствования миграционного законодательства необходим комплексный, а не точечный подход, поскольку область его применения находится на стыке компетенций различных министерств и ведомств: МИД, МВД, ФСБ, пограничные службы, ФМС, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) и других. У каждого из профильных структур есть свои приоритетные задачи. В общем, их можно разделить на две категории: экономические вопросы: задачи материальной пользы государству и вопросы безопасности: задачи предупреждения возможного вреда государству. Поэтому здесь важно соблюдать баланс между этими двумя комплексами задач и вырабатывать срединный, компромиссный вариант». К. Косачев добавил, что для реализации этой цели, 31 октября 2018 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 г.г., в которой особым пунктом прописано совершенствование административных процедур в сфере миграции, в том числе «внедрение электронных форм взаимодействия получателей государственных услуг с предоставляющими их органами и организациями, использование формата многофункциональных центров и иных организационных и технических решений».
На сегодняшний день прибывающим в РФ через пункты пропуска свободного порта Владивосток, пункты пропуска Особой экономической зоны в Калининградской области и воздушные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа гражданам иностранных государств из утвержденного списка оформляются электронные визы. В списке на сегодняшний день 18 государств: Алжир, Бахрейн, Бруней, Индия, Иран, Катар, КНР, КНДР, Кувейт, Марокко, Мексика, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сингапур, Тунис, Турция, Япония. Более 75% всех воспользовавшихся возможностью посещения России по электронной визе на текущий момент составляют граждане Китая, примерно 20% поданные Японии, на долю остальных стран приходится менее 5%.
Изначально иностранцев с электронными визами принимал лишь аэропорт «Кневичи» во Владивостоке. Спустя год оборудованием для считывания информации с электронного разрешения оснастили еще 5 воздушных ворот. В ближайшее время принимать иностранцев с электронными разрешениями на въезд начтут аэропорты Якутска и Магадана.
В настоящее время процедура оформления и выдачи электронных виз действует на территории определенных субъектов Российской Федерации: это Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Сахалинская область и Чукотский автономный округ. То, что данная инициатива реализуется в первую очередь в самой восточной и части нашей страны руководство объясняет естественной географической составляющей, а именно, активным взаимодействием этих субъектов РФ с иностранными государствами в сферах бизнеса и туризма. Точно такое же обстоятельство объясняет присоединение в ближайшее время к программе электронных виз и самого западного региона РФ – Калининградской области, которую посещает ежегодно более 1 миллиона человек из стран Европы и Прибалтики.
Электронная виза оформляется при подаче заявления на соответствующем сайте МИД РФ в срок до 4 дней с момента подачи, но по словам экспертов, рассмотрение в среднем занимает один-два рабочих дня. Данная виза дает право находиться в одном из субъектов РФ сроком до 8 дней.
Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию по электронным визам, имеют право на свободу передвижения в пределах территории одного субъекта, в который был осуществлен въезд. Выезд осуществляется только из того же самого субъекта. По словам одного из участников «круглого стола» Александра Аксенова, заместителя начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ: «Что касается правил пребывания в одном субъекте, то мы фиксируем случаи, когда иностранные туристы покидают разрешенные для пребывания субъекты РФ и нам приходится их искать по всей России. Было несколько случаев, когда человека находили через несколько месяцев в совсем другой части страны, куда у него не было разрешения на въезд, также сроки пребывания на территории РФ у него давно истекли. Это в основном граждане КНР. Но число нарушений совсем незначительно – около 20 эпизодов за все время. Из общего числа иностранцев, воспользовавшихся электронными визами, из 40 тысяч въехавших, это крайне малая цифра». Как отметили при этом участники главная трудность состоит не в нарушениях действующего законодательства при нахождении иностранцев на территории РФ, а взаимодействие с ними на этапе получения электронной визы. Алексей Климов, заместитель директора Консульского департамента МИД РФ, отметил: «Из поданых на электронную визу заявлений более 30% оказались «фейковыми»: это и некорректные данные и несуществующие люди. Из 56 тысяч заявлений реально воспользовались электронными визами около 40 тысяч. Это наша головная боль. Если так будет продолжаться в будущем, нам придется ввести сбор за оформление электронной визы. Сбор будет умеренным. Его задача состоит именно в отсеивании людей, которые просто хотят потренироваться в заполнении анкет».
Что касается общей пользы от введения электронных виз, то все участники «круглого стола» были единодушны. Так Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, отметил: «Туризм – один из резервов развития экономики. Это бизнес молодых, тем более когда дело касается цифровых технологий в бизнесе. Сегодня занятость молодежи – более актуальная проблема, чем например занятость людей предпенсионного возраста».
Сама конъюнктура мировой экономики предполагает увеличение трат на туризм, поездки, в том числе и деловые, людей из самых разных стран. Люди с каждым годом становятся мобильнее, а технологии в сферах коммуникации и туризма позволяют посетить самые разные уголки планеты. Олег Сафонов, руководитель Федерального агентства по туризму, подкрепил этот тезис соответствующими статистическими данными: «За прошлый год объем общемирового туризма увеличился на 6,7%. Если учесть средний рост мирового ВВП 2-3%, то можно сказать, что туризм сегодня – локомотив мировой экономики, а не наоборот, как это было 10-20 лет назад. В России рост в туристической отрасли составил 8% в 2017 году. Это не рекорд, например, 2013 года, но динамика позитивная, этого нельзя отрицать. Хочу отметить, что по электронным визам в соответствующие субъекты РФ въехали 14-15% от общего числа иностранцев, посетивших данные субъекты в тот же период времени».
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров отметил: «Несмотря на все положительные моменты, мы имеем отрицательное сальдо 20 млрд долларов по въездному туризму: гораздо больше россиян выезжают за рубеж и тратят там значительно больше денег, чем иностранцы приносят денег в наш бюджет и нашему бизнесу». Были приведены и данные по миру: в 2017 году во Францию въехало более 87 млн туристов, в Испанию – 82 млн, в Китай – 61 млн, в Россию – всего 24 млн. При этом траты туристов на территории России и других стран просто несоизмеримы. К примеру, за 2017 год иностранцы оставили в США 231 млрд долларов, а в России – около 12 млрд. По этому показателю наша страна находится лишь на 34 месте рейтинга. «Нужно расширять список безвизовых стран и стран с упрощенным получением виз, в том числе и электронных. Сегодня, как уже говорилось, это 18 стран. Причем это в основном бедные страны. Интересная ситуация: для туристов из богатых и безопасных стран в Россию нужна виза, а для жителей стран со слабой экономикой – не нужна. Например немцу можно без визы посетить 188 страны мира без визы. А Россию без визы ему посетить нельзя. Конечно он пойдет и отвезет свои деньги в другую страну, простимулирует другую экономику. Зато граждане бывшего СССР могут посещать Россию без визы, что они и делают. По статистике около 70% от всех въезжающих иностранцев – это граждане бывшего Союза. Они в основном посещают родственников и друзей и много денег у нас не оставляют», - заявил В. Джабаров.
Наряду с целым рядом преимуществ электронных виз, на практике появились и существенные недостатки, связанные с ними, в первую очередь вопросы межведомственного взаимодействия и защиты информации от киберугроз. По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александра Ракитина: «Прежде чем говорить о расширении зоны действия электронных виз нужно осуществить реконструкцию и адаптацию к этим технологиям погранично-пропускных пунктов. Это сейчас мы справляемся, когда в программе участвуют несколько субъектов и относительно небольшой человеко-поток. Надо понимать, что с увеличением числа пользователей возрастет уязвимость системы и число граждан, которые захотят использовать эту систему для противозаконных целей. Ведь любая система основана на принципе взаимодействия клиент-интерфейс, поэтому везде присутствует человеческий фактор. И любые действия людей в конечном счете должны контролировать и анализировать другие люди. Это подразумевает расширение и обучение штатов соответствующих структур и ведомств».
Резюмируя доводы всех участников, К. Косачев в заключительном слове отметил: «Внедрение системы электронных виз однозначно требует дальнейшего развития. Въездной туризм – стратегическая отрасль российской экономики. Однако нельзя забывать и о национальной безопасности. Необходимо продумать все и тщательно выверить дальнейшие действия. Учитывая специфику, демографию, географию нашей страны необходим различный подход к различным субъектам РФ. Также и в отношении иностранных граждан: в этом вопросе не может быть универсального подхода ко всем странам. Необходимо учитывать все факторы: меняющуюся геополитическую обстановку, новые тренды мировой экономики и новые мировые угрозы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs