Фото: ru.wikipedia.org
В Институте востоковедения РАН прошла конференция, посвященная проблемам Ближнего Востока и Африки. Основное внимание ученые уделили сирийскому конфликту. Востоковеды уверены, что главным в нем является внешний фактор. По мнению ведущего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Бориса Долгова, конфликт стал следствием американской модели глобализации.
Когда он начинался в марте 2011 года, это были локальные проявления недовольства. Население отвечало на незаконные действия полиции. Местные власти интерпретировали это, как борьба преступными формированиями. Локальные протесты развивались и переходили в демонстрации. В ответ шли выступления в поддержку Башара Асада. Основными инициаторами протеста он назвал регионы, где в 80-х годах наибольшую поддержку получили «Братья-мусульмане» (террористическая организация, запрещенная в РФ).
Переломным Борис Долгов считает 2012 год, когда антиправительственным силам стали оказывать поддержку другие государства: «США сразу заявили о поддержке повстанцев, объявили Башара Асада нелегитимным тираном, воюющим со своим народом». По его словам, через Турцию шли потоки боевиков и оружия, создавались лагеря, где инструкторы НАТО их готовили и вооружали. Таким образом, сирийский конфликт превратился в глобальный. Теперь в нем участвуют США, монархии персидского залива и Россия. В Сирии, по оценкам Бориса Долгова, воюют боевики из 90 стран. Большая часть – это иностранные наемники (бойцы джихада).
Востоковед обратил внимание, что раньше США поддерживали исламистов, которые могут свергнуть режим Башара Асада и занять его место. Американская политика в этом совпадала с целями монархий персидского залива, а также задачами Израиля. Сирия противостоит Израилю, который оккупирует часть ее территории (Голанские высоты). Кроме того, убрать Башара Асада – это значит ослабить Иран и движение «Хезболла», которое поддерживает, в частности, и Сирия.
Последствия сирийского кризиса ощутили и страны, не вовлеченные в конфликт напрямую. Весь мир столкнулся с таким вызовом, как миграция, в том числе нелегальная. Из-за нестабильности и гарантий поддержания мира на Ближнем Востоке население массово мигрирует в другие регионы. Сирия вошла в число стран с наибольшим числом эмигрантов. В результате почти восьмилетнего военного конфликта на нее пришлось, по данным ООН, почти 24% беженцев. По этому показателю она опередила Афганистан и Ирак. Согласно оценкам, приведенным доцентом РУДН Еленой Савичевой, 6 миллионов сирийцев стали внутренне перемещенными лицами, 4,8 миллионов – это беженцы за пределами Сирии, которые разместились в 40 странах. Больше всего от такого потока беженцев пострадал Ливан, который принял 1,5 миллиона сирийцев. Сейчас они составляют четверть населения страны.
Чтобы решить проблему беженцев нужно способствовать политическому урегулированию и перейти к восстановлению страны. Борис Долгов видит препятствие в том, что в политическом процессе должны участвовать политические силы, а не вооруженные, как сейчас. Старший научный сотрудник ИВРАН Виктор Немчинов находит проблему в экономической сфере: «Сирия уже не восстановится, она безнадежно отстала в развитии. Ни государства, ни частные фонды не будут вкладываться в восстановление, так как это бесполезно».
Сегодня, когда сирийская армия при содействии российских ВКС одержала победу над «Исламским государством» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в РФ), США сосредоточили свою поддержку на курдах. Именно они, благодаря активным действиям в борьбе с ИГ, контролируют значительную часть сирийской территории. Появление Курдского государства, на взгляд главного научного сотрудника Центра исследования общих проблем современного Востока Урала Шарипова, грозит расколом не только Сирии, но также Турции и Ираку. «США поддерживает их, так как заинтересованы в ослаблении Ближнего Востока», – убежден эксперт.
Борис Долгов полагает, что в дальнейшем США хотят направить «джихад» в сторону Ирана, Центральной Азии и России. «Боевики ИГИЛ перебрасываются в Афганистан к границам стран Центральной Азии», – утверждает он. Причина такой политика, как отметил Виктор Немчинов, заключается в том, что динамику развития и расстановку сил в современном мире по-прежнему определяет «игра с нулевой суммой».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs